Актуальные проблемы финансирования отраслей социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:12, доклад

Краткое описание

Целью – выделить основные проблемы финансирования сферы культуры и искусства.
Задачи:
изучить основные источники финансирования учреждений культуры;
рассмотреть особенности финансирования расходов бюджета на культуру

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия………………………………………………………………...4
2. Особенности финансирования организаций в сфере культуры………………..5
3. Проблемы финансирования в сфере культуры и искусства……………………9
4. Контрольно-ревизионная работа………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………….12
Литература…………………………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Мамаева ДОКЛАД.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Факультет гуманитарного образования

Кафедра социологии, социальной работы и политологии

 

 

 

 

Доклад

 

Актуальные проблемы финансирования отраслей социальной сферы (культура и искусство)

 

 

 

 

 

  Выполнила: студентка гр. ЗСР-517

                                                       Утенко М.Н.                                                                         

                         Проверила: преподаватель,

                             доцент

                                      Мамаева Г.Г.  

                                           

 

 

Омск  – 2012

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Основные понятия………………………………………………………………...4

2. Особенности  финансирования организаций в  сфере культуры………………..5

3. Проблемы финансирования  в сфере культуры и искусства……………………9

4. Контрольно-ревизионная  работа………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………….12

Литература…………………………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  изучения темы данной темы обусловлена тем, что накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

Целью – выделить основные проблемы финансирования сферы культуры и искусства.

Задачи:

  1. изучить основные источники финансирования учреждений культуры;
  2. рассмотреть особенности финансирования расходов бюджета на культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные понятия

 

Социальная  сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).1

Понятие "культура" трудно определить однозначно. Существует великое множество формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления.

Культура - Это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Искусство - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, а также живопись.2

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  финансирования организаций в  сфере культуры

 

Основными источниками  финансирования являются средства бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов социального значения.

Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, и в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития достижение этой цели становится особенно важным.

Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления:

  1. обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства;
  2. создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры;
  3. сохранение и популяризация культурного наследия народов России;
  4. использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом;
  5. совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры.3

Продукты культурной сферы в условиях рыночной экономики  стали товаром, поэтому в настоящий  момент многие культурные организации  перешли на коммерческие принципы предоставления услуг. Первыми стали театры и кинотеатры, значительно повысив цены на билет. Однако существование только в рамках рыночных отношений для большинства объектов культуры невозможно, так как особенно муниципальные образования России не могут обеспечить достаточную прибыль данных учреждений, поэтому в Российской Федерации осуществляется поддержка государством культуры. В настоящее время она оказывается в двух направлениях:

  1. ассигнования на содержание государственных объектов культуры;
  2. финансирование культурных программ и мероприятий.4

К полномочиям  Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации отнесены:

1) содержание федеральных государственных учреждений и проведение мероприятий общероссийского характера в указанных сферах;

2) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия;

3) охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов характеризуются снижающейся динамикой (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Динамика бюджетных  ассигнований на исполнение расходных  обязательств Российской Федерации  на 2008-2010 годы5

 

2007 г.

(закон)

2008 г.

(проект)

2009 г.

(проект)

2010 г.

(проект)

Общий объём, млрд. рублей

67,8

82,7

70,2

67,5

Доля в бюджетных  ассигнованиях федерального бюджета, %

1,2

1,3

0,9

0,8

Прирост к предыдущему  году, млрд. рублей

 

14,9

-12,5

-2,8

Прирост к предыдущему  году, %

 

21,9

-15

-3,9

Рост к уровню 2007 г., %

100

122,1

103,7

99,6


 

Сокращение  объема и доли расходов, предусматриваемых  в проекте федерального бюджета  на культуру, кинематографию и средства массовой информации в 2009-2010 годах по сравнению с 2007-2008 годами обусловлено уменьшением ассигнований, направляемых на проведение разовых мероприятий в данной сфере, сокращением в этот период бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

Основное место  в структуре данного раздела занимают бюджетные ассигнования на культуру, телевидение и радиовещание (табл. 2).

 

Таблица 2.

Структура расходов бюджетных ассигнований раздела  «Культура, кинематография и средства массовой информации», в % к общему объему расходов6

 

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Культура

54

55

53

Кинематография

4,6

5,4

5,6

Телевидение и  радиовещание

29,3

33

34,7

Периодическая печать и издательства

4,2

1,2

1,3

Прикладные  научные исследования в области  культуры, кинематографии и СМИ

0,4

0,7

0,7

Другие вопросы  в области культуры, кинематографии и СМИ

7,5

4,7

4,7

Итоги по разделу

100

100

100


 

Бюджетные ассигнования на исполнение обязательств по подразделу «Культура» характеризуются следующими данными: 2008 год – 44,7 млрд. рублей, 2009 год – 38,7 млрд. рублей, 2010 год – 35,8 млрд. рублей.7

 

 

 

 

3. Проблемы  финансирования в сфере культуры  и искусства

 

Основной проблемой  в исполнении бюджета 2011 года, как  и многих лет, является:

  1. недостаток средств федерального бюджета на капитальный ремонт и реставрацию зданий и помещений, занимаемых федеральными учреждениями культуры, искусства, образования и науки, студенческих общежитий;
  2. недостаточное финансирование мероприятий по  оснащению музеев, библиотек, театров, учебных и научных институтов современным оборудованием, в том числе обеспечивающим учебный процесс, антитеррористическую защищенность, пожарную безопасность, а также доступность учреждений для лиц с ограниченными возможностями;
  3. неритмичность расходования выделенных ассигнований подведомственными учреждениями и департаментами Министерства;
  4. расходование основного объема выделенных ассигнований в четвертом квартале текущего года (более 40% от суммы годовых лимитов, в том числе в декабре – до 30%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контрольно-ревизионная работа

 

В 2011 году проведены  проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в 62 федеральных учреждениях, подведомственных Министерству.

Проверки, проведенные  в 2011 году показали следующее:

- руководители  учреждений снизили уровень ответственности  за исполнением финансовой дисциплины.

Практически в каждом учреждении выявлены нарушения Бюджетного и Трудового законодательства, факты нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета, неправомерные выплаты заработной платы руководителям и сотрудникам учреждений.

Сумма финансовых нарушений из средств федерального бюджета составила более 600 млн. рублей.

Основные виды нарушений, допущенных федеральными учреждениями:

  • незаконные расходы из фонда оплаты труда на выплаты руководителям и сотрудникам учреждений неположенных окладов, стимулирующих надбавок, доплат, премий, на содержание неположенных должностей. Во многих учреждениях выплаты стимулирующего характера производились без учета уровня профессиональной подготовленности и квалификации. Совместителям за документально неподтвержденные часы работы необоснованно выплачивалась заработная плата. В образовательных учреждениях количество ставок профессорско-преподавательского состава превышало доведенное Министерством культуры Российской Федерации количество.

В нарушение  ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации руководители учреждений по собственным приказам отбывали в командировки без согласования с Министерством;

  • несоблюдение требований Бюджетного законодательства    Российской Федерации.

В нарушение  статей 38 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации   учреждениями допущено расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, или нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму более 130 млн. рублей; 

  • несоблюдение  принципа эффективности использования средств федерального бюджета, предусмотренного статьями 28 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
  • отсутствие порядка в учете и использовании имущества федеральной собственности строго в соответствии с действующим законодательством;
  • многочисленные нарушения  в расходовании средств федерального бюджета, выделенных на текущий и капитальный ремонт, реконструкцию и реставрацию. 

Информация о работе Актуальные проблемы финансирования отраслей социальной сферы