Кризисные пояса России. Критерии выделения кризисных регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - рассмотреть кризисные регионы.
В работе дана классификация кризисных регионов. Раскрываются проблемы и возможные пути решения данных проблем в кризисных регионах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1. Проблемные регионы: понятие и классификация…………………………4
2. Кризисные регионы. Критерии выделения кризисных регионов………...4
3. Цели и задачи социально-экономической реабилитации и дальнейшее развитие кризисных городов………………………………………………….10
4. Кризисные пояса России……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 191.00 Кб (Скачать)
  • Вскрыть причины, приведшие город к кризисному состоянию. При этом важно выделить внешние факторы (причины), на которые город практически не может влиять, и внутренние, во многом зависящие от деятельности (или инертности, пассивности) местных органов власти, хозяйствующих субъектов, населения.
  • Дать комплексный анализ социально-экономического, градостроительного и природного потенциала города и тяготеющих к нему территорий, степени использования его ресурсов, “узких” мест и ограничений в его развитии; проанализировать состояние основных градообразующих объектов, выявить факторы, приведшие к кризисному состоянию, дать оценку мер, принятых руководством предприятий и степени их эффективности, а также деятельности органов местного самоуправления по выводу города из кризиса и степени их эффективности.
  • Разработать рекомендации по выводу города из кризиса, прежде всего для его “выживания”, а в последующем — по созданию условий для стабилизации и дальнейшему развитию города.
  • Определить затраты, источники их финансирования, механизмы предоставления ресурсов и контроля за их использованием на основе системы соответствующих документов.

    Вывод городов из кризиса, создание условий  для их реабилитации и последующего развития требует перехода к новой региональной политике, в которой в качестве объектов регулирования должны выступать наряду с регионами города, имеющие особое значение для страны.

    Такой подход позволит более рационально  использовать ограниченные ресурсы  государства, предотвращая их “растекание” по территории и обеспечивая их целевое и контролируемое использование, а также установить объективную приоритетность в оказании помощи кризисным городам.

    Основные условия, необходимые для вывода города из кризиса.

    Главное условие вывода городов из кризиса — это, конечно, стабилизация и дальнейшее поступательное развитие страны в целом.

    Применительно к кризисным городам есть 5 основных условий, без которых невозможно реализовать указанные выше цели и задачи. Эти условия, по-видимому, носят более общий характер и могут быть применимы ко многим ситуациям, требующим кардинальных решений.

    Первое, во главе всего комплекса мероприятий  по выводу города из кризиса должна быть сплоченная команда энтузиастов-профессионалов, готовых идти до конца, преодолевая временные трудности и т.д.; вместе с тем их деятельность не должна базироваться только “на голом энтузиазме”, а сочетать и моральные, и материальные стимулы, команда должна быть наделена необходимыми полномочиями и ответственностью (без мелочной опеки).

    Второе, в качестве основы деятельности команды  должна быть положена четкая, реалистическая программа, опирающаяся, с одной  стороны, на правдивую, объективную  информацию по исходному социально-экономическому состоянию города, а с другой — на достаточно надежный краткосрочный и среднесрочный прогноз развития города, градообразующих и иных объектов, с учетом возможных вариантов развития основных городских подсистем (социально-демографической, экономической, инженерно-планировочной и природно-экологической).

    Третье, выделение под апробированную в  утверждающих инстанциях (федеральных  и региональных органах государственной  власти) программу необходимых финансовых ресурсов, выделяемых на кредитной  и безвозвратной основе, используемых под контролем со стороны кредиторов.

    Четвертое, формирование положительного по отношению  к программе и команде общественного  мнения, чтобы избежать синдрома декабристов  — “страшно далеки они от народа”.

    Пятое, как минимум нейтральное, а лучше  — заинтересованное отношение к деятельности команды со стороны государственных органов субъекта Федерации и Центра.

    Основные сферы реабилитации кризисных городов

    Экономическая база. Приоритетное ее восстановление, преодоление спада производства (в известных пределах и направлениях применительно к конкретным городам) является основным условием для “расшивки” других кризисных ситуаций в городе: повышения занятости, роста уровня жизни и платежеспособности населения и соответственно увеличения товарооборота и объема услуг, что, в свою очередь, дает дополнительный прирост занятости; снижения дефицитности городского бюджета и соответственно — стабилизация оплаты труда “бюджетников”, обеспечения регулярности поступлений в пенсионный и другие фонды и соответствующее улучшение ситуации с пенсионерами и другими слабозащищенными категориями горожан; поддержка социальной и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе города и т.д.

    Первоочередная  задача — обеспечение “выживания”  предприятий, путем комплекса мер, оказываемых федеральными и региональными органами власти, включающих в необходимых случаях и процедуры банкротства. Вместе с тем, с нашей точки зрения, такая поддержка должна носить избирательный характер, исходя из двух во многом взаимосвязанных принципов: во-первых, помощь оказывается предприятиям, которые выпускают продукцию, пользующуюся устойчивым спросом; во-вторых, предприятиям, обеспечивающим относительно быстрый возврат средств. Последнее имеет существенное значение, поскольку появляется возможность оказания помощи очередным нуждающимся предприятиям.

Среди возможных направлений реабилитации экономической базы можно выделить следующие:

  • меры по снижению взаимных неплатежей;
  • предоставление льготных кредитов, прежде всего, на пополнение оборотных фондов;
  • система заказов на продукцию и услуги со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов;
  • институциональные преобразования в рамках отдельных предприятий, обеспечение необходимой самостоятельности экономически дееспособным производствам;
  • расширение экономически оправданных горизонтальных связей, формирование кооперации по выпуску продукции и оказанию услуг в пределах города и “своего” региона (субъекта Федерации);
  • развитие малого бизнеса, малых и средних предприятий, в том числе и в кооперации с крупными предприятиями города;
  • формирование городских “бизнес-центров”, оказывающих содействие хозяйствующим субъектам на территории города в проведении маркетинговых исследований, в подготовке и переподготовке кадров, в организации кооперированных связей, в составлении бизнес-планов и т.д.

Создание  условий и осуществление мероприятий  по “выживанию” предприятий позволит перейти к реализации следующего этапа стабилизации и дальнейшему  развитию экономической базы города. В рамках этого этапа целесообразно  разработать и реализовать стратегические направления развития хозяйства города, уделив при этом особое внимание диверсификации экономической базы как по городу в целом, так и внутри его отдельных предприятий.

    Диверсификация  особенно в небольших городских  поселениях будет способствовать расширению как в количественном, так и в качественном отношении мест приложения труда, в большей степени соответствующей современной и перспективной структуре трудовых ресурсов города, тем самым будет находить свое решение традиционная проблема малых городов — узость, односторонняя ориентация сфер приложения труда. Диверсификация служит и целям устойчивого развития города, расширяя его специализацию, резко снижая риск узкой направленности хозяйства, что особенно важно в условиях рынка. Это достигается: за счет необходимого развития сферы обслуживания (как для своих жителей, так и для населения тяготеющего к городу района), активной линии на развитие местного хозяйства путем рационального использования местных ресурсов и возможностей, преодоления диспропорции между традиционной ориентацией на общегосударственную специализацию и слабым развитием сфер деятельности, направленных на удовлетворение потребностей хозяйства города и района, их жителей.

    Применительно к отдельным типам кризисных городов также разрабатываются прогнозы и решаются их специфические проблемы: конверсия в городах с объектами ВПК, переспециализация хозяйства в городах, связанных с добычей минерального сырья и истощением сырьевой базы (при условии целесообразности сохранения поселения); в “текстильных” городах — переход на альтернативные виды сырья и расширение сфер приложения труда.

    Социальная и инженерная инфраструктура. Как указывалось выше, одна из актуальных проблем в городах и особенно кризисных — плохое состояние значительной части жилого фонда, других объектов социальной инфраструктуры, транспортных и инженерных коммуникаций и сооружений. В кризисных городах эта проблема обостряется в связи с дефицитностью городского бюджета и тяжелого финансового состояния предприятий, на балансе которых находятся такие объекты. Кроме того, следует иметь в виду и рост в таких городах неплатежей населения за коммунальные услуги. В связи с этим с целью предотвращения преждевременного выбытия объектов социальной и инженерной инфраструктуры, снижения аварийности, приводящей к росту экологической напряженности, обеспечения нормальных условий их эксплуатации, первоочередное внимание должно быть уделено преодолению хронического отставания текущего и особенно капитального ремонта. В связи с этим целесообразно в рамках ограниченных ресурсов, выделяемых на строительство жилого фонда и объектов коммунального хозяйства, существенно изменить пропорции между вводом новых объектов и ремонтом существующего фонда. Конкретные пропорции, естественно, могут устанавливаться применительно к условиям каждого города.

    На  втором этапе особое внимание в кризисных (как и других городах) должно быть обращено на создание полноценной городской  среды, призванной не только обеспечить инфраструктурные условия для общего воспроизводства населения, но и позволяющей создать благоприятные материальные предпосылки для формирования рабочей силы с высокими образовательными и профессиональными качествами и ее закрепления. Это один из решающих факторов стабильного развития города и конкурентоспособности его объектов в рыночных условиях.

    Образовательно-культурная сфера. Формирование рабочей силы, позволяющей городу занять достойное место в территориальном разделении труда, в том числе и путем развития прогрессивных сфер деятельности, возможно при условии преодоления кризисной ситуации в общеобразовательной и профессиональной подготовке кадров. Это предполагает: активную поддержку и закрепление, прежде всего, преподавательского состава, а также привлечение в необходимых случаях новых квалифицированных кадров. Причем этому вопросу необходимо уделить первоочередное внимание, так как квалифицированный кадровый персонал является тем звеном, который во многом позволяет реализовать стоящие перед городом задачи. С другой стороны, как показывает практика, снижение уровня школьного и профессионального образования, отток из этих учреждений квалифицированных преподавателей непосредственно влияет на миграционные процессы.

    Большое значение, особенно в кризисных городах, приобретает изменение морально-психологического климата. Негативный настрой, для которого есть, безусловно, достаточно оснований, не создает стимулов ни для подрастающего поколения, ни для работающих к получению образования, в т.ч. и специального, ни для переквалификации. В связи с этим проведение соответствующей “контрпропаганды”, массовой и индивидуальной воспитательно-психологической работы, опирающейся на предстоящее изменение экономической базы и социальных условий, представляется крайне необходимым.

    Хотя  эти проблемы носят достаточно повсеместный характер, однако применительно к условиям конкретного города, при инициативном и творческом подходе команды (о ней речь шла выше) могут быть найдены свои методы, свои “ключики”, востребованы добрые городские традиции.

    Вопросы занятости населения. Рост безработицы — одно из наиболее болезненных проявлений кризиса. Главное направление — снижение безработицы, “оживление” экономической базы. Среди первоочередных направлений может быть достаточно активно использован комплекс известных мероприятий, осуществляемых региональными и городскими службами занятости. Вместе с тем, как показывает анализ деятельности этих служб, ряд вопросов нуждается в более активном решении. Это, прежде всего, касается более тесной интеграции в решении вопросов занятости органов городского самоуправления, работодателей, профсоюзов и других общественных организаций. Другой болезненной проблемой является проблема трудоустройства молодежи и других социально незащищенных категорий.

    Проблемы дифференциации уровня жизни населения. В кризисных городах эта проблема приобретает острый социальный характер, чреватый крайне негативными проявлениями и последствиями. В таких городах нередко на одном полюсе — “дворянские гнезда”, с их весьма преуспевающими обитателями, а на другом — значительная часть горожан с крайне низкими доходами...

    В отличие от крупных центров в  кризисных городах (а это преимущественно  небольшие городские поселения) отсутствует обезличенность, все  и всё на виду, все действия персонифицированы, что может существенно накалять ситуацию и привести к непредсказуемым последствиям. Это требует и безотлагательного проведения политики, направленной на сдерживание непомерных амбиций, в т.ч. и “новых русских”, на оказание разнообразного содействия городским органам власти в поддержании существующих и организации новых рабочих мест, в формировании благотворительных фондов и других акций, направленных на поддержание социально уязвимых слоев населения. Необходимо довести до сознания состоятельных горожан, что все находятся “в одной лодке”, а ее стихийное “раскачивание” приведет к негативным результатам для всех жителей города.

Информация о работе Кризисные пояса России. Критерии выделения кризисных регионов