Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:28, реферат
Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.
Введение
1. Типология и классификация регионов
2. Кризисные регионы
3. Слаборазвитые регионы
4. Депрессивные регионы
5. Приграничные регионы
6. Развитее регионов России
Заключение
Список использованной литературы
«Ситуация приграничного
региона»
Исследование «Управление развитием приграничных
регионов в хронотопе постсоветского
пространства», еврорегион «Слобожанщина»,
N=500, 2012; при поддержке Федеральной целевой
программы «Научные и научно-педагогические
кадры инновационной России» на 2009-2013
годы» ГК№ 14.A18.21.0090.
Как Вы оцениваете положение дел в Вашем регионе в целом?
Коммуникационный потенциал приграничных регионов РФ:
Пригранич- |
Протяж. участка |
Кол-во трансгр. ж/д участков |
Кол-во авто- |
Прибл. значение |
Астраханская область |
518 |
2 |
20 (-/-/3/17) |
27 (140) |
Волгоградская область |
240 |
1 |
5 (-/-/2/3) |
48 (80) |
Саратовская область |
552 |
1 |
17 (-/5/2/10) |
31 (69) |
Оренбургская область |
1880 |
3 |
41 (2/8/2/29) |
43 (125) |
Челябинская область |
869 |
3 |
25 (1/4/5/15) |
31 (67) |
Курганская область |
574 |
2 |
23 (1/1/4/17) |
23 (72) |
Тюменская область |
168 |
- |
12 (-/3/3/6) |
14 (28) |
Омская область |
1020 |
3 |
41 (2/7/12/20) |
23 (43) |
Новосибирская область |
317 |
1 |
12 (-/3/2/7) |
24 (53) |
Алтайский край |
844 |
3 |
15 (1/5/-/9) |
47 (94) |
Республика Алтай |
517 |
- |
1 (-/-/-/1) |
480 (-) |
Рассчитано по: Человек и граница… . С. 6, 11, 14-16, 24, 29, 34, 43, 48; а также по данным автора. В данной таблице не отражены водные пути (морской - между Астраханью и Атырау (а также Актау), речные - по р. Иртыш между Павлодаром и Омском), трубопроводные коммуникации.
Располагая самым мощным
экономическим, военно-силовым, демографическим
и другим потенциалом по сравнению
со всеми сопредельными
Более проблематичным является
выбор варианта соответствующей
стратегии по отношению к российско-
Задача федерального центра
состоит не в том, чтобы знать
все местные условия и
6. Развитее регионов России
Статистические данные
Уровень жизни в регионе - это комплексная оценка демографического состояния, денежных доходов населения, жилищных условий, состояние потребительского рынка.
Данная таблица содержит информацию о валовом региональном продукте .
Валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. ВРП рассчитывается в текущих основных ценах (номинальный объем ВРП), а также в постоянных ценах (реальный объем ВРП).
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации (валовая добавленная стоимость в текущих основных ценах) - всего |
5753671,6 |
8741219,2 |
10742423,3 |
13964305,4 |
18034385,2 |
22492119,6 |
27963955,6 |
33908756,7 |
32007228,1 |
37398520,1 |
Центральный |
1841498,9 |
2878664,5 |
3577142,5 |
4617086,1 |
6278359,2 |
7965169,5 |
10208917,7 |
12674395,4 |
11405184,0 |
13363655,6 |
Северо-Западный |
578504,7 |
886843,2 |
1091026,5 |
1474882,0 |
1799780,2 |
2198608,0 |
2770190,2 |
3388222,1 |
3415870,7 |
3905154,0 |
Южный |
329695,3 |
519019,2 |
616085,3 |
766851,3 |
936055,9 |
1195194,5 |
1577082,9 |
2001111,5 |
1994912,5 |
2293686,1 |
Северо-Кавказский |
105178,0 |
174564,1 |
220169,6 |
275606,3 |
352070,0 |
457117,5 |
573220,1 |
728230,9 |
786670,9 |
887605,6 |
Приволжский |
1036789,0 |
1483309,6 |
1807987,0 |
2284895,8 |
2799035,9 |
3513341,6 |
4330427,6 |
5324051,1 |
4922531,5 |
5660129,9 |
Уральский |
866133,4 |
1335976,0 |
1659322,1 |
2234753,0 |
3091362,9 |
3720616,2 |
4236325,3 |
4815668,0 |
4360451,2 |
5087785,4 |
Сибирский |
687070,8 |
991736,7 |
1209596,7 |
1631782,5 |
1951299,4 |
2442999,2 |
2990665,1 |
3442209,8 |
3391088,1 |
4093589,0 |
Дальневосточный |
308801,5 |
471105,9 |
561093,6 |
678448,4 |
826421,7 |
999073,1 |
1277126,7 |
1534867,9 |
1730519,2 |
2106914,5 |
Существуют различные учреждения, которые занимаются развитием регионов.
«Министерство
регионального развития РФ»
|
«Институт развития регионов»
ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ – содействие сбалансированному развитию регионов и городов России на основе эффективного стратегического планирования. Сильные и стабильные регионы – залог успешного развития России.
Основная задача Института – разработка и сопровождение региональных программ и инвестиционных проектов, которые направлены на развитие субъектов Российской Федерации.
Основные направления деятельности :
• Стратегическое планирование социально-экономического развития территорий;
• Разработка и управление
реализацией федеральных, региональных,
муниципальных целевых
• Содействие реализации реформ федеративных отношений и местного самоуправления;
• Содействие реализации административной реформы;
• Содействие реализации реформы
жилищно-коммунального
• Разработка проектов государственно-частного партнерства;
• Разработка программ по привлечению внешнего финансирования.
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
создан в 2005 году как центр инвестиционного,
управленческого и
Основные последние
• в 2010 году велась разработка и экспертиза региональных программ стимулирования развития жилищного строительства в соответствии с требованиями ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Среди партнеров Института по этой работе: Брянская, Ленинградская, Оренбургская, Тамбовская области, республики Дагестан и Башкортостан, Приморский край.
• в 2011 году разработано 30 муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
• в 2011-2012 году разработано 8 региональных программ водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в соответствии с требованиями ФЦП «Чистая вода» на 2011-2017 годы.
• в 2011 году велась разработка и экспертиза региональных подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства.
5 трендов, по мнению эксперта, при комитете Госдумы по региональной политике, на которые нужно обратить внимание при развитии регионов:
Первый тренд — опережающая модернизация городов. При снижении институциональных барьеров ускорится расширение экономической зоны Московской столичной агломерации, области вокруг Москвы получат дополнительный приток инвестиций в производство товаров и услуг для огромного столичного рынка. Вторая составляющая — дорожное строительство для сокращения экономического расстояния. Растущий потребительский спрос будет также стимулировать рост инвестиций в сектор услуг и пищевую промышленность крупных городов — региональных центров и их пригородных зон. Первыми, конкурируя за инвесторов, будут притягивать инвестиционные ресурсы города-миллионники и близкие к ним по численности, что снизит гипертрофию Московской столичной агломерации. Конкуренция городов-центров ускорит модернизацию муниципального управления, если будет дополнена бюджетной децентрализацией и реальной выборностью мэров.
Второй тренд — реализация ресурсных преимуществ страны. Ресурсные преимущества России очевидны, поэтому улучшение институтов ускорит развитие нефтегазодобывающих и транзитных регионов европейского севера, Сибири и Дальнего Востока благодаря проектам совместной добычи топлива с использованием западных технологий. Использование еще одного ресурсного преимущества — обширных плодородных земель — будет стимулировать развитие агросектора и пищевой переработки регионов европейского юга, а при снижении транспортных издержек — и более удаленных регионов Поволжья и юга Западной Сибири. Современные формы интеграции производителей и поддержка государства позволят укрепить российские позиции на мировом продовольственном рынке.
Третий тренд — реализация преимуществ соседства с развитыми странами и выгод приморского положения на путях глобальной торговли. В регионах северо-запада, граничащих со странами Евросоюза, снижение барьерной функции границы и улучшение инвестиционного климата обеспечат приток инвестиций в отрасли переработки, поставляющие продукцию на экспорт и на рынок Санкт-Петербурга. Так развиваются приграничные регионы стран Центральной и Восточной Европы, преодолевшие институциональные барьеры. Преимущества транзитного положения западных и южных приморских регионов уже работает, но их развитие ускорится при снижении институциональных барьеров. Следом начнут расти приморские транзитные регионы Дальнего Востока, если преодолеют институциональные барьеры «бандитского капитализма» и получат инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, в том числе иностранные. Приток китайских инвестиций и контролируемое привлечение рабочей силы также будет содействовать росту экономики Дальнего Востока, особенно крупных городов.
Четвертый тренд — формирование центров инновационного развития за пределами Московской агломерации. Пока эту функцию могут выполнять лишь несколько крупных городов страны (Томск, Новосибирск, Екатеринбург и др.) с сохранившимся научным потенциалом. При улучшении инвестиционного климата они смогут получить венчурное финансирование, в том числе иностранное, развивать учебно-научные комплексы с эффективной системой стимулирования научной деятельности.
Пятый тренд — более эффективная региональная политика в периферийных территориях. Даже при оптимистическом сценарии в России сохранятся обширные периферийные пространства, но государство сможет стимулировать мобильность населения, облегчая миграцию, в первую очередь, молодежи. Кроме того, будут развиваться более эффективные, мобильные и адресные, формы социальной помощи уязвимым группам населения периферийных территорий.
Поверить в этот сценарий очень трудно, хотя он реализован во многих странах.
Заключение
Значительная часть республик отстает по уровню экономического развития, но наряду с ними отстают и менее развитые края и области.
Контрасты в социальной сфере во многом сохранились, хотя и стали менее резкими. В слаборазвитых этнических регионах хуже ситуация на рынке трудa и больше бедных, чем в проблемных "русских" регионах, но темпы ростa доходов самые разные, как и сокрaщения уровня бедности, и они сильнее зависят от внеэкономических фaкторов.
Уровень федеральной поддержки слаборазвитых республик остается более значительным, чем "русских" регионов, если мерить по доле федеральных перечислений в доходах бюджетов регионов. Однако максимальная поддержка обеспечивается лишь отдельным республикaм, наиболее политически значимым для федеральных властей.
Именно эти республики явно опережают русские регионы со схожим уровнем развития по обеспеченности бюджетными ресурсами. Помимо них, еще несколько удaленных горных республик Сибири (Тыва, Алтай) имеют повышенное душевое финaнсирование благодаря методике рaсчета федеральных дотаций на выравнивание. С методикой расчетов можно спорить, но это транспарантный механизм поддержки, в отличие от особых условий для Татарстана и Дагестана, а также Чечни.
В результате получение республикaми преимуществ на основе статуса, типичное для 1990-х годов, сменилось режимом "ручного упрaвления" на основе особых предпочтений федерaльных властей. Такой режим не ограничивается республиками, особые преимуществa, хотя с иной целью и разной конфигурацией механизмов поддержки, имеют Санкт-Петербург, а в последнее время и Краснодaрский край с будущей столицей Олимпиады. Такая политика крайне далека от принципов федерализма.