Демографическая ситуация на рынке труда Костромской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – Дать характеристику демографической ситуации в Костромской области и выяснить ситуацию на рынке труда.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1. Дать общую характеристику демографической ситуации в области.
2. Дать определение понятию «рынок труда». Проанализировать его составляющие и проблемы.
3. Сделать прогноз перспектив развития рынка труда Костромской области.
Объект исследования – Демографическая ситуация на рынке труда области.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Общая характеристика демографической ситуации в Костромской области…………………………………………………………….………………….6
1.1. Естественный прирост населения……………………………………………...8
Глава 2. Рынок труда. Занятые и безработные на нем…………………………...10
2.1. Состав занятых и безработных по полу и возрасту…………………………12
2.2. Ключевые проблемы на рынке труда области, возможные пути их решения……………………………………………………………………………..18
Глава 3. Перспективы развития рынка в Костромской области на ближайшие 3 года…………………………………………………………………………………..24
3.1 Прогноз демографической ситуации в Костромской области………………24
3.2. Политика администрации Костромской области……………………............27
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников литературы………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсач Демография.docx

— 159.80 Кб (Скачать)

Решение задачи по сокращению уровня  смертности  населения,   прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

  • сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
  • повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Решение  задач  по  укреплению  здоровья  населения,   существенному снижению уровня  социально  значимых  заболеваний,  созданию    условий и формированию мотивации для ведения здорового  образа  жизни    включает в себя:

  • формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни.
  • разработку мер, направленных на снижение  количества   потребляемого алкоголя.
  • создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
  • обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
  • разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:

  • усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей.
  • создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми.
  • реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
  • создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
  • расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
  • разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического  и  социально-экономического развития включает в себя:

  • содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;
  • привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных  заведений,  на  постоянное   место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи  из   иностранных государств;
  • совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;
  • разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
  • создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

Сегодня, в условиях нестабильной фазы развития экономики, еще большее значение приобретает политика администрации области  в вопросах социального партнерства,  направленная на социальную защиту человека труда,  создание работнику условий для защиты установленных законодательством прав и гарантий, в том числе на своевременную и в полном объеме  оплату труда, социальное страхование, охрану труда, обеспечение достойной жизни себе и своей семье, но  при соблюдении законных интересов работодателей. В феврале т.г. администрацией области приняты три документа, направленные на смягчение негативного влияния нестабильной фазы развития экономики на ситуацию на рынке труда области. 

  • «Программа содействия занятости населения Костромской области на 2011-2013 годы».Цель программы повышение эффективности занятости населения Костромской области, обеспечение экономики области необходимыми кадрами, а население - подходящей работой и гарантированной государством защитой от безработицы.
  • «Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Костромской области на 2011 год», а также «План мероприятий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики на 2012 год».

В мероприятиях Программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда Костромской области с начала 2011 года приняли участие более 3 тыс. 200 человек. В рамках Программы содействия занятости населения получили субсидию и организовали собственное дело 1057 человек, которые, в свою очередь, обеспечили рабочими местами еще 508 безработных. В связи с ситуацией, складывающейся на региональном рынке труда, соблюдая приоритетное право на трудоустройство российских безработных граждан, в Костромской области принято решение не корректировать размер определенной для региона на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в сторону увеличения. Для удовлетворения имеющейся потребности в рабочей силе работодателям.

  • «Региональная комплексная программа развития профессионального образования Костромской области в 2011-2015 гг».

Цель Программы - обеспечение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям регионального рынка труда, ориентированного на инновационное развитие экономики и социальной сферы Костромской области. В качестве стимулирующих условий повышения конкурентоспособности и качества трудовых ресурсов промышленности предполагается:

1) формирование резерва  кадров высшего управленческого  звена промышленности;

2) введение целевой контрактной  системы подготовки для студентов  костромских вузов, гарантирующей  определенные льготы при их  распределении на промышленные  предприятия региона;

3) расширение практики  заключения трехсторонних договоров  между работодателями, учреждениями  начального и среднего профессионального  образования, учащимися с целью  организации производственной практики  и гарантирования трудоустройства  выпускников;

4) создание центров интеграции  науки, образования и промышленности.

  • «Концепция промышленной политики Костромской области до 2012 года»

Целью промышленной политики в Костромской области является создание высокоэффективного промышленного комплекса, имеющего рациональные состав и структуру, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, занятость населения, стабильные поступления в бюджеты всех уровней.

В условиях нестабильной фазы развития экономики первостепенное значение приобретают мероприятия, направленные на сохранение рабочих мест, а также реализация программ по обучению, переобучению и подготовке рабочих кадров. Реализация указанных программных документов предполагает применение механизмов социального партнерства, т.е. конструктивного сотрудничества исполнительных органов государственной власти, профсоюзов и работодателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

С целью определения стратегии государственной социально-демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса.

Необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не  могут в корне изменить демографическую  ситуацию в области, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями на областном уровне.

Исследовав вопрос рынка труда как в Костромской области, я могу заключить следующее:

Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения.

Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и пр.), но и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

В нашем регионе наряду с территориальными программами занятости населения весомый вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда вносят областные программы.

Однако, в целом относительно спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные) скрытые виды женской и молодежной безработицы становятся факторами нарастающих социальных опасностей. Эти категории безработных, потерявшие работу вследствие структурно- регрессивных спадов производства, кризисно - депрессивного состояния области, пополняют трудовые ресурсы теневой экономики и криминальных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников литературы

 

1. Борисов В.А. Демография / В.А. Борисов, А.Н. Широков - М.: Экзамен, 2001. – 268 с.

2. Бреева Е.Б. Основы демографии / Е.Б. Бреева, Е.С. Шугрина – М.: Дашков и К, 2004. – 202 с.

3. Валентей Д.И. Основы демографии / Д.И. Валентей, А.Я. Кваша- М.: СФИНКС, 2008. – 296 с.

4. Волгина Н.А. Демография / Н.А. Волгина, Е.А. Демьянов – М.: Проспект, 2007. – 245 с.

5. Гончарова Г.Н. Медико-демографические показатели населения Костромского о края / Г.Н. Гончарова, Л.И. Скибицкая – Кострома: КосГМА, 2004. – 215 с.

6. Гончарова Г.Н. Смертность населения в Костромском крае / Г.Н. Гончарова, В.В. Упатов – Кострома: КосГМА, 2004.- 303 с.

7. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм преодоления / И.А. Гундарова, В.С. Юкаева-М.:ФЕНИКС,2009, 143 с.

8. Демченко Т.М. Демографический потенциал России в условиях глобализации / Т.М. Демченко // Российский экономический журнал, 2003.№ 1.

9 Елисеева. И.И., Социальная статистика / И.И. Елисеева, Т.М. Петрухина – М.: ФиС, 2007. – 245 с.

10. Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия) / Г.П. Журавлева, М.И. Либоракина – М.: ФиС, 2009. – 256 с.

11. Захаров С.В. Что происходит с рождаемостью в России/ С.В. Захаров // Российский демографический журнал, 2006, №1.

12. Искаков Б.А. Статистическое моделирование и прогнозирование в России в 21 веке / Б.А. Искаков // Вестник статистики, 2002. № 5.

13. Капица С.П. Общая теория роста человечества. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле /С.П. Капица, И.М. Макаров - М.: ЮНИТИ, 2009. – 344 с.

14. Кваша А.Я. Что такое демография? / А.Я. Кваша, А.Л. Обушенков – М.: ЮНИТИ, 2006. – 198 с.

15. Кильдешев Г.С. Статистика населения с основами демографии / Г.С. Кильдешев, В.Б. Зотов – СПб.: Политиздат, 2006. – 259 с.

16. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года./Собр. Законодательства РФ. – 2000. - № 2, С. 170.

17. Кузьмин А.И. Основы демографии / А.И. Кузьмин, В.А. Соколов – СПб.: Политиздат, 2003. – 256 с.

18. Медков В.М. Демография / В.М. Медков, Ю.М. Козлов - М.: Инфра-М, 2003. – 303 с.

19. Население России 2002 / Под ред. Вишневского. А.Г. -М., 2002.–112 с.

20. Нуреев Р.М. Россия: особенности институционального развития / Р.М. Нуреев, В.Ф. Новиков – М.: НОРМА, 2009. – 299 с.

21. Радаев В.В. Экономическая социология / В.В. Радаев, А.Н. Алисов – М.: Проспект, 2008. 301 с.

22. Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов /А.И. Рофе, Б.Г. Збышко— М.: ФЕНИКС, 2007. – 247 с.

Информация о работе Демографическая ситуация на рынке труда Костромской области