Развитие архивной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что архивы и сохраняемые ими архивные документы - неотъемлемая и важнейшая часть культурной памяти общества, культурного наследия человечества. Архивные документы - бесценное хранилище информации о прошлом - для настоящего и будущего: они хранят ответы на многие вопросы историков и современников - даже на те, что еще не были им заданы исследователями.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1.Понятие и этапы формирования архивной деятельности
в России……………………………………………………………………
1.1.Понятие Архива…………………………………………………………
1.2. История формирования федеральной архивной службы Росси……
1.3. Архивы в Русском централизованном государстве (IX-XVII вв.)…..
1.4..Государственный архив России XVI в.……………………………….
1.5. Архивы в первые годы советской власти (октябрь 1917 -1921гг.)….
1.6. Процесс централизации управления архивами (1922-1929гг)………
1.7. Архивы в 1945-1980 – е годы………………………………………….
1.8. Архивы на современном этапе. ……………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.58 Кб (Скачать)

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………..

Глава 1.Понятие и этапы  формирования архивной деятельности

 в России……………………………………………………………………

1.1.Понятие Архива…………………………………………………………

1.2. История формирования федеральной архивной службы Росси……

1.3. Архивы в Русском централизованном государстве (IX-XVII вв.)…..

1.4..Государственный архив России XVI в.……………………………….

1.5. Архивы в первые годы советской власти (октябрь 1917 -1921гг.)….

1.6. Процесс централизации управления архивами (1922-1929гг)………

1.7. Архивы в 1945-1980 – е годы………………………………………….

1.8. Архивы на современном этапе. ……………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………

Приложения…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Архивы - те незаменимые  вполне реальные нити, которые связывают  день сегодняшний с ушедшим. Хорошо организованные и правильно комплектуемые  они - условие нашего «нового знания о прошлом», которое современная  наука способна значительно обогатить  и уточнить.

Актуальность темы заключается в том, что архивы и сохраняемые ими архивные документы - неотъемлемая и важнейшая часть  культурной памяти общества, культурного  наследия человечества. Архивные документы - бесценное хранилище информации о прошлом - для настоящего и будущего: они хранят ответы на многие вопросы  историков и современников - даже на те, что еще не были им заданы исследователями.

Архивоведение –  научная дисциплина, изучающая вопросы  хранения, использования архивов.

Возникший взрыв  интереса общества и личности к своему прошлому, стремление к исторической и культурной самоидентификации  регионов и другие процессы сделали  именно архивоведение сегодня максимально  востребованным.

Судьба архивов  и архивных собраний в России складывалась очень непросто. Исторические (государственные) архивы в нашей стране сложились  сравнительно поздно. И на протяжении почти всей истории архивного  дела в России в нем весьма сильны были ведомственные тенденции, ведомственные  подходы к документам, определявшие их ценность утилитарно - в зависимости  от нужд ведомств и учреждений. В  советский период отечественной  истории архивы находились под мощным политическим контролем.

Реформы в архивном деле, направленные на сохранение документальных богатств, на более эффективное их использование, задумывались еще в  первой половине XIX века, попытки их проведения в жизнь наблюдались  на протяжении всего XIX века и начала XX-го. Реформы архивного дела в  первые годы советской власти вскоре были фактически дезавуированы. Только в конце XX века начинается - хоть и  не всегда последовательное, - реформирование всего отечественного архивного  дела. Современные российские архивы являются научно-исследовательскими учреждениями, не уступающими по собраниям хранимых в них ценнейших документов, по уровню подготовки сотрудников, по ряду других критериев архивам других развитых стран.

Цель работы- выявление значения развития архивной деятельности в России.

Для решения указанной  цели решались следующие задачи:

- рассмотреть понятие  архива и его историю;

- проанализировать  систему органов управления архивным  делом;

- изучить правовые, социальные, научные, организационные  и другие аспекты архивного  дела;

- систематизировать  основные законодательные акты  и нормативные документы, регламентирующие  деятельность архивных учреждений.

Объектом исследования явилась организация архивной деятельности в Росси.

Предмет исследования –

Метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие  и этапы формирования архивной деятельности в России.

1.1. Понятие архива.

Архив (от латинского archium, archivum) -  учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов, принадлежавших государству, обществу, отдельным лицам.  
Архивные документы могут быть использованы в качестве исторических источников для научных исследований, практических нужд хозяйства и государственного управления.

Архивный фонд –  исторически сложившийся и пополняющейся  совокупность архивных документов, отражающая духовную жизнь народа.

Центральное место  в архивах Российской Федерации  занимает Государственный архив.Государственный  архив Российской Федерации - архив  России, куда поступают на хранение документы высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации; крупнейший федеральный  архив страны, в котором хранится около 5,5 миллионов дел по истории  России XIX-XXI вв.; одно из ведущих культурно-просветительских учреждений страны; особо ценный объект культурного достояния народов  России.

Цель работы Государственного архива Российской Федерации - обеспечить вечное хранение уникальных документов, запечатлевших историю нашей  страны, и предоставить каждому, кто  в этом заинтересован, возможность  воспользоваться ретроспективной  информацией по политическим, экономическим, общественным, культурным аспектам российской истории XIX-XXI вв.

 

Система хранения информации стала формироваться одновременно с формированием системы деловой  письменности. Хранение информации из хаотичного становится системным в  результате оценки (экспертизы) скапливающихся документов и распределения их на хранение в зависимости от проведенной  оценки. Поэтому в документационном обеспечении управления существуют два понятия - документальный фонд и  архивный фонд.

И если документальный фонд объединяет в своем составе  всю документацию организации (или  отдельных лиц): документы текущего управления,

документы, отобранные для постоянного или длительного  хранения, в том числе и переданные на хранение в Государственный Архивный фонд, собранные коллекции документов, то архивный фонд - лишь часть документального  фонда. В отличие от документального  фонда архивный фонд не включает в  себя документы с временными сроками  хранения и имеет стабильный состав, который может только пополняться. В состав архивного фонда включаются документы, имеющие политическое, экономическое, научное, социальное, культурное, историческое или иное значение.

С появлением первых документов, известия о которых восходят к Х в., появилась и задача сохранения этих документов, и ларник, должностное  лицо, ответственное за сохранность  документов и «скрепляющее», т.е. удостоверяющее их правдивость, может считаться  первым архивистом. Первая опись, а  точнее перечневая роспись, датированная 1288 г. и вошедшая позднее в Ипатьевскую  летопись, может считаться первым научно-справочным аппаратом, хотя различия между рукописями, т.е. собственно документами  и книгами в ней не проведено.

С появлением системы  государственных учреждений — приказов, система хранения документов, их учета  и использования значительно  усовершенствовалась. С возрастанием объема книгопечатания письменные материалы - документы, отделялись в XIV в. от библиотек. К XVI в. крупные комплексы документов отлагались в приказах, ведавших определенными  отраслями управления, прежде всего  Поместном, Разрядном, Посольском и  др. Имелись хранилища документов по имущественному положению и повинностям посадских людей

В 1836 г. была опубликована неполная рукопись 70-х годов XVI в. под названием «Опись Царского архива», так как в подлиннике заголовок и точная дата составления отсутствовали.

О полной картине  развития архивного дела в этот период судить трудно, поскольку генеральные  описания стали проводиться после  «освобождения Москвы от интервентов 1614—1615 гг. и после «Большого московского  пожара» 3 мая 1626 г. по именным указам16 июля 1712 г. — особая дата в истории  архивного дела, связанная с указом о создании из дел и «приговоров» правительствующего Сената первого  в государстве архива: «...собрать  помесячно и учинить тем приговорам реестры с объявлением каждого  дела» и отдать их на постоянное хранение в архив. Так был создан Московский сенатский архив, как  первый архив ведомства. Положения  о ведомственных архивах были развиты в 44-й главе «Генерального  регламента», например впервые в  мировой практике предусматривалась  обязательная сдача учреждениями своих  документов в архивы по истечении  определенного срока. Для документов, необходимых в работе учреждений, сроков сдачи в архив не существовало, а для утративших практическую ценность он устанавливался в три года. Тем  самым создавались самостоятельные  структурные подразделения - архивы, документы текущего делопроизводства был и отделены от архивных документов. Вводилась и специальная должность  – архивариус.

В 1728 г. Сенат разослал наказы губернаторам о целесообразности создания объединенных губернских архивов  и архивов городского самоуправления.

Указом Сената 1736 г. предписывалось строить для архивов  каменные здания с железными затворами  и решетками на окнах, от деревянных строений «не в близости». Архивы было положено опечатывать, а вынос  документов, как и по Судебнику 1550 г. был категорически запрещен.

В течение XVIII — XIX в.в. росло количество исторических архивов, велся поиск наилучшей схемы  их систематизации — архивы возникали, сливались, переподчинялись, иногда ликвидировались.

Закон «Учреждение  губернских правлении» 1845 г. впервые  в мировой практике архивного  дела требовал располагать и содержать  дела постоянно в том порядке, в котором они были зарегистрированы в текущем делопроизводстве, т.е. с сохранением внутренней структуры  документальных комплексов. В настоящее время этот порядок называется принципом систематизации по происхождению.

1.3. История формирования федеральной архивной службы России.

Система хранения информации стала формироваться одновременно с формированием системы деловой  письменности.  
Хранение информации из хаотичного становится системным в результате оценки (экспертизы) скапливающихся документов и распределения их на хранение в зависимости от проведенной оценки.  
Потому в документационном обеспечении управления существуют два понятия - документальный фонд и архивный фонд. 
И если документальный фонд объединяет в своем составе всю документацию организации (или отдельных лиц): документы текущего управления, документы, отобранные для постоянного или длительного хранения, в том числе и переданные на хранение в Государственный архивный фонд, собранные коллекции документов, то архивный фонд - лишь часть документального фонда. В отличие от документального фонда архивный фонд не включает в себя документы с временными сроками хранения и имеет стабильный состав, который может только наполняться. В состав архивного фонда включаются документы, имеющие политическое, экономическое, научное, социальное, культурное, историческое или иное значение. 

Архивное дело может отмечать несколько «дней рождения» в  зависимости от точки зрения конкретного  историка. Естественно, с появлением первых документов, известия о которых  восходят к Х в., появилась и  задача сохранения этих документов и  ларник, ответственный за сохранность  документов и «скреплявший» их, может  считаться первым архивистом.  
 
С появлением системы государственных учреждений - приказов система хранения документов, их учета и использования значительно усовершенствовалась. С возрастанием объема книгопечатания письменные материалы - документы, отделялись в XIV в. от библиотек. К XVI в. крупные комплексы документов отлагались в приказах, ведавших определенными отраслями управления, прежде  всего Поместном, Разрядном, Посольском и др. 
В период приказной системы управления еще не сложилось представление об архивном деле как одной из функций управления" информацией. Места хранения документов не были стабильными, по мере практической надобности их перемещали из одного хранилища в другое. Имелись случаи сознательного уничтожения документов, например, удалялись из столбцов листы с повторяющимся содержанием для повышения их информационной насыщенности». 
Но никаких нормативных материалов того времени об уничтожении документов, не имеющих практического значения или дублетных, нам не известно. Зато хорошо известна практика снятия копий для воссоздания хранилищ документной информации, понесших серьезный урон вследствие войны, плохих условий хранения и стихийных бедствий, особенно пожаров. Копии документов помещались в хранилища и их использование и хранение не отличались в дальнейшей от работы с подлинными документами. 
 
16 июля 1712 г. - особая дата в истории архивного дела, связанная с указом о создании из дел и «приговоров» правительствующего Сената первого в государстве архива: «...собрать помесячно и учинить тем приговорам реестры с объявлением каждой дела» и отдать их на постоянное хранение в архив.

 
В 1728 г. Сенат разослал наказы губернаторам о целесообразности создания объединенных губернских архивов и архивов  городского самоуправления. Коллежскому  асессору А.Д. Почайнову в 1720 г. поручили разработку и описание дипломатических  дел и документов, хранившихся  в Москве и Петербурге; он же стал архивариусом обоих архивохранилищ. И только в 1724 г. оформился фактически и юридически первый исторический архив  России (получил штаты из шести  сотрудников, печать и собственного руководителя - асессора П. Курбатова) - Московский архив Коллегии иностранных  дел. Тем самым заложено начало формирования сети исторических архивов, принимающих  на государственное хранение архивные фонды юридических и физических лиц - фондообразователей.

В течение XVIII - XIX вв. росло  количество исторических архивов, велся  поиск наилучшей схемы их систематизации - архивы возникали, сливались, переподчинялись, иногда ликвидировались. 
Первое упоминание о сознательном отборе хранившихся документов к уничтожению относится к 1829 г., когда на описи дел Кабинета Его Императорского Величества Николай I .оставил резолюцию «Разобрать, что важно - отобрать, прочее можно и уничтожить». Годом позже комиссии по разборке петербургских архивов императором даны аналогичные указания о том, что «несекретные дела, не нужные для будущего времени, можно по строгому разбору уничтожить», что было началом экспертизы ценности дел и документов. 
В последующие годы большинство министерств разработало специальные инструкции по разбору дел, в которых делались попытки определить ценность различных категорий документов и сроки их хранения. Уже тогда выделялись три основные группы сроков хранения: «всегдашнее», временное (5-20лет), кратковременное (1—3 года).  
Первоначально описи дел, подлежащих уничтожению, представлялись на рассмотрение (согласование? утверждение?) Комитета министров. Дела могли уничтожаться только с его санкции. Однако с середины XIX в. ведомства, а затем и местные органы власти получили право самостоятельного решения вопросов отбора документов к уничтожению. Секретные документы уничтожались путем их сжигания, а несекретные продавались в качестве вторсырья на бумажные фабрики. 
Следствием непоследовательной политики в области архивного дела в XIX в. явилась концентрация в многочисленных учреждениях крупных комплексов документов XVIII-XIX вв., потерявших практическую ценность и рассредоточенных по самостоятельным архивохранилищам отдельных департаментов. Документы за более ранние периоды концентрировались в исторических архивах, подчиненных различным ведомствам.  
Неоднократно возникавшие предложения по созданию единой системы архивов и общей методологии архивного дела не получали правительственной поддержки. Борьба с бесконтрольным уничтожением документов, попытки упорядочить архивное дело в провинции и частном секторе экономики, зарождение системы подготовки кадров профессиональных архивистов и т.д. осуществлялись в основном усилиями энтузиастов. 
Очередная попытка спроектировать государственную систему архивного дела поддержана правительством только в XX в.  
В апреле 1918 г. создан Центральный Комитет по управлению архивным делом, а 1 июня 1918 г. Советом народных комиссаров принят декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», вобравший в себя многое из ранее готовившихся проектов и предложений. Был создан Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ), в который передавались дела, утратившие практическое значение, а отдельные части Государственного архивного фонда соединились по принципу централизации архивного дела.  

Информация о работе Развитие архивной деятельности в России