Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:06, творческая работа
Краткое описание
Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3 Теоретические аспекты исследования социальной политики государства 1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства……6 1.2 Доходы и уровень жизни населения……………………….………11 1.3 Проблема бедности……………………………………………………12 1.4 Экономические теории благосостояния…………………………….14
2. Особенности социальной политики в России Основные направления социальной политики в России………...….20 Проблемы социальной политики России и пути их решения…...….22
3. Особенности социальной политики в Ивановской области 3.1. Качество жизни и уровень жизни в Ивановской области………………………………………………………………...33 3.2. Индекс потребительских цен ………………………………………...40 3.3. Проблема бедности в Ивановской области………………………….45 3.4. Социальная защита населения Ивановской области……………….48
Заключение…………………………………………………………………53 Библиографический список исполь
«От сумы и от тюрьмы не зарекайся».
Эта поговорка для России всегда была
актуальна. И сегодня ни для кого не секрет,
что даже наличие работы не гарантирует
у нас защиту от бедности. Но бедность
- проблема не только экономическая. Организация
Объединенных Наций рассматривает бедность
как «состояние длительного вынужденного
отсутствия необходимых ресурсов для
обеспечения удовлетворительного образа
жизни». Она означает не только недостаток
денег, но и достойной работы, удобного
жилья, доступа к хорошему образованию
и здравоохранению.
19 декабря мировое сообщество
отмечает Международный день
помощи бедным. В России, согласно официальным
оценкам Росстата, по итогам первого квартала
2013г. удельный вес россиян с доходами ниже
прожиточного минимума вырос с 13,5% до 13,8%
всей численности населения, т.е. бедным
может считаться каждый седьмой. 19,6 млн.
человек в первом квартале 2013 года имели
душевой доход ниже прожиточного минимума
в 6544 руб. в месяц (для сравнения: средний
доход на душу населения в первом квартале
2013-го составил 21,6 тыс. руб.).
По официальным данным, в 3 квартале
2012 г. бедная семья в Ивановской области
имела среднедушевой денежный доход в
сумме 4950 рублей на человека в месяц, величина
его в 2013 году выросла на 12% и составила
5530 руб.
Специалисты Ивановостата на
протяжении многих лет обследуют бюджеты
405 домохозяйств различного состава в
одиннадцати населенных пунктах области.
Данные этого обследования свидетельствуют
о том, что в число малоимущих попадают
преимущественно домашние хозяйства с
детьми в возрасте до 16 лет. Малоимущие — это семьи
(одиноко проживающие граждане), среднедушевой
доход которых ниже величины прожиточного
минимума, установленного в соответствующем
субъекте Российской Федерации (в Ивановской
области прожиточный минимум за 3 квартал
2013 года составляет 6544 руб.). Доля малоимущего населения
в 3 квартале 2013 года составляла 68%.
Почти у каждого четвертого
домохозяйства, имевшего в своем составе
детей до 16 лет, по данным обследования
среднедушевые денежные доходы были ниже
величины прожиточного минимума.
В ходе обследования респондентам
задается вопрос: «Какой уровень денежных
средств вам необходим для того, чтобы
жить удовлетворительно, хорошо и очень
хорошо?» Уровень притязаний у наших земляков
довольно разный и год от году меняется
в сторону повышения. Так, почти половина
участвовавших в 2011 году в обследовании
бедных домохозяйств удовлетворительным
считали уровень ежемесячного дохода
от 30 до 50 тыс. рублей. Доля домохозяйств,
для которых данный интервал был приемлемым
для того, «чтобы жить удовлетворительно»,
в 2012 году уменьшилась до 21%. При этом около
63% малообеспеченных домохозяйств в 2012
году считали бы свое материальное положение
удовлетворительным при более высоком
уровне доходов. Из них - около 50% хотели
бы иметь доход от 50 до 100 тысяч рублей
в месяц (в 2011 году таких семей было всего
11%).
Фактически малоимущие домашние
хозяйства имели в своем распоряжении
более скромные средства. Оценивая в 2012
году свое финансовое положение, они отмечали
следующее: около 54% бедных домашних хозяйств
испытывали трудности при приобретении
товаров и услуг первой необходимости
(еда, одежда и услуги ЖКХ), у 38% бедных ивановцев,
по их мнению, отсутствовала возможность
приобретения товаров длительного пользования,
8% - мечтали купить жилье или автомобиль.
В 3 квартале 2013 года располагаемые
ресурсы (располагаемые ресурсы – это
объем денежных и натуральных (в стоимостной
оценке) средств, которыми располагали
домашние хозяйства для финансирования
своего потребления и создания сбережений
в период обследования) малоимущих домашних
хозяйств составляли всего 30% от среднего
уровня (среднестатистическая бедная
семья имела в своем распоряжении 20 681
руб., из которых на потребительские цели,
по данным обследования бюджетов домашних
хозяйств, уходило в среднем 16 688 рублей).
Основную долю потребительских
расходов составляли товары и услуги первой
необходимости. Почти 46% денежных средств
домохозяйств составляли расходы на питание:
хлеб и хлебные продукты - 1383 руб., на мясные
продукты- 2011 руб., молочные продукты -1555
руб. На покупку овощей и фруктов бедные
домохозяйства тратили около 800 рублей.
На вредные привычки (табачные изделия,
алкоголь) уходило, в среднем, около 280
рублей, что было сопоставимо с расходами
на рыбные продукты. На общественное питание
(столовые, рестораны, бары и т.п.) в этих
домашних хозяйствах почти не тратили,
расходы составляли 71 руб. на человека
в месяц.
Около трети потребительских
расходов в малообеспеченных домохозяйствах
приходилось на непродовольственные товары,
прежде всего, - одежду, обувь, белье, ткани
(около 2484 руб. в месяц), медикаменты (881
руб.) и средства ухода за домом (около
600 руб.).
В 2013 году оплата различного
рода услуг составляла около 22% средств,
направленных малообеспеченным населением
области на потребление. В 3 квартале 2013
г. на оплату услуг бедное домохозяйство
тратило в среднем около 3600 рублей, из
них на оплату жилищно-коммунальных услуг
- 2108 руб., услуги связи- 609 рублей, образование
- 302 руб. и транспорт -297 руб.
3.4. Социальная
защита населения Ивановской области
Департамент социальной
защиты населения Ивановской области
является центральным исполнительным
органом государственной власти Ивановской
области, проводящим государственную
политику по социальной защите населения,
осуществляющим межотраслевое управление
и координацию по вопросам, отнесенным
к его ведению, а также осуществляющим
функциональное регулирование в сфере
социальной защиты населения на территории
Ивановской области.
В структуру Департамента входит
12 подразделений:
- отделы ведомственного контроля, юридический,
информационно-аналитический, кадровой
и организационной работы
находятся
в прямом подчинении начальника
Департамента;
- управление по опеке
и попечительству (в состав которого входят
отдел по опеке и попечительству, отдел
координации учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей),
отдел по делам семей, воспитывающих детей,
подчинены первому заместителю начальника
Департамента;
- управление социального
обслуживания и отдел социальных гарантий
подчинены первому заместителю начальника
Департамента - статс-секретарю;
- управление бюджетного
учета и отчетности, отдел планирования
и государственного заказа подчинены
заместителю начальника Департамента;
- управление социальных
выплат, компенсаций и субсидий и отдел автоматизации подчинены
заместителю начальника Департамента.
Основными задачами деятельности Департамента
социальной защиты населения являются:
- реализация основных
направлений и приоритетов государственной
социальной политики по решению комплексных
проблем социальной поддержки и социального
обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов, малоимущих граждан, граждан,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
а также детей-сирот, безнадзорных детей,
детей, оставшихся без попечения родителей
(за исключением детей, обучающихся в федеральных
образовательных учреждениях), семей,
имеющих детей (в том числе многодетных
семей, одиноких родителей), социальной
поддержки ветеранов труда и тружеников
тыла, жертв политических репрессий, граждан
иных льготных категорий, а также организация
работы с лицами без определенного места
жительства и освободившимися из мест
лишения свободы;
- организация и осуществление
деятельности по опеке и попечительству;
- реализация демографической
политики в пределах установленной компетенции;
- организация предоставления
в соответствии с действующим законодательством
государственных пособий, компенсаций
и других социальных выплат отдельным
категориям граждан;
- организация работы
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, развитие учреждений
для их социальной реабилитации;
- организация адресной
социальной поддержки граждан, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации, оказания
им государственной социальной помощи.
В соответствии с распоряжением Правительства
Ивановской области от 28.07.2006 г. №167-рп
с 1 января 2007 года создана единая государственная
региональная система социальной защиты
и социального обслуживания населения
путем организации в муниципальных районах
и городских округах территориальных
исполнительных органов государственной
власти по социальной защите населения
и принятия в государственную собственность
Ивановской области муниципальных учреждений.
В настоящее время в области выстроена
эффективная модель системы социальной
защиты населения, которая динамично развивается.
В системе социальной защиты населения
области трудятся свыше 6 тысяч человек.
Структура региональной системы социальной
защиты населения включает 21 территориальный
орган, 57 подведомственных учреждений.
В 9 областных стационарных учреждениях
социального обслуживания (дома-интернаты
для престарелых и инвалидов, психоневрологические
интернаты, детский дом-интернат для умственно
отсталых детей) постоянно проживает более
3,5 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов.
В 26 центрах социального обслуживания
населения (12 из которых являются комплексными)
ежегодно пользуются услугами около 15
тысяч жителей области. Сотрудники центров
осуществляют социальное обслуживание
на дому, оказывают специализированную
медико-социальную помощь, предоставляют
услуги в отделениях дневного пребывания,
обеспечивают благоприятные условия проживания
пожилым людям и инвалидам в отделениях
временного проживания, оказывают различные
виды социальных услуг лицам без определенного
места жительства.
Кроме того, в системе социальной защиты
населения действует ОГКОУ НПО «Ивановское
профессиональное училище-интернат»,
где ежегодно получают профессиональную
подготовку около 110 инвалидов молодого
возраста.
В учреждениях социального
обслуживания семьи и детей (5 социально-реабилитационных
центров для несовершеннолетних, 7 отделений
в составе 4 комплексных центров) осуществляется
помощь и поддержка детям, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации, ведется
профилактическая работа с семьями и подростками
по предупреждению безнадзорности и правонарушений.
В структуре данных учреждений открыты
22 отделения на 415 стационарных мест.
ОГУСО «Центр психолого-педагогической
помощи семье и детям» оказывает специализированную
психолого-педагогическую, медико-социальную
и другие виды помощи семьям с детьми.
В настоящее время
в системе социальной защиты населения
Ивановской области функционируют 14 областных
государственных образовательных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (11 детских домов
и 3 специальные (коррекционные) школы-интернаты),
в которых созданы оптимальные условия
для жизнедеятельности воспитанников.
В рамках реализации
демографической политики в регионе проводится
работа по созданию структур, сопровождающих
процесс передачи детей–сирот на воспитание
в семьи. В регионе развивается система
подготовки и сопровождения приемных
родителей; функционируют 10 Центров подготовки
приемных родителей и сопровождения замещающих
семей. Основные задачи их деятельности
– это подбор и подготовка кандидатов
в приемные родители, а также психолого-педагогическое
сопровождение замещающих семей.
Деятельность региональной
системы социальной защиты населения
способствует повышению социальной защищенности
значительной части жителей Ивановской
области, обеспечению качества и расширению
доступности предоставления социальных
услуг, достойного образа жизни и реализации
конституционных гарантий для граждан,
нуждающихся в социальной поддержке и
помощи.
Заключение
Таким образом, можно сделать
вывод:
1. Социальная политика - это
система экономических отношений,
обеспечивающая каждому члену
общества гарантии определенного
уровня жизни, минимально необходимого
для развития и использования
его способностей.
2. Основными принципами
проведения социальной политики
являются:
защита уровня жизни путем введения
разных форм компенсации при повышении
цен и проведение индексации;
обеспечение помощи самым бедным
семьям;
выдача помощи на случай безработицы;
обеспечение политики социального
страхования, установление минимальной
заработной платы для работающих;
развитие образования, охрана
здоровья, окружающей среды в основном
за счет государства;
проведение активной политики,
направленной на обеспечение квалификации.
3. Социальная политика
выполняет следующий ряд функций:
обеспечение политической устойчивости
власти;
обеспечение такого распределения
власти в хозяйстве, которое
признавалось бы большинством
справедливым;
налаживание такой системы
распределения экономических ресурсов
и результатов экономической деятельности,
которая в основном устраивает подавляющее
большинство населения, что подразумевает
реализацию принципа социальной справедливости;
обеспечение обществом и государством
необходимого и достаточного уровня экологической
безопасности;
обеспечение обществом и государством
необходимого и достаточного уровня социальной
защищенности как населения в целом, так
и каждой социальной группы;
обеспечение потребления основных
благ на уровне социальных стандартов
для всех слоев населения;
4. Выделяют два типа
моделей социальной политики:
1. По типу субъекта
социальной ответственности;
2. По типу участия государства
в реализации социальной политики
5. Основными направлениями
социальной политики России являются:
I. Политика в области
улучшения жилищных условий.
II. Политика в области
регулирования пенсионного обеспечения.
III. Политика в области
здравоохранения.
IV. Политика в области
образования.
V. Политика в области
регулирования уровня безработицы
и занятости.
VI. Политика в области
регулирования доходов населения.
Россия исторически обладает
крупнейшим в мире духовным потенциалом.
Однако, наше культурное и интеллектуальное
наследие, накопленное трудом и талантом
десятков поколений, используется из рук
вон плохо, расхищается, скудеет.
После рассмотрения и анализа
вышеизложенных проблем и предложений
по их решению, напрашивается вывод, что
для нормального функционирования социальной
политики государства являются следующие
конкретные шаги, как незамедлительное
принятие и неукоснительное претворение
в жизнь нормативно-законодательных актов,
направленных на повышение занятости
и обеспечение государством социальной
поддержки населения; оказание государственной
помощи в создании и поддержке таких новых,
присущих рыночной экономике институтов,
как биржи труда, рынок рабочей силы, центры
занятости и повышения квалификации.