Состояние социальной сферы в России и регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:06, творческая работа

Краткое описание

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты исследования социальной политики
государства
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства……6
1.2 Доходы и уровень жизни населения……………………….………11
1.3 Проблема бедности……………………………………………………12
1.4 Экономические теории благосостояния…………………………….14

2. Особенности социальной политики в России
Основные направления социальной политики в России………...….20
Проблемы социальной политики России и пути их решения…...….22

3. Особенности социальной политики в Ивановской области
3.1. Качество жизни и уровень жизни в Ивановской области………………………………………………………………...33
3.2. Индекс потребительских цен ………………………………………...40
3.3. Проблема бедности в Ивановской области………………………….45
3.4. Социальная защита населения Ивановской области……………….48

Заключение…………………………………………………………………53
Библиографический список исполь

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства.docx

— 211.72 Кб (Скачать)

Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые "стартовые условия" для граждан страны.

 

1.2.Доходы и уровень жизни населения.

Доходы населения — это совокупность денежных и натуральных средств, полученных за определенный период населением и предназначенных для потребления и сбережений.

По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные.

Показателем материальной обеспеченности населения являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, включающий денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из личных подсобных хозяйств и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального (республиканского, краевого) и местного (муниципального) бюджетов и социальных фондов предприятий.

Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагаемые. Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения — результат перераспределительных процессов. Они представляют собой сумму первичных доходов и социальных трансфертов, уменьшенную на величину обязательных платежей и сборов. Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов.

Конечные доходы населения — это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели. Среднедушевой денежный доход — сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги.

Доходы населения зависят от уровня потребительских цен, поэтому следует различать номинальные и реальные располагаемые доходы.

О снижении жизненного уровня свидетельствует не только высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, но и то, что минимальный размер заработной платы и ставка 1-го разряда тарифной сетки, действующей в бюджетной сфере, до сих пор значительно ниже величины прожиточного минимума. Это означает, что низкий уровень жизни имеют не только нетрудоспособные лица (инвалиды, дети-сироты), не только безработные, но и работающие на низкооплачиваемой работе.

Еще одним показателем измерения уровня и качества жизни является индекс человеческого развития, который рассчитывается исходя из трех параметров — средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (базовый показатель долголетия), базового показателя образованности (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением) и показателя реального валового внутреннего продукта на душу населения. Данный индекс, рассчитываемый ООН с 1990 г., дает сравнительную характеристику качества жизни в различных странах.

 

1.3. Проблема бедности.

В обычном смысле слова бедность — это неспособность семьи при помощи текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде, жилище.

Абсолютная концепция бедности основывается на сопоставлении минимальных потребностей, которые должны быть удовлетворены, и размера ресурсов, которые требуются для удовлетворения этих потребностей. Пороговое значение бедности в Российской Федерации устанавливается на уровне прожиточного минимума, который составляет в среднем 6544 руб.

Относительная концепция бедности определяет минимально необходимый доход как долю (в развитых странах — 40—50%) от уровня медианы (или средней) распределения эквивалентного дохода домохозяйств. На определение уровня бедности при таком подходе сильно влияет выбор шкалы эквивалентности. В отличие от абсолютного уровня бедности относительный уровень повышается с ростом совокупных доходов, поэтому данный подход чаще используется для сравнения социально-экономического развития в различные периоды в одной и той же стране.

Субъективная концепция бедности была разработана в 70-е гг XX в. экономистами и статистиками Лейденского университета в Нидерландах. Этот подход к определению бедности основывается на гипотезе, что сами люди, участвующие в социологических обследованиях, являются вполне квалифицированными судьями по поводу того, что считать бедностью, а что нет. В соответствии с лейденской методикой на основании выборочного обследования домохозяйств, представляющих все население страны в целом, устанавливается размер дохода, позволяющий, по мнению населения, «сводить концы с концами».

Когда для расчетов показателей бедности используются заявленные доходы населения, необходимо учитывать и возможное занижение доходов домохозяйствами. Размеры этого занижения значительны: в среднем по России отношение средних доходов домохозяйств к их расходам составляет около 80%, т.е. около 20% доходов домохозяйствами не декларируются.

В официальной статистике проблема оценки скрытых доходов решается следующим образом: скрытая оплата труда определяется балансовым методом как разница между формально зарегистрированными доходами и суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств.

Проблема скрытых доходов делает все более актуальной концепцию определения уровня бедности на основе оценки деприваций и исключений в потреблении (по лишениям). Эта концепция основывается на отнесении к бедным тех домохозяйств, ресурсы которых уступают среднему для общества уровню настолько, что эти домохозяйства реально исключены из общепринятого уровня жизни, привычек и видов деятельности. Данный подход исходит из более широкого социального понимания бедности. Он получил название «гражданско-правовой теории бедности», поскольку уровень доходов семьи и обеспеченность ее товарами и услугами анализируются с позиции того, дают ли средства, которыми люди располагают, возможность полноценно участвовать в жизни общества, к которому они принадлежат.

Бедность по доходам — отсутствие минимально необходимых доходов или расходов. Крайняя бедность (нищета) определяется как неспособность удовлетворить даже минимальные потребности в пище. Совокупная бедность — менее четкое понятие, обычно определяемое как неспособность удовлетворить важные пищевые и прочие потребности, причем круг важных «прочих потребностей» сильно различается по странам.

 

1.5. Экономические теории благосостояния.

Основная теорема экономической теории благосостояния гласит, что рыночная экономика с совершенной конкуренцией автоматически достигает эффективного использования ресурсов, называемого оптимальным по Парето. При оптимальном по Парето использовании ресурсов никакое перераспределение производства или потребления не может увеличить полезность одного члена общества или фирмы, не снизив полезность по крайней мере одного другого члена общества (фирмы).

Существует бесконечное множество разных оптимальных по Парето вариантов распределения ресурсов, при которых уровень полезности, достигаемый разными членами общества, может сильно различаться. Движение из одной точки, соответствующей оптимальному по Парето распределению, к другой такой же точке часто требует вмешательства государства, связанного с перераспределением доходов или ресурсов общества. Как правило, предпочтение отдается более равномерному распределению, и, как правило, общественная полезность уменьшается с ростом неравенства.

Существуют две основных позиции, с которых мы можем анализировать распределение доходов в обществе: распределение по источникам дохода и по размеру дохода из всех источников. Но как бы мы ни рассматривали распределение, мы всегда анализирует то, как доход общества распределяется между домашними хозяйствами, ибо именно они являются в конечном счете собственниками и продавцами производственных ресурсов (факторов).

Доход владельцев факторов определяется на рынке факторов. Какие же правила распределения доходов между владельцами факторов диктует рынок? Как мы знаем, владельцы предприятий выплачивают собственникам факторов (труда и капитала, для простоты отвлечемся от затрат на землю) плату, соответствующую предельному продукту каждого фактора.

Доход, остающийся в распоряжении фирм после того, как они оплатили расходы на все производственные ресурсы, называется экономической прибылью собственников фирм. Теорема об «исчерпании» устанавливает правила распределения доходов на совершенно конкурентных рынках. Она гласит, что если владельцы производственных ресурсов получают плату от фирмы за их использование, в точности равную предельному продукту этих ресурсов, то экономическая прибыль равна нулю (если предположить, что производственная функция обладает свойством постоянной отдачи от масштаба). Это неожиданное заключение следует из знаменитой теоремы Эйлера, которая утверждает, что если производственная функция F(K, L) (где К — капитал, L — труд) имеет постоянную отдачу от масштаба, то общую величину (или стоимость) выпуска можно разложить по составляющим затрат труда и капитала:

F(K,L) = (MPk-K) + (MPL-L).

Эти составляющие представляют, соответственно, долю капитала и труда в доходе. Если экономическая прибыль равна нулю, каким образом тогда можно объяснить существование «прибыли» в экономике? Ответ прост: термин «прибыль», в его обычном понимании, означает не то же самое, что экономическая прибыль.

В реальном мире в большинстве случаев фирмы сами владеют капиталом, который они используют. Термин «прибыль» обычно подразумевает как экономическую прибыль, так и доход на капитал. Если мы определенную таким образом прибыль назовем бухгалтерской прибылью, мы можем записать: бухгалтерская прибыль = экономическая прибыль + (МРК • К).

Итак, основные формы доходов в рыночной экономике следующие: трудовые доходы, доходы на капитал (процент), прибыль, доходы собственников небольших фирм, включающие не только доход на принадлежащий им капитал, но и на собственную землю и вложенный самим собственником труд, и рента — доход собственников земли.

Наиболее простой способ сравнения доходов — сравнение богатства (доходов) самых бедных и самых богатых членов общества. На практике используют квинтильные и децильные коэффициенты.

Их рассчитывают следующим образом: берут суммарные доходы (богатство) 20% (10%) наиболее богатых семей и соотносят с суммарными доходами 20% (10%) наиболее бедных семей.

Квинтильные (децильные) коэффициенты дают лишь самую общую картину неравенства, не учитывая

Рис. 1. Кривая Лоренца

неравномерное распределение доходов среди «средних» классов общества. Более точной мерой неравенства является индекс Джини (Gini Coefficient).

Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране (см. рис.1).

Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОE – это линия абсолютного неравенства. В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим незаштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.

Информация о работе Состояние социальной сферы в России и регионе