Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .
Поставленная цель определила следующий круг задач:
-исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу;
-проследить генезис развития системы планирования и финансирования расходов на социальную сферу России;
-проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса;
Введение……………………………………………………………………................3
Глава 1. Социальная сфера……………………………………………………..........5
1.1.Характеристика социальной сферы……………………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения…………………………………………….............7
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы……………16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов…………………..16
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………….25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
ФИЛИАЛ
В Г.ЛИПЕЦКЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «
на тему: «Финансирование социальной
сферы»
Выполнил: БОРОДИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Проверил: преподаватель Ракитина
Ирина Сергеевна
Липецк, 2010
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Социальная сфера…………………………………………………….....
1.1.Характеристика социальной сферы……………………………………...5
1.2.Основные направления государственной
социальной политики и социального обеспечения……………………………………………..
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы……………16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов…………………..16
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка социалистической системы не оказалась такой болезненной и чреватой потрясениями, как в перестройке социальной сферы. Падение объемов производства, структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Это привело к замедлению реформ социальной сферы, что опасно серьезными последствиями для стабильности общества в целом.
Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых.
Серьезной проблемой в решении этой задачи является то, что финансирование социальной сферы в большей его части возложено на местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, доходная база которых была практически разрушена за последние годы.
Следующей проблемой является то, что пока не удалось построить такую систему планирования и финансирования расходов на социальную сферу, которая бы способствовала эффективному использованию ограниченных финансовых ресурсов государства.
Поэтому тема курсовой работы, несомненно, является актуальной и имеет большое практическое значение, в том числе для социально-экономического развития регионов.
В настоящее время регионы РФ находятся в неравном положении в области развития социальной сферы.
Наличие широкого круга дискуссионных вопросов реформирования отраслей социальной сферы, диспропорции развития социальной сферы в регионах РФ предполагают необходимость продолжения, углубления и детализации исследований в этом направлении.
Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .
Поставленная цель определила следующий круг задач:
-исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу;
-проследить генезис развития системы планирования и финансирования расходов на социальную сферу России;
-проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса;
-проанализировать источники финансирования социальной сферы
-проанализировать исполнение расходов на социальную сферу консолидированного бюджета РФ и оценить качество финансирования;
-проанализировать действующий механизм расчета и финансирования расходов на социальную сферу .
Объектом исследования является система государственных расходов на социальную сферу.
Предметом
исследования являются экономические
отношения, складывающиеся в процессе
формирования и осуществления расходов
на социальную сферу.
Глава 1. Социальная
сфера.
1.1.
Характеристика социальной
сферы.
Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.[11,240]
Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.
Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством и строит социально-ориентированную рыночную экономику. И законодательная и исполнительная власти призваны обеспечить соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, бесплатное жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.
Выделение средств на социальную сферу соответствует политике, направленной на социальную ориентацию экономики.
Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:
-задачами сделать общественные отношения гуманными, предотвратить в обществе рост бедности и преступности;
-создать условия для творческого труда с удовлетворением разумных потребностей человека творческого труда;
-необходимостью создания нормальных условий жизни людей, рационального удовлетворения их материальных и духовных потребностей;
-задачами формирования эффективной системы социальной защиты, в том числе сдерживания роста безработицы, обеспечения пособий для нетрудоспособных лиц по болезни;
-задачами поддержания стабильного уровня реальных доходов хозяйства, малых производств, проведения инфляционных мер и индексации доходов.
Основными
целями социальной политики государства
на современном этапе социально-
-создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;
-усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных групп населения;
-осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
-реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;
-формирование
новой жилищной политики, общефедерального
рынка жилья, стимулирование всех видов
экономически эффективного жилищного
строительства, изменение порядка оплаты
населением жилья и коммунальных услуг.[7,66]
1.2.
Основные направления
государственной социальной
политики и социального
обеспечения.
Государственная социальная
Государство, проводя социальную политику, использует социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные ограничители. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья.
Социальные стандарты являются
средством обеспечения прав
Стандарты разрабатываются на единой правовой базе, общих методических принципах. Они используются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов.