Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:33, реферат
В состав входят: Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Санкт Петербург. Положение района – приморское, выгодное. Район расположен между развитыми европейскими государствами – Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом. Климат района умеренно-континентальный, на побережье морской. Для всей территории характерны подзолистые и торфяно-болотные почвы. Характерен морено-ледниковый рельеф с холмами и грядами. Полезные ископаемые: огнеупорные глины, известняки, соляные источники, бокситы. Население района – 7,96 млн. человек. Площадь 196,5 тыс. км2. Основные социально-экономические предпосылки развития района: выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитие науки и ку2льтуры.
КРАСНОЯРСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
Факультет: |
«Экономики и управления» |
Специальность: |
«Социально-культурный
сервис |
Реферат
По дисциплине: Регионоведение
Тема: " ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ РОССИИ"
Выполнил: |
Студент 3 курса, Группа 5-6511/3-3 Чернин К. В. |
г. Красноярск, 2010 г.
ЗАПАДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН.
В состав входят: Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Санкт Петербург. Положение района – приморское, выгодное. Район расположен между развитыми европейскими государствами – Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом. Климат района умеренно-континентальный, на побережье морской. Для всей территории характерны подзолистые и торфяно-болотные почвы. Характерен морено-ледниковый рельеф с холмами и грядами. Полезные ископаемые: огнеупорные глины, известняки, соляные источники, бокситы. Население района – 7,96 млн. человек. Площадь 196,5 тыс. км2. Основные социально-экономические предпосылки развития района: выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитие науки и ку2льтуры. Северо-Запад – индустриальный район с развитым комплексом обрабатывающий промышленности с высоким удельным весом машиностроения, который ориентируется на привозное сырье и топливо. Отрасли специализации – машиностроение, требующее высокой квалификации труда, цветная металлургия, химическая и легкая промышленность.
относительно небольшой по площади, "компактный" район с очень удобным ЭГП \близость к западной границе, выход к Балтике и т.п.\,
сравнительно беден ресурсами \бокситы \Бокситогорск\, сланцы \Сланцы\, фосфориты \Кингисепп\, торф\,
ярко выраженным экономическим центром района явл. агломерация Санкт-Петербурга,
одна из важнейших машиностроительных баз СНГ и России с особенно высоким уровнем развития "верхних этажей",
представлены: судостроение \атомные ледоколы, пассажирские суда, танкеры, лесовозы, траулеры и т.п.\, энергетическое и электротехническое машиностроение \более 50% всех выпускаемых в стране гидравлических и паровых турбин\, станкостроение, приборостроение, тракторостроение \ПО "Кировский завод"\, вагоностроение; СПб - один из крупнейших в стране центров НИОКР, "элитный" район по уровню подготовки кадров для промышленности и особенно - для машиностроения,
из других отраслей представлены : химическая \"верхние этажи" на базе нефтепереработки \Кириши\, микробиология, фармацевтика, бытовая химия\, цветная металлургия \производство глинозема \Бокситогорск\, выплавка алюминия \Волхов, Тихвин\; Северо-Запад - один из традиционных районов легкой промышленности \льняной \Великие Луки, Псков\, швейной и т.п.\,
СПб - один из важнейших внешнеторговых портов СНГ и России, крупнейший культурный и научный центр,
с\х имеет внутрирайонную ориентацию \молочное и молочно- мясное животноводство, льноводство, картофель, пригородное хозяйство\.
Туристический потенциал района.
Туристический потенциал регионов Северо-Западного федерального округа реализуется не больше чем на 10 процентов, подсчитали в Ассоциации туроператоров России.
Исторические, географические
и природные ресурсы СЗФО
При этом объемы туристического потока в регионы Северо-Запада измеряются сотнями тысяч, в редких случаях - миллионом гостей в год. Исключение составляет лишь Санкт-Петербург, который ежегодно принимает порядка пяти миллионов туристов. На примере трех регионов с максимально несхожими туристическими ресурсами "Российская газета" оценила потенциал субъектов СЗФО и выяснила, какие типичные проблемы мешают округу обрести статус российской туристической Мекки.
Туристы ушли в историю
Собираясь посетить Псковскую область, турист готов расстаться с суммой в 5,7 тысячи рублей в день, не считая затрат на размещение и передвижение. Фактически гость Псковщины тратит порядка 2 тысяч рублей в день, подсчитали в местном Институте регионального развития. То есть с каждого туриста псковские предприятия общепита, культурные, развлекательные и оздоровительные учреждения недополучают по 3,7 тысячи рублей в сутки. Совсем немало, если учесть, что за год регион посещают порядка 350 тысяч человек, а средняя поездка одного туриста затягивается на три дня.
Главная причина - отсутствие
диверсифицированных продуктов, которые
включали бы в себя все туристические
возможности региона, считают в
Российском союзе туриндустрии. Как
оценили в РСТ, 65 процентов туристов
прибывают в Псковскую область
с культурно-познавательными
Возможно, ситуацию исправит
реализация проекта туристско-
Как сообщили "Российской газете" в региональном правительстве, на финансирование мероприятий псковского проекта федеральный бюджет запланировал 1,5 миллиарда рублей, еще 500 миллионов выделят региональные и муниципальные власти. Планируется, что к 2015 году область увеличит туристический поток в регион до 600 тысяч человек в год и привлечет в туристическую сферу порядка 5 миллиардов рублей частных инвестиций.
Замороженный бизнес
Развитие туризма в северных регионах тормозят большие пространства, которые не позволяют составлять динамичные и насыщенные турпрограммы, северный климат, однообразие турпродуктов, отсутствие долгосрочного планирования в туризме и планомерной работы по созданию привлекательного имиджа Русского Севера. Такие причины назвали эксперты Архангельского международного туристического форума, который прошел в регионе в этом году и собрал участников из семи стран Европы и Америки и двенадцати российских регионов.
В Архангельской области работают 70 туристических компаний, из которых 27 ориентированы на прием и обслуживание туристов на Русском Севере. На территории региона расположены уникальные историко-культурные ландшафты: Кий-остров, Водлозерский национальный парк, древние поморские деревни на побережье Белого моря. Гостеприимство коренных народов Архангельской области позволяет региону развивать арктический и этнографический туризм с глубоким погружением в быт и культуру поморов, многочисленные горнолыжные трассы - привлекать спортивных туристов. Однако для многих потенциальных гостей Поморья эти плюсы нивелируются дороговизной арктических туров. Билет на самолет из Москвы в Архангельск и обратно стоит сопоставимо с поездкой в Турцию и Египет или туром в одну из недорогих стран Восточной Европы. Предложения архангельских гостиниц, которые компенсируют невысокую заполняемость номеров дороговизной услуг, тоже оставляют желать лучшего.
Развитие отрасли требует системного подхода, который будет учитывать возможности развития и интересы игроков
Впрочем, в прошлом году
в Поморье впервые приняли
масштабную долгосрочную программу
по развитию внутреннего и въездного
туризма, общий объем инвестиций
которой превышает один миллиард
рублей. В скором времени в регионе
могут появиться новые
Курорт закрытого назначения
Туристический потенциал
Калининградской области
С одной стороны, недостаточная
популярность региона среди туристов
объясняется неразвитой гостиничной,
развлекательной и пляжной
С другой стороны, реализацию
туристического потенциала сдерживает
оторванность Калининградской области
от "большой" России, помноженная
на многочисленные транспортные проблемы
региона. Воздушная сеть связывает
Калининград только с аэропортами
Польши, Латвии, Белоруссии, Украины
и Узбекистана, а попасть в
Калининград самолетом можно
только из Москвы и Петербурга, причем
летом стоимость билета может
достигать 10-15 тысяч рублей в одну
сторону. Наземные пункты пропуска на
границах с Литвой и Польшей "грешат"
многочасовыми пробками, а добраться
из "большой" России в Калининград
на поезде можно только при наличии
загранпаспорта и транзитной литовской
визы. Не так давно пропускную способность
калининградских пограничных
Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:
- Туристический потенциал регионов Северо-Запада, как и любых других российских регионов, безграничен. Однако его развитие тормозит отсутствие качественных средств размещения по оптимальной цене, отвратительное состояние дорожно-транспортной инфраструктуры и недостаточные усилия местного бизнеса и властей по продвижению региона.
Мне, к примеру, интересны
природные
Усилия региональных властей,
подключившихся к привлечению туристов,
похвальны, но недостаточны. Как правило,
региональные бюджеты выделяют совсем
небольшие деньги, которых не хватает
на полноценную рекламную кампанию
региона. Кроме того, на местном уровне
почти не налажено взаимодействие туроператоров
с остальными игроками туристического
рынка. Во всех европейских странах
гостиницы предоставляют
Чтобы решить проблему непривлекательности региона, недостаточно просто построить хорошие гостиницы, оборудовать пляж или организовать парк развлечений. Развитие индустрии гостеприимства требует системного подхода, который будет учитывать возможности развития и интересы игроков множества смежных отраслей. С этой точки зрения регионам должна быть интересна федеральная целевая программа, основной задачей которой является финансирование и развитие инфраструктуры по всем направлениям туристического рынка.
СЕВЕРНЫЙ РАЙОН.
В состав Северного района входят: Архангельская, Волгодонская, Мурманская области, Республики: Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается сложившейся транспортной сетью т наличием крупного незамерзающего Мурманского порта, а также наличием шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова. Это способствует формированию в районе морского хозяйства – судоходства – производств по добыче и переработке морских ресурсов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Природные условия и ресурсы. Особенность природных условий и климата данного региона – необычность освещения и нагревания земной поверхности в разные сезоны года. Представлены следующие природные зоны – тундры, лесотундры и тайги. Леса занимают ¾ территории. В геологическом смысле район включает в себя Балтийский щит и север Русской равнины, где выделяются обширная Печорская низменность и Тиманский кряж. Реки района: Печора, Мезень, Онега, Северная Двина. относятся в бассейну Северного Ледовитого океана. Своеобразие и сложность рельефа Северного района обусловлены действием ледников. Район очень богат разнообразными полезными ископаемыми. Добыча гранита, мрамора и других строительных материалов началось еще во времена строительства Петербурга. Месторождение железных руд и цветных металлов, а также апатито-нефелиновых руд находятся на Кольском полуострове. Толщи осадочных пород Тимано-Печорского бассейна богаты каменным углем, нефтью и газом. Еще Северный район богат бокситами, а так же рудами титана, вольфрама, молибдена и других металлов. Население – 5,8 млн. человек. Заселенность и хозяйственная освоенность района значительно меньше, чем в других районах Европейской части России. Район слабо обеспечен трудовыми ресурсами. Отраслями специализации района являются топливная, горнодобывающая и лесная промышленность. Получили развитие цветная и черная металлургия, машиностроение и химическая промышленность.
Информация о работе Характеристика экономических регионов России