Макейкина
С.М. , к.э.н. доц. ФГБОУ ВПО «Мордовский
государственный университет им. Н.П. Огарева»,
Россия, г. Саранск
Кокотина
Д. А. студентка 5 курса «Финансы и кредит»
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный
университет им. Н.П. Огарева», Россия,
г. Саранск
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ
СТРАТЕГИИ
Основным из ключевых
направлений государственного регулирования
экономики является социальная сфера.
Стратегия реформирования социальной
сферы страны сформулирована в посланиях
Президента России. Основными приоритетами
социального развития современной
России, выделенными в посланиях,
являются повышение качества жизни
населения, модернизация здравоохранения
и образования, снижение уровня смертности,
увеличение продолжительности жизни
людей. В условиях реализации инновационной
стратегии проблема финансирования социальной
сферы Республики Мордовии является достаточно
актуальной, так как республика в настоящее
время динамично развивающийся регион
РФ. Правильное распределение финансовых
потоков республики и субсидий из федерального
бюджета поможет сохранить стабильный
положительный рост расходов на социальную
сферу и, соответственно, ее развитие. Фундаментальным
условием реализации социальной политики
государства и функционирования социальной
сферы страны в условиях реализации инновационной
стратегии является их бюджетное финансирование.
Одна из принципиальных особенностей
социальной политики состоит в том, что
ее основные сферы – здравоохранение,
образование, культура, социальная защита,
жилищно-коммунальное хозяйство – функционируют
в тесной взаимосвязи. Недостаток бюджетного
обеспечения одной из этих сфер неизбежно
отрицательно воздействует на другие
ее элементы. И, напротив, сбалансированная
бюджетная обеспеченность социальной
политики способствует экономическому
и социальному развитию страны, позволяет
достигать социальной стабильности общества
и его сплоченности, демонстрируя при
этом приверженность общечеловеческим
ценностям – социальной справедливости,
солидарности и заботе об уязвимых слоях
населения. Именно поэтому сохранение
бюджетного обеспечения социальных расходов
на обозначенном уровне является принципиально
важным. Вместе с тем, нерациональное
и нелогичное распределение финансовых
средств на развитие социальной сферы
может спровоцировать замедление ее развития
и ухудшение качественных показателей
уровня жизни граждан РМ. В настоящее
время в РФ и, соответственно, в РМ проводится
внедрение инновационной стратегии
развития во все сферы и отрасли жизнедеятельности,
в частности, особое внимание уделено
социальной сфере. Можно говорить о наличии
некого плана, инновационного плана, придерживаясь
которого наметится тенденция к переходу
общества и всей социальной сферы на новый
уровень, на ступень выше в своем существовании
и развитии. Тем самым улучшится здравоохранение
и образование, социальная защита населения,
безопасность и условия труда, демографическая
ситуация, и, как следствие, уровень и качество
жизни населения. А без достойного финансирования
данных институтов социальной сферы невозможно
будет развитие РМ, общества и государства
в целом. Поэтому считаем исследуемую проблему
особенно актуальной на данном этапе развития
российского общества, именно на этапе
перехода от сырьевой экономики России
к инновационной, к инновациям и в социальной
сфере. В современных условиях
существующие проблемы, влияющие на механизм
финансового обеспечения социальных расходов,
можно объединить в четыре крупные группы:
историческо-психологические, политические,
финансовые, институциональные. К первой группе
отнесены проблемы, связанные с восприятием
населением проводимых реформ, которые
объясняются имеющимся опытом получения
социальных услуг:
− население, особенно возрастная его
часть, в настоящий момент психологически
не готово к переходу на новый механизм
получения социальных услуг, поскольку
на протяжении ряда поколений вырабатывалась
привычка рассчитывать в данном вопросе
на государство. Социальное обеспечение
считается чем-то само собой разумеющимся;
− привычка полагаться на государство
привела к тому, что население просто не
видит социальных рисков, до тех пор, пока
они не наступят;
− некоторая часть населения не готова
к приобретению социальных услуг, даже
не столько из-за нехватки финансовых
ресурсов, сколько из-за отсутствия навыков
и опыта осуществлять накопление или резервирование
(страхование) средств для этих целей;
− инертность населения как потребителя
социальных услуг в обсуждении и влиянии
на выработку социальной и финансовой
политики органов власти;
− следствием предыдущей проблемы является
то, что работники социальной сферы не
готовы к переходу на новую систему предоставления
социальных услуг. Аргументировать взимание
платы за те услуги, которые раньше оказывались
на бесплатной основе, развитием рыночных
отношений неубедительно. Необходимо
внедрять весь спектр рыночных механизмов:
конкуренцию, критерии результативности
и эффективности, защиту прав потребителей
и т.д. Во вторую группу
объединены проблемы, связанные с деятельностью
государства в разработке стратегии развития
социальной сферы:
− отсутствие четкости в определении
статуса государства в социальной сфере;
− отсутствие единой концепции развития
социальной сферы. Производя финансирование,
правительство не сформулировало целей,
которых собирается достичь посредством
расходования ресурсов. До сих пор отсутствует
ясность в вопросе о границах государственного
вмешательства в социальную сферу, о соотношении
государственного и негосударственного
секторов в данной сфере. Какими должны
быть уровни пенсий и минимальной заработной
платы? Какую часть медицинских и образовательных
услуг будет оплачивать государство? Что
же такое достойный уровень жизни и в чем
он измеряется? С точки зрения целеполагания,
можно констатировать, что в России социальная
политика недостаточно ясно сформулирована;
− отсутствие взаимосвязи в выработке
решений между различными сферами деятельности.
Создается впечатление, что проводимые
реформы не связаны в единую концепцию.
Странной выглядит реформа по неэквивалентной
замене льгот денежными выплатами на фоне
сокращения ставки единого социального
налога, разбухания Стабилизационного
фонда РФ, на фоне мизерного увеличения
пенсий, пособий, довольствия военнослужащим
и оплаты труда бюджетникам, не покрывающего
даже официального уровня инфляции, ежегодное
увеличение тарифов на энергоносители
до уровня мировых. К третьей группе
социальной сферы следует отнести проблемы,
связанные с обеспечением отрасли финансовыми
ресурсами:
− пенсионеры, которые являются основными
потребителями социальных услуг, не располагают
финансовыми возможностями оплачивать
их, что является следствием экономических
процессов, происходивших в России. Пережив
две денежные реформы, два экономических
кризиса, значительная часть населения
лишилась всех своих накоплений, следовательно,
не имеет возможности приобретать многие
социальные услуги на платной основе;
− мероприятия, ставящие своей целью сокращение
налогового бремени, не могли не привести
к замедлению роста доходной части бюджета
и внебюджетных фондов, которые являются
основными источниками финансирования
социальной сферы. В четвертую группу
включены проблемы организации финансовых
отношений в части предоставления социальных
услуг и взаимодействия между различными
секторами в данной сфере деятельности.
Институциональные проблемы, характерные
для социальной сферы России, заключаются
в следующем:
− доставшаяся в наследство от советского
периода сеть бюджетных учреждений, рассчитанная
на всеобщее социальное обеспечение, является
потребителем значительного количества
бюджетных ресурсов, что необоснованно
завышает затратность социальной сферы
без получения необходимой отдачи;
− социальная сфера по-прежнему остается
в основном государственным сектором,
который развивается экстенсивным путем.
В процесс оказания социальных услуг не
вовлечены некоммерческие общественные
организации и коммерческие предприятия,
что сокращает объем потенциальных финансовых
ресурсов, используемых в социальной сфере,
делая государство монополистом в социальной
сфере [1]. В пятую группу
следует отнести проблемы социальной
сферы, возникшие и обострившиеся в условиях
мирового финансового кризиса:
− резкий рост безработицы в условиях
падения темпов экономического роста
и снижения внутреннего платежеспособного
спроса;
− сокращение финансовой емкости государственного
бюджета за счет резкого (в три раза) падения
цен на нефть, и как следствие, сокращения
финансовых ресурсов государства при
сохранении индексации социальных расходов;
− некоррелированный рост объема социальных
выплат и сокращения доходной части бюджета. Если
рассматривать проблемы финансирования
социальной сферы в разрезе отраслей,
то можно сделать следующие выводы.
В сфере образования
РМ основными проблемами являются проблема
материально-технического обеспечения
малокомплектных школ, а также проблема
эффективности выделяемых государственных
средств на содержание учебных заведений.
Неэффективность государственных затрат,
коррупция, нежелание некоторых чиновников
системы образования работать на местах,
формируют проблему крайне низкой эффективности
финансирования дошкольных и образовательных
учреждений Республики Мордовия. В условиях
инновационной стратегии развития РМ,
к одной из основных проблем образования
также можно отнести проблему несоответствия
предоставляемых образовательных услуг
росту инновационности республиканской
экономики . В республиканском здравоохранении
остро стоит проблема малого развития
высокотехнологичной медицинской помощи,
поэтому в настоящее время существует
потребность в дальнейшем развитии оказания
медицинской помощи на основе новейших
технологий. В условиях инновационной
стратегии низкоквалифицированная медицинская
помощь уходит на второй план и не находит
своего применения. В современной РМ медицинская
помощь, на мой взгляд, может основываться
только на высоких медицинских технологиях.
Следующую проблему республиканского
здравоохранения прослеживается в общей
потребности в повышении эффективности
расходуемых средств, так как выделяемые
бюджетные средства зачастую идут не в
то русло, в какое были направлены изначально
и используются неэффективно. Также, можно
выделить проблему нехватка специалистов
различного квалификационного уровня
и потребность в оказании социальной поддержки
молодых специалистов. Если говорить о
проблемах социальной защиты
населения, то здесь, в первую очередь,
проблема состоит в низком уровне заработной
платы в бюджетной сфере и небольшие размеры
социальных выплат, низких объемах и темпах
строительства социального жилья и объектов
социальной инфраструктуры. Также существует
потребность в улучшении качества предоставляемых
услуг и повышении эффективности государственных
расходов, выделяемых на социальную защиту
населения. Также, наблюдается, что в республике
существует и проблема недостаточной
вовлеченности общественных и частных
объединений в решении проблем социальной
защиты населения РМ. Основной проблемой,
которая влияет на качество и уровень
жизни населения РМ, является то, что
качество предоставляемых социальных
услуг населению республики не соответствует
должным требованиям. Что касается культуры, то
следует отметить, что те проекты и мероприятия,
которые в последнее время хоть и активно
проводятся в Республике, находятся на
низком уровне окупаемости, также, здесь
нельзя не отметить и недостаток кадровой
политики по некоторым направлениям
и проблему закрепления талантливой молодежи
на территории Республики, явный недостаток
их социальной поддержки. Несмотря на
то, что в последние годы, в РМ достигнуты
немалые успехи в сфере развития физкультуры и спорта
остается ряд важных проблем, которые
необходимо решать . Так, существует проблема,
которая заключается в недостаточном
уровне и объеме подготовки тренерского
состава, проблема дефицита гостиничной
инфраструктуры, что в свою очередь препятствует
увеличению числа проводимых спортивных
мероприятий федерального и международного
уровня. Также, следует отметить такую
проблему, как высокую нагрузку на бюджет
республики, вследствие ввода новых объектов
физкультуры и спорта, непосредственно
роста эксплуатационных расходов. Отсюда
вытекает проблема низкой окупаемости
вводимых новых спортивных объектов РМ. Анализируя
современное состояние социальной сферы,
можно увидеть, что тенденция развития
образования РМ таковы, что на начало 2010
г. функционировало 231 дошкольных учреждений,
498 общеобразовательных учреждений. Услуги
здравоохранения в Республике Мордовия оказывают
84 учреждения (табл.1).
Таблица 1 – Основные показатели здравоохранения
РМ
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Число больничных учреждений |
64 |
59 |
58 |
54 |
53 |
52 |
50 |
Число больничных коек –
всего |
10870 |
10757 |
9740 |
9057 |
8869 |
8827 |
8794 |
на 10000 человек |
125,7 |
125,4 |
114,4 |
107,2 |
105,7 |
105,9 |
106,5 |
Число врачебных учреждений,
оказывающих амбулаторно-поликлиническую
помощь населению |
113 |
91 |
93 |
83 |
79 |
80 |
75 |
Мощность амбулаторно-поликлинических
учреждений, посещений в смену
– всего |
17426 |
17729 |
17878 |
17952 |
17866 |
17798 |
18013 |
на 10000 человек |
201,5 |
206,7 |
209,9 |
212,5 |
212,9 |
213,6 |
218,2 |
Число фельдшерско-акушерских
пунктов |
606 |
560 |
540 |
535 |
523 |
513 |
504 |
Численность врачей |
4443 |
4386 |
4315 |
4307 |
4258 |
4313 |
4278 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
на 10000 человек |
51,4 |
51,1 |
50,7 |
51,0 |
50,7 |
51,8 |
51,8 |
Численность среднего медицинского
персонала - всего, человек |
11170 |
10945 |
10603 |
10261 |
10060 |
9926 |
9755 |
на 10000 человек |
129,2 |
127,6
|
124,5
|
121,4
|
119,9
|
119,1
|
118,2 |
В системе труда и социальной
защиты населения РМ работают 25 комплексных
центров социального обслуживания
населения, 24 стационарных учреждения
социального обслуживания для пожилых
граждан и инвалидов. В рамках
реализации государственных целевых
и ведомственных программ реализуются
мероприятия по осуществлению строительства
социального жилья, предоставляется
финансовая помощь малоимущим гражданам
и прочие услуги. В настоящее время
на территории РМ находится около 2 тыс.
памятников (859 памятников истории, культуры,
архитектуры, в том числе 48 – федерального
значения). Культурное достояние народов
Мордовии – разветвленная сеть учреждений
культуры и искусства, объединяющая свыше
1200 объектов. В их числе 4 государственных
и 1 муниципальный театр, государственная
филармония и 4 профессиональных концертных
коллектива, 23 музея, 549 массовых библиотек,
Республиканский Дом народного творчества.
На территории РМ созданы и функционируют
семь центров национальной культуры, Межрегиональный
центр финно-угорской культуры. Завершилась
реконструкция нового, оснащенного современной
техникой, здания Национальной библиотеки
им. А.С. Пушкина. Особое внимание уделяется
развитию массовой физической культуры
и спорта, данное направление является
одним из приоритетных в социальной политике
региона. Создана уникальная спортивная
инфраструктура, получившая признание
в стране и за рубежом. Только за последние
6 лет построено более 40 спортивных объектов,
в их числе: в г. Саранске – универсальный
спортивный комплекс «Мордовия», стадион
«Старт», «Ледовый Дворец» с двумя катками
и трибунами на 2700 мест, республиканский
лыжно-биатлонный центр, теннисный центр
Мордовии; в г. Рузаевка – велодром ВМХ-спорта,
зал тяжелой атлетики, теннисный стадион,
специализированный зал для занятий силовым
троеборьем; в 16 районах республики построены
физкультурно-оздоровительные комплексы.
Строится новый 44-тысячный стадион в связи
с включением Саранска в список городов,
принимающих матчи Чемпионата Мира по
футболу 2018 [1]. Для решения проблем в области финансирования
социальной сферы, в частности образования
РМ, а именно, для решения проблемы материально-технического обеспечения
малокомплектных школ, необходимо, в первую
очередь, увеличение выделения средств
на данную сферу. Также необходима реструктуризация
системы образовательных учреждений путем
сокращения данных школ и большего внедрения
программы «школьный автобус». Необходимо
также строительство и реконструкция
школ в других населенных пунктах, прежде
всего, в районных центрах. В здравоохранении,
особенно в условиях реализации инновационной
стратегии, именно высокотехнологичная
медицинская помощь движет развитием
медицины вперед, что улучшает, в первую
очередь, качество медицинской помощи.
Оказание помощи нуждающимся происходит
в разы быстрее и помогает с помощью современных
методов и современного оборудования
спасти больше жизней. С проблемой низкой
конкуренции в сфере предоставления медицинских
услуг необходимо бороться привлечением
бизнеса в данную сферу, частного сектора
экономики, помощь в этом республиканских
федеральных властей. Созданием таких
условий, чтобы создавать новые центры
медицинских услуг, чтобы у граждан РМ
был выбор в какое медицинское учреждение
обратиться за качественной медицинской
помощью. Для повышения Эффективности
расходуемых средств необходим больший
контроль со стороны местных, региональных
и федеральных властей по данной проблеме.
Выделяемые средства на здравоохранение
недостаточны, эффективность их низка,
так как часть средств расходуется неэффективно,
нецелесообразно, часть оседает в карманах
чиновников, либо подставных им лиц. Для
решения проблемы нехватки специалистов
различного квалификационного уровня
необходимо сотрудничество образовательных
учреждений с медицинскими учреждениями,
повышение квалификации сотрудников,
стажировка за границей, научная работа
в данной области, содействие властей
в этой работе, социальная поддержка молодым
специалистам, которая заключается в предоставлении
кредитования, достойная заработная плата
и т. д. С проблемами в сфере социальной
защиты населения РМ необходимо бороться
с помощью повышения заработной платы
в бюджетной сфере, увеличения размера
социальных выплат, выделением дополнительных
средств на строительство, привлечением
инвестиций и бизнеса в строительство
данных объектов. Политика республики
в сфере повышения уровня жизни населения
должна быть направлена на улучшение качества
предоставляемых социальных услуг, за
счет усиления контроля за качеством бюджетных
услуг и создания конкурентной среды в
области предоставления данных видов
услуг. Необходимо развитие городской
среды, которое можно осуществить с помощью
модернизации инженерных инфраструктур,
развития систем городского транспорта,
создания благоприятных условий проживания
в городских и сельских поселениях республики
за счет внедрения современных практик
градостроительной, жилищно-коммунальной,
архитектурной и развлекательной политик,
а также за счет решения проблем занятости
населения. В области культуры РМ необходима
большая реализация культурно-исторического
потенциала республики, выделение больших
средств на улучшение состояния материально-технической
базы, реконструкцию и восстановление
культурных и исторических памятников,
по некоторым направлениям в сфере культуры
необходимо улучшение кадровой подготовки,
а также поддержка и социальная защита
талантливой молодежи республики. Для
решения проблем в области физической
культуры и спорта РМ необходимо улучшение
подготовки и увеличение количества тренерского
состава, а также приглашение в республику
именитых тренеров России и из-за границы,
создание им достойных условий для работы.
Для увеличения числа проводимых спортивных
мероприятий федерального и международного
уровня, необходимо строительство новых,
улучшение качества существующих гостиниц,
так как в данный момент существует нехватка
гостиничной инфраструктуры. Проблему
высокой нагрузки на бюджет и их низкой
окупаемости, на мой взгляд, следует решать
с помощью перевода сети объектов из бюджетного
финансирования на самоокупаемость. Таким
образом, проведя полный анализ современных
тенденций и проблем финансирования социальной
сферы в условиях реализации инновационной
стратегии, можно сделать вывод, что в
последние годы наметилась именно положительная
тенденция к улучшению финансирования
социальной сферы РМ. Вместе с тем существует
еще достаточно проблем, которые необходимо
решать в среднесрочной перспективе.
Список использованных
источников: 1.
Составлено автором на основе Официального
сайта Государственной статистики: http://mrd.gks.ru, (дата обращения: 13.12.2012).