Кризисные пояса России. Критерии выделения кризисных регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - рассмотреть кризисные регионы.
В работе дана классификация кризисных регионов. Раскрываются проблемы и возможные пути решения данных проблем в кризисных регионах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1. Проблемные регионы: понятие и классификация…………………………4
2. Кризисные регионы. Критерии выделения кризисных регионов………...4
3. Цели и задачи социально-экономической реабилитации и дальнейшее развитие кризисных городов………………………………………………….10
4. Кризисные пояса России……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

    Экологическое состояние. Как указывалось выше, среди критериев отнесения города к кризисным экологическая ситуация может служить либо главным, либо дополнительным индикатором его тяжелого положения. В качестве первоочередной задачи представляется необходимым обеспечить проведение объективной экспертизы экологического состояния города и негативных последствий, прежде всего связанных со здоровьем населения. Из всего комплекса хорошо известных мер по реабилитации окружающей среды приоритетное внимание должно быть уделено поддержанию действующих (точнее существующих) природоохранных объектов, а также инженерных сетей и сооружений коммунального хозяйства. 6 

4. Кризисные пояса России.

    Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

    • Центральный пояс
    • Южный пояс
    • Уральский пояс
    • Восточный пояс.

    Наиболее  крупным является Центральный кризисный  пояс. В его состав входят части  Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

    Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:

    • Спад производства
    • Высокая безработица
    • Низкий уровень жизни
    • Низкая бюджетная обеспеченность
    • Высокий уровень депопуляции населения.
 

    Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения.

    В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного  Кавказа и южная часть Поволжья. 7 Здесь сосредоточивается большое количество беженцев и вынужденных переселенцев как из республик самого Северного Кавказа, так и из республик бывшего СССР.8

    Основными проблемами Южного кризисного пояса  являются:

    • Спад производства
    • Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью
    • Низкий уровень жизни
    • Низкая бюджетная обеспеченность
    • Межэтнические военные конфликты
    • Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.
 

    Таким образом в Южном кризисном  поясе свертывание экономической  активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

    Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов9, куда входят 4 субъекта Российской Федерации с глубоким спадом производства, 5 регионов находятся в кризисном или предкризисном состоянии по техногенной нагрузке и т.д. Этот кризисный пояс представляет существенную угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал, атомная промышленность.10

    Вместе  с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

    • Локальный спад производства
    • Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.
 

    Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

    • Основными проблемами данного пояса являются:
    • Спад производства и высокая безработица
    • Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения
    • Слабая транспортная доступность
    • Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения
    • Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

    Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.11

    Вне рассмотренных кризисных поясов находятся также отдельные кризисные  очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические катаклизмы, потери контактов с Большой Землей.12

    Зона  Севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 64% территории страны, где проживает порядка 8% населения. Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства. Геоэкономическое значение российского Севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала. Российский Север это:

    • 2/3 ресурсного потенциала страны
    • 75% всей нефти и газового конденсата
    • 93% природного газа
    • 37% деловой древесины
    • почти 100% алмазов
    • основная часть цветных, редких металлов и золота
    • около 60%от объема российского экспорта.
    • производится 20% валового внутреннего продукта
 

    В геополитическом аспекте Север  является плацдармом международного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна. Он обеспечивает России независимый выход на мировые рынки через порты Арктики и Северный морской путь.

    Северные  регионы существенно дифференцируются по уровню развития. С одной стороны, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа входят в первую пятерку субъектов Федерации РФ по большинству социально-экономических показателей. С другой стороны, Эвенкийский, Таймырский, Корякский автономные округа относятся к слаборазвитым территориям с низким уровнем хозяйственного освоения.

    Неоднородность экономического пространства Севера предопределила формирование двух методологических подходов к районированию этой территории. В соответствии с первым подходом на Севере необходимо выделить компактные территории, отвечающие критериям кризисных, депрессивных, отсталых и прочих проблемных регионов.

    В соответствии со вторым подходом предполагается, что у всех северных регионов есть общие черты, которые позволяют определить их как проблемные независимо от текущего социально-экономического положения. Независимо от уровня социально-экономического развития регионы Севера обладают общими проблемами, обусловленными особенностями природно-климатических условий. Такими особенностями являются:

    • Неблагоприятный климат (от абсолютной до умеренной дискомфортности)
    • Вечная мерзлота
    • Удаленность от экономических и культурных центров.
 

    Вышеназванные факторы существенно ухудшают условия  хозяйственной деятельности в северных регионах, детерминируя высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокую стоимость жизни, экологическую уязвимость северных биоценозов. На сегодня данный подход представляется наиболее методологически оправданным. Таким образом, благополучие ряда северных регионов России достигается не благодаря, а вопреки суровым климатическим условиям и это благополучие может очень быстро исчезнуть. В силу вышеназванных обстоятельств, определенные упреждающие стабилизационные мероприятия государственной региональной политики необходимы и для наиболее благополучных регионов российского Севера.

    Особенности и перспективные  направления политики развития российского Севера. Существующая система нормативно-правовых актов, регулирующих государственную политику в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает широкую систему государственной поддержки. Обязательства по финансированию продекларированных форм поддержки лежат в основном на федеральном бюджете. Поскольку эти обязательства явно превышают реальные финансовые возможности, то они выполняются нерегулярно и не в полном объеме, создавая непредсказуемые условия деятельности регионов, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов.

    Сложившаяся система государственной поддержки  пришла в противоречие с экономическими условиями и федеративными отношениями. Для повышения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала Крайнего Севера, создания достойных условий жизни его населения необходим системный пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий. 

    Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям:

  1. реструктуризация экономики на базе использования природных ресурсов с учетом рыночных условий, новых социальных и экологических требований;
  2. расширение финансового потенциала путем закрепления доходов от использования природных ресурсов, создания механизмов стабилизации финансового положения северных территорий;
  3. регулирование состава населения и рынков труда;
  4. реформирование существующей системы северных гарантий;
  5. создание эффективной системы поддержки коренных малочисленных народов, включая сферу традиционного жизнеобеспечения и расширение занятости в государственном и рыночном секторах;
  6. совершенствование механизма завоза грузов в малодоступные северные регионы.
 

    Для преодоления трудностей переходного периода и успешной интеграции в мировые рынки северные базовые предприятия должны пройти несколько стадий качественных изменений. Они касаются целей функционирования, взаимоотношений с потребителями, смещения приоритетов от объемных показателей к показателям экономической эффективности, ценовой политики. Условия внешней среды функционирования этих предприятий, с одной стороны, будут характеризоваться ужесточением экологических ограничений при эксплуатации природных ресурсов, уменьшением прямой государственной поддержки, с другой - новыми возможностями международной кооперации в рамках совместных фирм, сервисных контрактов, соглашений о концессиях, разделе продукции, технической помощи и др.

    Необходимы  экстренные меры по спасению потенциально жизнеспособных в рыночных условиях предприятий путем их внутренней реструктуризации (сокращение численности, передача социальной сферы и др.), привлечения внебюджетных средств через выпуск корпоративных ценных бумаг, гарантирования кредитов иностранных и отечественных коммерческих банков, а в исключительных случаях отсрочку таможенных выплат. В дальнейшем господдержка должна стимулировать постепенный переход от добычи первичного сырья к интенсивным наукоемким технологиям его переработки.

    Миграционная  политика государства на Севере в ближайшие годы должна быть ориентирована на переселение избыточного населения, в том числе пенсионеров и людей, отработавших в районах Крайнего Севера по трудовым договорам. Одновременно должны вырабатываться подходы к привлечению сюда новых работников из других районов страны.

    При осуществлении инвестиционных проектов и расширении хозяйственной деятельности должен получить применение вахтовый метод. Использование вахтового метода организации работ и договорных форм найма позволит привлекать работников оптимального половозрастного состава и профессионально-квалификационного уровня.

    Реформирование  государственной северной политики требует четкого определения южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования. Это позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий. Специальные меры государственной поддержки в приоритетном порядке будут осуществляться в арктической зоне, ввиду специфических черт, отличающих ее от других районов Севера, а также особых национальных интересов России.

Информация о работе Кризисные пояса России. Критерии выделения кризисных регионов