Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:29, контрольная работа
Цель контрольной работы - рассмотреть кризисные регионы.
В работе дана классификация кризисных регионов. Раскрываются проблемы и возможные пути решения данных проблем в кризисных регионах.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Проблемные регионы: понятие и классификация…………………………4
2. Кризисные регионы. Критерии выделения кризисных регионов………...4
3. Цели и задачи социально-экономической реабилитации и дальнейшее развитие кризисных городов………………………………………………….10
4. Кризисные пояса России……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….20
Экологическое
состояние. Как указывалось выше,
среди критериев отнесения города к кризисным
экологическая ситуация может служить
либо главным, либо дополнительным индикатором
его тяжелого положения. В качестве первоочередной
задачи представляется необходимым обеспечить
проведение объективной экспертизы экологического
состояния города и негативных последствий,
прежде всего связанных со здоровьем населения.
Из всего комплекса хорошо известных мер
по реабилитации окружающей среды приоритетное
внимание должно быть уделено поддержанию
действующих (точнее существующих) природоохранных
объектов, а также инженерных сетей и сооружений
коммунального хозяйства. 6
4. Кризисные пояса России.
Кризисные
регионы, расположенные в
Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.
Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:
Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения.
В
состав Южного кризисного пояса входят
сопредельные регионы Северного
Кавказа и южная часть
Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:
Таким
образом в Южном кризисном
поясе свертывание
Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов9, куда входят 4 субъекта Российской Федерации с глубоким спадом производства, 5 регионов находятся в кризисном или предкризисном состоянии по техногенной нагрузке и т.д. Этот кризисный пояс представляет существенную угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал, атомная промышленность.10
Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:
Восточный
(Южно-Сибирско-
Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.11
Вне
рассмотренных кризисных поясов
находятся также отдельные
Зона Севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 64% территории страны, где проживает порядка 8% населения. Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства. Геоэкономическое значение российского Севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала. Российский Север это:
В геополитическом аспекте Север является плацдармом международного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна. Он обеспечивает России независимый выход на мировые рынки через порты Арктики и Северный морской путь.
Северные
регионы существенно
Неоднородность экономического пространства Севера предопределила формирование двух методологических подходов к районированию этой территории. В соответствии с первым подходом на Севере необходимо выделить компактные территории, отвечающие критериям кризисных, депрессивных, отсталых и прочих проблемных регионов.
В соответствии со вторым подходом предполагается, что у всех северных регионов есть общие черты, которые позволяют определить их как проблемные независимо от текущего социально-экономического положения. Независимо от уровня социально-экономического развития регионы Севера обладают общими проблемами, обусловленными особенностями природно-климатических условий. Такими особенностями являются:
Вышеназванные факторы существенно ухудшают условия хозяйственной деятельности в северных регионах, детерминируя высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокую стоимость жизни, экологическую уязвимость северных биоценозов. На сегодня данный подход представляется наиболее методологически оправданным. Таким образом, благополучие ряда северных регионов России достигается не благодаря, а вопреки суровым климатическим условиям и это благополучие может очень быстро исчезнуть. В силу вышеназванных обстоятельств, определенные упреждающие стабилизационные мероприятия государственной региональной политики необходимы и для наиболее благополучных регионов российского Севера.
Особенности и перспективные направления политики развития российского Севера. Существующая система нормативно-правовых актов, регулирующих государственную политику в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает широкую систему государственной поддержки. Обязательства по финансированию продекларированных форм поддержки лежат в основном на федеральном бюджете. Поскольку эти обязательства явно превышают реальные финансовые возможности, то они выполняются нерегулярно и не в полном объеме, создавая непредсказуемые условия деятельности регионов, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов.
Сложившаяся
система государственной
Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям:
Для преодоления трудностей переходного периода и успешной интеграции в мировые рынки северные базовые предприятия должны пройти несколько стадий качественных изменений. Они касаются целей функционирования, взаимоотношений с потребителями, смещения приоритетов от объемных показателей к показателям экономической эффективности, ценовой политики. Условия внешней среды функционирования этих предприятий, с одной стороны, будут характеризоваться ужесточением экологических ограничений при эксплуатации природных ресурсов, уменьшением прямой государственной поддержки, с другой - новыми возможностями международной кооперации в рамках совместных фирм, сервисных контрактов, соглашений о концессиях, разделе продукции, технической помощи и др.
Необходимы экстренные меры по спасению потенциально жизнеспособных в рыночных условиях предприятий путем их внутренней реструктуризации (сокращение численности, передача социальной сферы и др.), привлечения внебюджетных средств через выпуск корпоративных ценных бумаг, гарантирования кредитов иностранных и отечественных коммерческих банков, а в исключительных случаях отсрочку таможенных выплат. В дальнейшем господдержка должна стимулировать постепенный переход от добычи первичного сырья к интенсивным наукоемким технологиям его переработки.
Миграционная политика государства на Севере в ближайшие годы должна быть ориентирована на переселение избыточного населения, в том числе пенсионеров и людей, отработавших в районах Крайнего Севера по трудовым договорам. Одновременно должны вырабатываться подходы к привлечению сюда новых работников из других районов страны.
При
осуществлении инвестиционных проектов
и расширении хозяйственной деятельности
должен получить применение вахтовый
метод. Использование вахтового метода
организации работ и договорных форм найма
позволит привлекать работников оптимального
половозрастного состава и профессионально-
Реформирование государственной северной политики требует четкого определения южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования. Это позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий. Специальные меры государственной поддержки в приоритетном порядке будут осуществляться в арктической зоне, ввиду специфических черт, отличающих ее от других районов Севера, а также особых национальных интересов России.
Информация о работе Кризисные пояса России. Критерии выделения кризисных регионов