Развитие архивной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что архивы и сохраняемые ими архивные документы - неотъемлемая и важнейшая часть культурной памяти общества, культурного наследия человечества. Архивные документы - бесценное хранилище информации о прошлом - для настоящего и будущего: они хранят ответы на многие вопросы историков и современников - даже на те, что еще не были им заданы исследователями.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1.Понятие и этапы формирования архивной деятельности
в России……………………………………………………………………
1.1.Понятие Архива…………………………………………………………
1.2. История формирования федеральной архивной службы Росси……
1.3. Архивы в Русском централизованном государстве (IX-XVII вв.)…..
1.4..Государственный архив России XVI в.……………………………….
1.5. Архивы в первые годы советской власти (октябрь 1917 -1921гг.)….
1.6. Процесс централизации управления архивами (1922-1929гг)………
1.7. Архивы в 1945-1980 – е годы………………………………………….
1.8. Архивы на современном этапе. ……………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.58 Кб (Скачать)

 Официально это аргументировалось  необходимостью поднять престиж  архивных органов, в действительности  же реорганизация была нацелена  на то, чтобы перенести центр  тяжести с научных задач в  область выполнения идеологических  и хозяйственных предписаний.

1.7.Процесс централизации управления архивами (1922-1929гг). 

20 декабря 1921 года Президиум  ВЦИК утвердил Положение о  Центральном архиве РСФСР. Главное  управление архивным делом передавалось  из наркомата просвящения в  ведение ВЦИК, Главархив переименовывался  в Центральный архив РСФСР.  Все архивные учреждения объединялись  в Центрархив РСФСР, им заведывало  Управление Центрархива. На Центрархив  возлагалось общее руководство  постановкой архивной части текущего  делопроизводства в правительственных  учреждениях РСФСР. Создавалась  новая структура Архивного управления. Оно состояло из общего и научно-методического отделов. Реорганизация Главархива в Центрархив вызвала необходимость преобразования местных архивных органов. 20 ноября 1922 года ВЦИК утвердил новое временное «Положение о местных архивных органах». Они получили название архивных бюро. Губернские или областные архивные бюро состояли при секретариатах президиумов исполкомов. Заведующий архивным бюро назначался исполкомом по согласованию с Центрархивом.

Губернские архивные управления в области научно-теоретической  работы подчинялись Центрархиву. Специальный  пункт положения касался работы архивных бюро по руководству архивами действующих учреждений. Положение  улучшало общее состояние архивных органов на местах, поднимало их авторитет. Законодательные акты по архивному делу 1918-1920гг. разрешали  лишь принципиальные вопросы состава  ЕГАФ. Они не могли предусмотреть  все конкретные категории документов, подлежащие сдаче в государственные  архивы.

21 апреля 1924 года ВЦИК  и СНК РСФСР принял постановление,  распространившее право Центрархива  на включение в ЕГАФ архивных  фондов и предприятий, преобразованных  и переименованных после Октябрьской  революции. Однако 13 марта 1926 года  пришлось дополнительно в новом  постановлении указать на обязанности  всех государственных и общественных  учреждений и предприятий сдавать  в архивы имеющиеся у них  материалы. Постановление более  подробно давало перечень видов  документов, которые включались  в ЕГАФ и подлежали хранению  в государственных архивах. Для  обеспечения деятельности учреждений, музеев и библиотек им разрешалось  оставлять у себя на время  некоторые комплексы документов.

1.8.Архивы в 1945-1980 – е годы.

В 1946 году в связи с  преобразованием народных комиссариатов  в министерства ГАУ НКВД СССР стало  называться ГАУ Министерства внутренних дел СССР. В течение нескольких послевоенных лет государственные  архивы занимались проверкой наличия  и состояния документов, их учетом, систематизацией. Постановление Совета Министров СССР от 7 февраля 1956 года «О мерах по упорядочению и лучшему  использованию архивных материалов министерств и ведомств» содействовало  значительному расширению круга  документальных источников для изучения истории. Государственные архивы должны были пересмотреть состав фондов, находящихся на особом хранении и недоступных для использования, приступит к изданию справочников и путеводителей по архивам, принять меры к расширению работы исследователей в читальных залах архивов, развернуть деятельность по опубликованию исторических документов.

Перемены в положении  архивов и архивистов, в изменении  отношения к ним со стороны  общества и государства были связаны  с хрущевской оттепелью и последующим  откатом в брежневское двадцатилетие. Некоторое ослабление идеологического  контроля, открытие доступа ко многим фондам, публикация материалов о сталинских репрессиях способствовали росту интереса к архивам, поднимали престиж  и архивистов и историков в  глазах общественности. Они становились  подлинными партнерами в установлении исторической правды, по которой так  истосковалось общество.

13 августа 1958 г. Совет  Министров СССР утвердил «Положение  о государственном архивном фонде  СССР». По «Положению…» ГАФ  СССР представляет собой совокупность  принадлежащих государству документальных  материалов, имеющих научное, политическое  и практическое значение. Было  подчеркнуто, что документы ГАФ  хранятся не только в государственных  архивах, но и в архивах учреждений  и предприятий.

В начале 1960 года архивная служба из подчинения МВД перешла в ведение  Совмина СССР. 28 июля 1961 года Совет  Министров СССР принял постановление  «Об утверждении положения о  Главном архивном управлении при  Совете министров СССР и сети центральных u1075 государственных архивов СССР»  В числе основных задач главархива было названо обеспечение сохранности  документов ГАФ СССР; научное и  организационно-методическое руководство  государственными и ведомственными архивами. Создавалась следующая сеть центральных государственных архивов

СССР:

Центральный государственный  архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР;

Центральный государственный  архив(ЦГА) народного хозяйства СССР;

ЦГА Советской армии;

ЦГА Военно-морского флота  СССР;

ЦГА литературы и искусства  СССР;

ЦГА древних актов;

ЦГА кинофотофонодокументов;

Центральный государственный  исторический архив СССР;

Центральный государственный  военно-исторический архив СССР.

В 1966 году создан Всероссийский  научно-исследовательский институтдокументоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

4 апреля 1980 года Совет  министров СССР принял постановление  «Об утверждении положения о  Государственном архивном фонде  СССР и Главном архивном управлении  при Совете министров СССР».  В этом документе было несколько  новых моментов, которые еще не  вошли в практику работы архивных  учреждений: о создании страховых  фондов на особо ценные документы  не только в государственных  но и в ведомственных архивах;  о привлечении к ответственности  лиц, виновных в хищении, сокрытии, порче, незаконном уничтожении  и купле продаже документов; о  расширении состава ГАФ СССР  за счет механографических документов; об изменении сроков хранения документов; об организации государственного учета ГАФ в учреждениях государственной архивной службы.

Государственная архивная служба к этому периоду имела сложившуюся  устойчивую структуру и состояла из органов управления архивным делом, государственных архивов и научных  учреждений.

1.9. Архивы на современном этапе.

Принципиально новый этап в архивном деле в России наступил в годы горбачевской перестройки  и особенно после провала августовского  путча 1991 года.

Демократизация общества, все большая его открытость имели  своим результатом и расширение доступа к информации, в том  числе к архивным документам. Несмотря на неослабевающие финансовые и административные проблемы, происшедшие в архивном деле перемены, небывалый рост интереса к отечественной истории XX века способствовали повышению престижа архивистов. Появилось  огромное количество газетных и журнальных публикаций в российской и зарубежной u1087 прессе, посвященных архивам  постсоветской России. Государство, в свою очередь, стало уделять  больше внимания реформированию архивной системы. Уже 24 августа 1991 г. Президент  Российской Федерации подписал указы  «Об архивах Комитета государственной  безопасности» и «О партийных  архивах». Если первый документ фактически так и остался на бумаге, то передача партийных архивов в ведение  Главархива в большей своей части  была реализована (правда, ряд важнейших  материалов Политбюро ЦК ВКП(б)-КПСС по-прежнему остается в Архиве Президента РФ). В июне 1992 г. Президент РФ санкционировал своим указом рассекречивание всех документов, связанных с массовыми  репрессиями и посягательствами на права человека. Тем не менее  и сегодня часть из них остается на закрытом хранении, например: документация Комиссии по судебным делам Политбюро  ЦК ВКП(б) за 1939 и последующие годы, некоторые материалы НКВД и ГУЛАГа, приказы по конвойным войскам  и часть других дел из фондов конвойных  батальонов и полков и т. д.

В 1994 году создана Государственная  архивная служба России (Росархив). В 1998 г Правительством РФ было принято  постановление «Об утверждении  Положения о Федеральной архивной службе России», законодательно оформившее ее роль и место в системе государственных  учреждений РФ. Федеральная архивная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда РФ. В связи с проводимой в России административной реформой, произошли изменения и в организации управления архивном делом в стране. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная архивная служба России переименована в Федеральное архивное агентство в составе Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 290 было утверждено Положение «О Федеральном архивном агентстве». По этому положению Федеральное архивное агентство утрачивает функции нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Современная система архивов  России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные  архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый из этих типов архивов в свою очередь  представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально  имеют не только общие черты, но и  существенные различия.

Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации. Федеральные государственные  архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся  архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов  Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов. Ведомственные  архивы оформились в три вида: текущие  архивы собственно ведомств, текущие  архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных  систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и  оперативных документальных комплексов.

Государственные архивы —  это специализированные государственные  учреждения, основное звено системы  учреждений архивной службы России. В  целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части  Архивного фонда Российской Федерации  они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации. Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.

Негосударственные архивы включают не менее шести видов: архивы приватизированных  предприятий, архивы банков и других коммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений, архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческих объединений, архивы религиозных конфессий.

Муниципальные (районные и  городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и  кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных  учреждений, организаций, предприятий  по личному составу.

Все четыре названных типа архивов в той или иной степени  в настоящее время испытывают воздействие нескольких факторов. Первый фактор – это законодательное  регулирование их деятельности. В  наибольшей мере он коснулся государственных  и ведомственных архивов. Применительно  к решению задач управления, главными последствиями воздействия этого  фактора стали федерализация  системы государственных архивов  и обособление архивных служб  отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, "силовых  ведомств", МИД, Госфильмофонда и  др.) в системе организации ведомственных  архивов. Второй фактор - это организационная  перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля за негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения. Третий фактор - изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, - привел к снижению общественного статуса государственных, местных и отчасти ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов. Четвертый фактор - финансовый – болезненно отразился на управлении прежде всего государственных архивов. Пятый фактор - концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях. Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и наименований -есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательством субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению РФ или совместному. Несмотря на различие статуса архивных органов субъектов РФ их задачи и функции в основном одинаковые, абсолютное большинство из них входит в утвержденные региональным законодательством структуры органов исполнительной власти. По мере унификации этих структур уточняются и приводятся в соответствие с масштабом деятельности статус архивных органов, а так же их наименования.

Информация о работе Развитие архивной деятельности в России