Кризисные пояса России. Критерии выделения кризисных регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - рассмотреть кризисные регионы.
В работе дана классификация кризисных регионов. Раскрываются проблемы и возможные пути решения данных проблем в кризисных регионах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1. Проблемные регионы: понятие и классификация…………………………4
2. Кризисные регионы. Критерии выделения кризисных регионов………...4
3. Цели и задачи социально-экономической реабилитации и дальнейшее развитие кризисных городов………………………………………………….10
4. Кризисные пояса России……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

    Оглавление

                                                                                                                 с.

Введение………………………………………………………………………...3

1. Проблемные  регионы: понятие и классификация…………………………4

2. Кризисные  регионы. Критерии выделения кризисных регионов………...4

3. Цели и задачи социально-экономической реабилитации и дальнейшее развитие кризисных городов………………………………………………….10

4. Кризисные  пояса России……………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………..19

Список использованной литературы………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Создание  стабильного общества и развитие экономики государства невозможно без решения вопроса межрегиональных  различий и отставания в различии отдельных регионов. Из-за этого  особенно актуальной становится задача стабилизации экономики регионов, состояние которых оценивается как критическое, и определения путей перехода к стабильному состоянию их экономики.

    Впервые в истории Российской Федерации  проблема неоднородности экономического развития и особого отставания некоторых регионов обеспокоило правительство в 1992 году, однако комплексный подход ,который помог бы данным регионам усилить собственную экономику, не разработан по сей день, поэтому вопрос дальнейшего их развития стоит особо остро.

    Возможность эффективного управления процессом социально-экономического развития отдельных территорий находится в прямой зависимости от рационального использования экономических ресурсов региона. Таким образом, необходимость выработки путей улучшения экономического состояния в регионах обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Для экономического развития страны в целом необходимо комплексное развитие каждого проблемного региона, с учетом особенностей в развитии и размещении производства, ее геополитических особенностей. Поэтому в современной экономике очень актуальным становится повышение эффективности использования каждого отдельного региона. При этом, важными задачами экономической реформы в современной России являются, с одной стороны, проведение основных реорганизационных мероприятий по формированию многоукладной рыночной экономики, прежде всего на уровне регионов (особенно проблемных) с учетом их экономических ресурсов, а с другой, — обеспечение тесной интеграции всех территорий в едином экономическом пространстве. Отсюда повышенное внимание государства к территориальному регулированию, вопросам повышения эффективности экономических ресурсов проблемных регионов, федеративных и межбюджетных отношений и т. д. Инструментами прямого экономического регулирования, основанного на административных методах с включением рыночных стимуляторов, служат федеральные и региональные программы, государственный бюджет, государственные заказы на поставку продукции для народнохозяйственных нужд, инвестиционные проекты и т. п. Большая роль в комплексе регионального регулирования отводится законодательному регламентированию и межбюджетным отношениям, особенно системе федеральной финансовой поддержки проблемных регионов. К сожалению, весомых результатов в данной области, как и в реализации всей реформы, не наблюдается. Сложилась практика единичной автономной разработки федеральных и региональных программ развития проблемных территорий при отсутствии или слабой выраженности комплексного и системного подхода, что означает растрату огромных экономических ресурсов и низкую результативность программных проектов.

    Цель  контрольной работы - рассмотреть кризисные регионы.  
В работе дана классификация кризисных регионов. Раскрываются проблемы и возможные пути решения данных проблем в кризисных регионах.
 
 
 
 

    1. Проблемные регионы: понятие и классификация.

    Невозможно  найти регион, в котором отсутствуют  проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?

    Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

  1. Особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности
  2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики
  3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны
  4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

     

    Необходимо  отметить, что проблемы регионов могут  быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической  динамики, так и, напротив, со слишком  быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают. В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

    Как же осуществляется классификация проблемных регионов? Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

    Территориальное проблемное районирование не носит  сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться  следующие типы территорий:

  1. Субъекты федерации
  2. Части субъектов федерации
  3. Несколько субъектов Федерации
  4. Сопредельные части субъектов Федерации.1
 

    2. Кризисные регионы. Критерии выделения кризисных регионов.

    К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному  воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.2

    Тип     Описание Количество  субъектов

в типе

    Субъекты  РФ3
Кризисные регионы 1.Существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития

2.Высокий уровень безработицы

3.Слабая инфраструктурная  обеспеченность роста городских  поселений

4. Высокий уровень  социальных конфликтов

    
    22 1.Агинский автономный округ

2.Брянская область

3.Ивановская  область

4.Кабардино-Балкарская  Республика

5.Камчатская область

6.Карачаево-Черкесская Республика

7.Корякский автономный округ

8.Курганская область

9.Магаданская область

10.Республика Адыгея

11.Республика Алтай

12.Республика Дагестан

13.Республика Калмыкия

14.Республика Карелия

15, 16.Республика Северная Осетия-Алания

17.Республика Тыва

18.Республика Хакасия

19.Ульяновская область

20.Усть-Ордынский

21.Бурятский автономный округ

22.Эвенкийский автономный округ

 

    Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

    Кризисный город (греч. krisis — решение, решительный исход). Это стадия, следующая за депрессивным состоянием, когда депрессия принимает затяжной характер и сопровождается дальнейшим ухудшением основных социально-экономических показателей (падение производства и банкротство значительной части предприятий, массовая безработица, резкое снижение уровня жизни населения и сокращение его численности, потеря инвестиционной привлекательности). На этой стадии город уже не может самостоятельно преодолеть тяжелую ситуацию и нуждается во внешней помощи (со стороны общегосударственных или региональных органов).

    Наряду  с городами, кризисное состояние  которых определяется экономическими причинами (спад производства, смена хозяйственных приоритетов и т.д.), к категории кризисных должны быть отнесены: города, характеризующиеся тяжелой экологической ситуацией (как внутригородского происхождения, так и в результате воздействия внешних крупномасштабных техногенных аварий), а также находящиеся в зонах вооруженных конфликтов.

    Для выделения кризисных городов  могут быть рекомендованы качественные и количественные критерии, которые  должны отвечать следующим требованиям  и условиям рассмотрения:

    1. Кризисный город рассматривается и выделяется применительно к двум уровням: страна в целом и “свой” субъект Федерации. Такой подход позволяет, с одной стороны, оценить остроту проблем города как на фоне страны в целом, так и применительно к конкретному региону. Это создаст возможность более объективной оценки ситуации и более целенаправленного выделения средств и оказание помощи как со стороны федеральных, так и региональных органов. Достаточно типичными могут быть две ситуации: кризисный город в составе депрессивной территории (субъекта Федерации), кризисный город в составе относительно благополучной территории. В первом случае возможна поддержка федеральных органов, во втором — преимущественно региональных.

    2. Критерии должны характеризовать устойчивые, длительные по времени процессы (не менее трех лет). Число критериев должно быть жестко ограничено, но при обязательном условии, что они наиболее точно отражают кризисные явления, иными словами, — играют роль наиболее информативных индикаторов.

    Важным  требованием является обеспеченность отобранных показателей регулярно разрабатываемой информацией.

    Критерии  должны быть понятны населению, так  как без общественной поддержки  трудно рассчитывать на выделение средств налогоплательщиков, которые должны быть уверены в объективности выбора городов для такой помощи.

    Выполнение  приведенных выше требований представляется достаточно сложным и в методическом, и в информационном аспектах.

    В качестве основных критериев выделения “кризисных” городов могут быть рекомендованы следующие:

    1) Относительно высокий уровень падения объемов производства и услуг. Лучше было бы использовать показатель душевого производства валового внутреннего продукта (ВВП), но применительно к уровню города требуется методическое обеспечение такого показателя и введение его в систему постоянной разработки статистическими органами.

    Целесообразность  введения показателя объема производства (услуг) объясняется не только тем, что  этот показатель отражает уровень хозяйственной  деятельности предприятия. Не менее  существенно, что состояние таких объектов оказывает непосредственное влияние на занятость населения и его доходы, уровень безработицы, поступления в бюджет и соответственно — на возможность нормального функционирования муниципального жилья, общегородских учреждений (школы, больницы и т.д.). Кроме того, необходимо учитывать, что на балансе предприятий до сих пор сохраняются объекты социальной инфраструктуры, а отдельные предприятия обеспечивают потребность города в тепле, воде и водоотведении.

    В качестве количественной характеристики такого показателя может быть предложено его значение относительно соответствующих показателей по стране и по конкретному субъекту Федерации. Учитывая высокий уровень падения производства в стране и большинстве регионов, предлагается принять для кризисных городов показатель выше средних данных не менее чем на 30%. Применительно к большинству предприятий это свидетельствует практически об их остановке и необходимости применения процедуры банкротства.

Информация о работе Кризисные пояса России. Критерии выделения кризисных регионов