Состояние социальной сферы в России и регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:06, творческая работа

Краткое описание

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты исследования социальной политики
государства
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства……6
1.2 Доходы и уровень жизни населения……………………….………11
1.3 Проблема бедности……………………………………………………12
1.4 Экономические теории благосостояния…………………………….14

2. Особенности социальной политики в России
Основные направления социальной политики в России………...….20
Проблемы социальной политики России и пути их решения…...….22

3. Особенности социальной политики в Ивановской области
3.1. Качество жизни и уровень жизни в Ивановской области………………………………………………………………...33
3.2. Индекс потребительских цен ………………………………………...40
3.3. Проблема бедности в Ивановской области………………………….45
3.4. Социальная защита населения Ивановской области……………….48

Заключение…………………………………………………………………53
Библиографический список исполь

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства.docx

— 211.72 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

Московского государственного индустриального университета

в г. Кинешме

(КФ ГОУ МГИУ)

 

Кафедра «Экономики и управления на предприятии»

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

 

На тему «Состояние социальной сферы в России и регионе»

Группа                                      2621

Студент                                __________              Л.Г. Григорян

Руководитель работы,

доц. к.э.н.                            __________              Н.В. Лебедева

 

 

 

 

КИНЕШМА 2014

План

 

Введение……………………………………………………………………..3

  1.   Теоретические аспекты исследования социальной политики                            

  государства

    1.1  Происхождение и сущность социальной политики государства……6

1.2 Доходы и уровень жизни населения……………………….………11

    1.3  Проблема бедности……………………………………………………12

1.4  Экономические теории благосостояния…………………………….14

 

2.   Особенности социальной политики в России

    1.  Основные направления социальной политики в России………...….20
    2. Проблемы социальной политики России и пути их решения…...….22

 

3.    Особенности социальной политики в Ивановской области

3.1. Качество жизни и уровень жизни в Ивановской области………………………………………………………………...33 

3.2. Индекс потребительских цен ………………………………………...40

3.3.  Проблема бедности в Ивановской области………………………….45

3.4.  Социальная защита населения Ивановской области……………….48

 

Заключение…………………………………………………………………53

Библиографический список использованной литературы……………....55

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.

В более широкой трактовке понятие “социальная политика” используется давно и охватывает все отношения общественной жизни. Вся политическая деятельность в этом случае рассматривается как социальная. В этом значении социальная политика тождественна политике в целом.

В узком смысле понятие “социальная политика” рассматривается как разновидность общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия.

Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы. Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы – государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.

Разумеется, политические институты оказывают неодинаковое воздействие на развитие социальной сферы. Пределы этого воздействия зависят от многих обстоятельств: от функций политических институтов в политической системе общества, масштабов их применения, от объективных потребностей развития социальной сферы и т.д.

С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетия тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.

Цель исследовательской работы - изучить состояние социальной сферы государства и Ивановской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность социальной политики государства;

-изучить функции и модели социальной политики государства;

-рассмотреть основные направления социальной политики в России;

-раскрыть проблемы социальной политики России и Ивановской области и пути их решения.

В ходе работы были изучены теоретические аспекты данной проблемы, изложенные в учебных пособиях под редакцией таких авторов как Борисов, Е.Ф., Антропов В.В.,  Кочетков А.А. и других, а так же в научных трудах Сочнева Е. Н., Гродский В.С., Логвинов В.Н. и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты исследования социальной  политики государства

1.1 Происхождение  и сущность социальной политики  государства

Социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно [9, C.80], она суть порождение XX века, даже второй его половины. Однако в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. С ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы способствовала выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия "социальная политика" связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика".

По мнению А.А. Кочеткова, социальная политика - это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети) [4, C.387].

С точки зрения И.П. Николаевой, социальную политику можно понимать, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами - с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни. [10, C. 200].

Социальная политика государства - форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей.

Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, порождают различные группы людей. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне.

Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества - человек - начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть.

Социальные права граждан - это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны.

Социальные права - это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было.

Социальные права - это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта.

Социальные гарантии - это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться.

Социальные гарантии - это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.

Социальная льгота - это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости.

Нуждаемость - это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер.

Информация о работе Состояние социальной сферы в России и регионе