Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:26, реферат
Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития. Национальные особенности социального партнерства. Правовые основые развития социального партнерства. Понятие корпоративной социальной ответственности . Понятие корпоративной политики участия в жизни общества.
Вступление
Современный период
развития общества характеризуется
резким увеличением социальных проблем
и усилением роли широкой общественности
в поиске путей их решения. Изменяются
социокультурные нормы общения
и взаимодействия, трансформируются
или отмирают устаревшие образцы, рождаются
новые модели. Одним из новых явлений российской
общественной жизни становится социальное
партнерство, которое получило признание
с начала 90-х годов прошлого века.
Понятие социального партнерства
Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития
«Социальное партнерство
- это система цивилизованных общественных
отношений, обеспечивающая согласование
и защиту интересов работников, работодателей,
предпринимателей, различных социальных
групп, слоев, их общественных объединений,
органов государственной власти, местного
самоуправления на основе договоров, соглашений,
достижения консенсуса по важнейшим направлениям
социально-экономического и политического
развития.
Наряду с ним [социальным партнерством]
получили широкое распространение политическое,
корпоративное, агентское партнерство,
социальный диалог. Кроме того, входит
в практику так называемое некоммерческое
партнерство, реализуемое некоммерческими
организациями по достижению социальных,
благотворительных, культурных, образовательных,
научных и управленческих целей в удовлетворении
нематериальных потребностей граждан,
их законных интересов, а также в сферах
защиты прав, разрешения споров и конфликтов,
оказания юридической помощи.
Важнейшими целями социального партнерства
являются согласование и защита интересов
различных социальных групп, слоев и классов,
содействие решению актуальных экономических,
социальных и политических задач, углублению
демократии, формированию социального
правового государства, открытого демократического
гражданского общества.
Политика социального партнерства не
ограничивается сферой экономических
или социально-трудовых отношений. Ее
реализация связана с участием в таком
процессе общественных объединений, представляющих
интересы различных социальных групп,
слоев, органов государственного управления
и местного самоуправления, принятием
и выполнением договоров и соглашений,
политических решений. В разработке и
принятии их участвуют большие группы
людей, трудовые коллективы, представители
населенных пунктов, территорий. Властные
структуры выступают чаще всего как организаторы
переговорного или согласительного процесса.
Конструктивные цивилизованные отношения
социального партнерства предполагают
максимальный учет интересов различных
социальных групп, слоев, согласование
их и возможно более полную реализацию.
Иначе они не будут эффективно содействовать
формированию устойчивого социально-экономического
развития и политической стабильности,
установлению согласия в обществе.
Социальное партнерство по своей сущности
нацелено на формирование консенсуса,
гражданского мира в обществе; на снижение
напряженности во взаимоотношениях между
различными социальными группами, слоями;
на политическую консолидацию органов
власти всех уровней и органов местного
самоуправления.
Политика социального партнерства способствует
развитию и углублению демократии, утверждению
цивилизованных форм согласования многообразных
интересов различных социальных групп,
слоев и классов, формированию открытого
демократического гражданского общества».
Социальное партнерство в России**
Создание справедливой
системы социального порядка
в интересах большинства
Взаимодействие необходимо, чтобы совместными
усилиями решать значимые социальные
проблемы, такие как бедность, бездомность,
сиротство, разгул преступности, загрязнение
окружающей среды. Представители каждой
из сторон треугольника по-разному осознают
собственную ответственность за эти человеческие
беды, имеют разные возможности и ресурсы
для помощи, и, наконец, разные представления
о самой природе социальных проблем. Но,
несмотря на различия и противоречия,
сотрудничество возможно, а главное, -
необходимо.
Социальное партнерство - это не только
перераспределение ресурсов для решения
социальных проблем. Объектом общей ответственности
оказываются не только социальные проблемы
сами по себе, но и способы их решения.
Это гражданские действия, предполагающие
инициативу народа, действия в рамках
гражданского общества.
Социальное партнерство - это путь к эффективному
государству на основе социальной консолидации,
расширения общественной поддержки целей
и действий власти. Идея социального партнерства
близка и востребована широкими народными
слоями. Она исходит из необходимости
соединения власти с народом, устройства
социально-справедливого созидательного
общества, единения духовного и материального.
Механизм социального партнерства, консолидирующего
государства, предпринимателей и народ
вокруг главных целей в принципе выглядит
следующим образом:
- по отношению к обществу государство
берет на себя осознанную ответственность
за социальные гарантии, получая взамен
легитимность власти и общественную поддержку;
- по отношению к предпринимателям государство
обеспечивает гарантии прав собственности,
благоприятный предпринимательский климат,
поддержку российского бизнеса во внешнем
мире, получая взамен поддержку со стороны
национального капитала, строгое соблюдение
установленных государством норм и правил;
- баланс между обществом и капиталом строится
по принципу: социально ответственное
поведение предпринимателей в обмен на
общественную поддержку его интересов,
целей и действий.
Успех социального партнерства определяется
многими условиями. Однако есть условия,
без которых оно просто не работает. Важнейшим
участником треугольника социального
партнерства является институт гражданского
общества: совокупность добровольных
общественных объединений, профессиональных
союзов, благотворительных и др. организаций.
Участие в добровольных объединениях
- не только вопрос частных интересов,
желания и возможности самореализации.
Это вопрос отношений личности и государства.
Пользуясь свободами и правами, граждане
одновременно принимают на себя и ответственность,
определенные обязательства по охране
своих прав в т.ч. социальных. Чтобы голосовать
ответственно, граждане должны быть информированы
о том, какие наиболее важные проблемы
стоят перед обществом. Ответственность
за то, чтобы эти проблемы были сформулированы
и представлены социальным партнерам
(государству и капиталу) во многом несут
именно общественные объединения. Участвуя
в их работе, граждане принимают ответственность
за собственную (себя и других) информированность,
принимают обязательства быть терпимыми
по отношению к другим точкам зрения. Это
и есть феномен эффективного гражданского
поведения - движущая сила социального
партнерства.
Современное понимание участия капитала
в треугольнике социального партнерства
не сводится к благотворительности. Участие
предпринимателей в решении социальных
проблем сегодня определятся экономической
целесообразностью таких затрат. Инвестируя
в человеческий капитал, в инфраструктуру
городов, транспортные коммуникации и
связь, предприниматель извлекает приличную
прибыль.
Задача государства - создать правовые
и экономические стимулы для развития
этой деятельности. Задача профессиональных
и общественных союзов - втягивать капитал
в решение насущных социальных проблем
и информировать государство о состоянии
сотрудничества.
Важнейшей функцией государства в России
всегда было поддержание равновесия и
диалога между разными социальными слоями
и группами населения. Главная ошибка
прошедшего периода рыночных реформ -
полная недооценка решающей роли общегосударственных
институтов в управлении рыночной экономикой
и социальной сферой.
Успех социального партнерства в России
будет определяться динамикой формирования
среднего класса. Класс этот должен охватить
по крайней мере 50% населения, с одновременным
снижением доли населения с доходами ниже
прожиточного минимума до 10-15%. Государство
просто не сможет длительное время соединять
полярные сегменты расколотого общества,
если не начнется ускоренное становление
его естественной опоры - массового слоя
людей со средним достатком. Это люди,
ясно представляющие, чего они хотят как
для самих себя и своих близких, так и для
своей страны. Формирование среднего класса
придает необходимую устойчивость всей
социальной конструкции и послужит основой
для преодоления социального раскола
Национальные особенности социального партнерства**
«Зачастую в
общественном сознании неверно трактуют
само понятие социального
Исторически лозунг социального партнерства
возник как антитеза классовым конфликтам
и революциям, как способ разрешения противоречий
между трудом и капиталом. Кризис основных
концепций государственного устройства
- социализма, государства благосостояния
и модернизации - требовал поиска новых
подходов. В фокусе общественного и политического
влияния появляются инициативы граждан,
которые объединяются в сообщества некоммерческих
организаций и общественных движений.
Сегодня смысл социального партнерства
состоит в налаживании конструктивного
взаимодействия между тремя силами на
общественной арене - государственными
структурами, коммерческими предприятиями
и некоммерческими организациями (эти
силы принято называть первым, вторым
и третьим секторами соответственно).
Социальное партнерство - социальное действие,
основанное на чувстве человеческой солидарности
и разделяемой ответственности за проблему.
В самом общем виде можно сказать, что
социальное партнерство возникает тогда,
когда представители трех секторов начинают
работать совместно, осознав, что это выгодно
каждой группе и обществу в целом.
Можно выделить следующие ключевые моменты
социального партнерства:
Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства - необходима артикуляция интересов сторон:
Необходимо отличать
простое взаимодействие или кооперацию
усилий в решении сиюминутных
проблем, чаще всего регулируемых директивами
вышестоящего руководства от социального
партнерства, основанного на равноправном,
долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве
сторон, разделяющих и стремящихся решить
социальную проблему.
Л. Олсен в своей книге Partnership For Social Welfare
пишет, что «партнерство - это больше, чем
кооперация. Оно включает развитие проектной
культуры, принимаемой партнерами, как
среды для разделения задач (ответственности).
Оно включает процесс поиска новых решений,
<...>, в который партнеры вовлекают друг
друга. Оно содержит контрактные обязательства
и систему увеличения качества, которую
все партнеры должны улучшать и развивать».
Каждый сектор в системе социального партнерства
имеет свои сильные и слабые стороны. Сильная
сторона государства - его властные рычаги,
сильная сторона бизнеса - способность
обеспечения финансовыми ресурсами, третий
сектор является инициатором новаторских
идей. Но неумение совместно их использовать
рождает ряд проблем.
Во-первых, одной из наиболее трудных задач
является поиск источника финансирования
проектов. В большинстве случаев социальные
проблемы решаются только средствами
бюджетных дотаций, объем которых практически
не зависит от реальных качественных результатов
работы, поскольку для государственных
организаций бюджетная строка всегда
строго ограничена. Более того, в России
до сих пор не создана система поощрения
благотворительной деятельности, которая
в западных странах является серьезным
источником финансирования. Средства
грантов зарубежных благотворительных
организаций и фондов также недостаточны
для широкого развития социального партнерства.
Во-вторых, важна проблема нехватки человеческих
ресурсов, точнее - недостаток профессионалов,
способных обеспечить эффективность процесса
социального партнерства. Инициатива
реализации тех или иных проектов чаще
всего исходит от третьего сектора. И отсутствие
у его представителей опыта административной
деятельности, планирования, привлечения
средств является препятствием усиления
социального эффекта партнерства. Энтузиазм
должен опираться на базу профессионализма,
иначе он быстро погаснет.
Третья проблема - неприспособленность
к инновациям. Новаторские методики и
технологии работы, инициируемые общественными
организациями или взятые из опыта других
стран, не всегда могут быть внедрены в
существующий формат социальной системы.
Положение усугубляется еще и тем, что
чиновники различных органов государственного
управления проявляют неприязнь к переменам,
особенно в работе с третьим сектором.
Представители последнего часто воспринимаются
как «просители» или «подчиненные», или
даже как «соперники», но не как партнеры.
Бывает, что соперничество или даже зависть
разгораются внутри одного сектора или
организации, что приводит к блокированию
дальнейшего сотрудничества.
Иногда возникает и обратная ситуация,
когда ряд общественных деятелей считают,
что государство многие вопросы должно
решать самостоятельно. Такой подход объясняется
общими причинами неразвитости институтов
гражданского общества. Патернализм и
социальная пассивность всегда были присущи
российскому социуму.
Все стороны должны осознавать, что социальное
партнерство предполагает профессионализм,
высокую ответственность за качество
и полноту выполнения взятых на себя обязательств.
Только при таком отношении к совместному
сотрудничеству можно преодолеть существующие
проблемы и сделать процесс социального
партнерства эффективным.
каждый из секторов в системе социального
партнерства имеет свои сильные стороны.
В сумме они дают мощный синергетический
эффект. В странах Запада он достигается
за счет четко отлаженного механизма регулирования
партнерства, согласованности действий
между субъектами влияния.
В России все складывается несколько по-другому.
Во многих случаях коммерческий сектор
преследует только свои интересы, а государство
остается консервативным в своих взглядах
и чаще выступает в роли сдерживающего
фактора в новаторских проектах. В такой
ситуации третий сектор должен становиться
той творческой, созидательной силой,
способной аккумулировать новые идеи,
отвечающие требованиям быстро меняющихся
социальных условий
Правовые основые развития социального партнерства
Юридические инструменты развития социального партнерства**
Социальное партнерство
- система цивилизованных общественных
отношений, направленных на согласование
и защиту интересов представителей различных
социальных групп, слоев, классов, общественных
объединений, органов государственной
власти и местного самоуправления, коммерческих
и некоммерческих структур, государственных
учреждений, к числу которых относятся
библиотеки. Оно развивается на основе
нормативных договоров и соглашений, достижении
консенсуса по важнейшим направлениям
социально-экономического и политического
развития общества. <…>
С правовой точки зрения социальное партнерство
- это согласование действий всех сторон
на определенной законодательной платформе,
отражающей его существо, содержание и
инструменты регулирования. Правовое
обеспечение социального партнерства
в библиотеках находится в процессе становления.
Рассмотрим его характерные особенности.
1. Развитие федерального законодательства,
как общего, так и отраслевого, обозначившего
правовое поле для социального партнерства
в библиотеке.
В Конституции Российской Федерации провозглашаются
принципы социального партнерства, определены
основные направления сотрудничества
в области культуры, образования и информации
(ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37,
72), социального развития и социальной
защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья
и экологии (ст. 41,42,114).
Трудовой кодекс Российской Федерации
содержит раздел II «Социальное партнерство
в сфере труда» (ст. 23-55). В нем социальное
партнерство рассматривается как система
взаимоотношений между работниками (представителями
работников) работодателями (представителями
работодателей), органами государственной
власти и местного самоуправления, направленная
на обеспечение согласования интересов
работников и работодателей по вопросам
регулирования трудовых отношений и иных,
непосредственно связанных с ними экономических
отношений.
В Федеральных законах РФ «О профессиональных
союзах и гарантиях их деятельности» (1995),
«Об объединениях работодателей» (2002),
«О порядке разрешения коллективных трудовых
споров» (1995), «О коллективных договорах
и соглашениях» (1992) обозначены формы,
методы и механизмы правового регулирования
социального партнерства на договорной
основе.
В профильный Закон РФ «О библиотечном
деле» (1993) включена глава IV «Организация
взаимодействия библиотек» (ст. 19,20, 21),
регулирующая сотрудничество и взаимодействие
библиотек различных типов и видов между
собой, с органами научно-технической
информации и архивами, а также вопросы
трудовых отношений работников библиотек
(ст. 26).
Эти нормы являются правовым фундаментом,
на основе которого происходит становление
и развитие нового типа социально-экономических
отношений в библиотеках.
2. Становление регионального законодательства,
определяющего региональные особенности
и практику сотрудничества библиотек
субъектов РФ.
В субъектах РФ принимаются законы о социальном
партнерстве либо в законодательные акты
о библиотечном деле включаются соответствующие
разделы, регулирующие обеспечение социальной
защиты и социальных гарантий работникам
библиотек, развитие трудовых отношений
в библиотеках (Республика Карелия, Алтайский
край, Белгородская, Псковская, Камчатская,
Кировская, Ивановская, Рязанская, Свердловская,
Томская, Тульская и др. области).
Формирование правового механизма социального
партнерства в конкретной библиотеке,
разрабатывающей и принимающей локальные
нормативные акты, нормативные договоры
и соглашения, заключаемые на основе взаимных
консультаций, переговоров и договоренностей
между сторонами.
Социальная ответственность компаний
- опыт Запада и России