Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение повышения квалификации персонала на предприятии, а также анализ системы повышения квалификации и предложения по совершенствованию ее организации на конкретном объекте – в данном случае это ОАО «БЭМЗ».
Сущность цели курсовой работы раскрывается в задачах:
1) изучить теоретические основы: определить сущность, содержание, основные принципы и функции повышения квалификации работников;
2) показать системный подход к управлению персоналом;
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы повышения квалификации персонала на предприятии………………………………………………...………………….5
1.1. Сущность и содержание повышения квалификации работников……5
1.2. Системный подход к обучению персонала…...………………...........17
1.3. Мировой опыт в повышении квалификации персонала на предприятии…………...........................................................................................19
Глава 2. Организационно-экономический анализ повышения квалификации персонала на примере ОАО «БЭМЗ»……………………….24
2.1. Характеристика предприятия и анализ основных показателей его работы…………………………………………………………………………….24
2.2. Анализ системы повышения квалификации на предприятии………33
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы повышения квалификации…………………………………………………………………….39
3.1. Основные направления совершенствования системы повышения квалификации…………………………………………………………………….39
3.2. Социально-экономическая эффективность системы повышения квалификации на предприятии…………………………………..……………...41
Заключение…………………………………………………………………43
Список используемой литературы………………………………
Приведенные расчеты являются примерными, но методика расчета достаточно точна. Поэтому систему повышения квалификации можно и нужно экономически обосновывать. Грамотный расчет и планирование обучения персонала приводит к построению не только социально, но и экономически эффективной системы повышения квалификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы рассмотрели проблему повышения квалификации в теоретическом и практическом аспектах. Для этого выполнили все задачи, поставленные в начале курсовой работы и сделали следующие выводы:
Повышения квалификации для работников является самосовершенствованием, улучшением навыков для выполнения своих обязанностей, а для организации в целом – наличием высококвалифицированной рабочей силы.
Повышение квалификации работников может осуществляться на различных курсах, семинарах, в институтах и на факультетах дополнительного образования при высших учебных заведениях и т.п. Обучение может носить общий характер или может быть направлено на изучение какой-либо проблемы. Оно может проходить как на рабочем месте, так и вне его.
Если рассматривать мировой опыт повышения квалификации, то в фирмах США и Японии этому придают крайне важное значение. Почти каждая компания имеет собственную систему обучения. В Японии непрерывное образование является неотъемлемой частью трудового процесса. Россия же в этом плане отстает от промышленно развитых стран.
На рассматриваемом предприятии чаще всего повышение квалификации рабочих происходит методом «Ученичество и наставничество». Среди специалистов больше распространено самообразование. Это наиболее простой вид обучения - обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно.
На рассматриваемом предприятии система повышения квалификации развита слабо. В первую очередь, это связано с нехваткой средств, а также с отсутствием четкой и отлаженной схемы действий. Предприятию необходимо разработать менее затратные, но эффективные программы обучения, четко определить, кого, как и когда обучать.
Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателей, аренду помещений, приобретение материалов и т.п. Поэтому повышение квалификации должно быть организовано таким образом, чтобы результат повлиял на более высокий уровень производительности труда, качества продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда и перекрыл все расходы, связанные с проведением.
В современных условиях руководству любой организации следует признать – существование экономически эффективной компании попросту невозможно без продуманной системы повышения квалификации кадров, причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована, оснащена на высоком техническом уровне и являться частью цельной стратегии компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – 8-е издание / Перевод с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб: Питер, 2005. – 832 с.
2. Беловодская Е. Практика повышения квалификации рабочих на предприятии // Кадровик України. – №8. – 2009.
3. Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом. – 2-е издание, перераб. и доп. – Новосибирск: «ЭКО», 1997. – 332 с.
4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2001. – 496 с.
5. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под общ. ред. В.П. Иванова. – М.: Издательство «Известия», 2003. – 410 с.
6. Грэхем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для вузов / Перевод с англ. под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 598 с.
7. Десслер Г. Управление персоналом / Перевод с англ. под общ. ред. Ю.В. Шленова. – М.: БИНОМ, 1997. – 432 с.
8. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е издание, испр. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
9. Зайцев Г.Г. Управление деловой карьерой: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Г. Зайцев, Г.В. Черкасская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
10. ИИТО ЮНЕСКО. Что такое повышение квалификации // IT-решения для управления эффективностью персонала. – http://www.websoft.ru/
11. Кафидов В.В. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов. – 3-е издание. – М.: Академический проспект: Трикста, 2005. – 144 с.
12. Кельперис Г. Повышение квалификации в процессе управления персоналом // Управление персоналом. – №7. – 2007.
13. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.
14. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – 2-е издание, изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 528 с.
15. Коул Д. Управление персоналом в современных организациях / Перевод с англ. под ред. Н.Г. Владимирова. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 352 с.
16. Логинова А.Ю., Гутгарц Р.Д. Кадры из жизни менеджера по персоналу. – М.: ДМК Пресс, 2002. – 240 с.
17. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – 312 с.
18. Наумов К.В. Новые технологии в обучении и повышении квалификации персонала // Центр управленческого консультирования «Профессионал». – http://www.prof.aip.ru/
19. Никитин А.В. Сборник задач по экономике, нормированию и организации труда в промышленности: Учебное пособие для вузов / Под ред. П.Ф. Петроченко; М.: Экономика, 1990 – 271 с.
20. Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. HR-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле. – СПб: Питер, 2005. – 320 с.
21. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 458 с.
22. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. – 5-е издание. – М.: Дело, 2003. – 272 с.
23. Шейл П. Преимущества повышения квалификации // Элитариум. Центр дистанционного образования, 2006. – http://www.elitarium.ru/
24. Экономика трудовых ресурсов / Под ред. В.Д. Арещенко. – М.: Высшая школа, 1991 – 305 с.
Приложение
Приложение 1
Профессионально-
| Разряд | |||||
Профессии | ученики | II | III | IV | V | VI |
Основные рабочие | ||||||
Паяльщик |
| 16 | 1 |
|
|
|
Слесарь мех.-сбор. работ | 2 | 32 | 4 |
|
|
|
Шлифовщик | 1 | 5 |
|
|
|
|
Наладчик КИА |
|
|
|
| 1 | 1 |
Упаковщик | 1 | 1 |
|
|
|
|
Намотчик | 2 | 7 |
|
|
|
|
Фрезеровщик | 1 | 1 |
|
|
|
|
Термист |
|
|
| 2 |
|
|
Балансировщик |
| 1 |
|
|
|
|
Промывщик |
| 2 | 1 |
|
|
|
Доводчик | 3 | 7 |
|
|
|
|
Наладчик автоматов | 3 | 1 | 3 | 5 | 3 | 1 |
Наладчик ЭХО |
| 1 |
|
|
|
|
Обжигальщик |
| 1 |
|
|
|
|
Наждачник |
| 1 |
|
|
|
|
Лудильщик |
| 1 |
|
|
|
|
Токарь | 2 | 1 |
|
| 2 | 2 |
Монтажник |
| 1 | 1 |
|
|
|
Прессовщик | 5 | 14 |
|
|
|
|
Обработчик пластмасс | 3 | 9 | 5 |
|
|
|
Наладчик литьевых машин |
|
| 3 |
| 1 | 4 |
Пружинщик |
|
| 1 | 1 |
|
|
Штамповщик |
| 5 |
|
|
|
|
Консервировщик |
| 1 | 1 |
|
|
|
Вспомогательные рабочие | ||||||
Комплектовщик |
|
|
| 2 |
|
|
Распределитель |
|
|
| 1 |
|
|
Слесарь-инстументальщик |
|
| 1 |
| 1 | 6 |
Токарь |
|
|
|
|
| 1 |
Шлифовщик |
|
|
|
|
| 1 |
Фрезеровщик |
|
|
|
|
| 1 |
Транспортировщик |
|
|
| 2 |
|
|
[1] Шейл П. Преимущества повышения квалификации // Элитариум. Центр дистанционного образования, 2006. – http://www.elitarium.ru/
[2] Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е издание, испр. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – с. 184-185
[3] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с. 179
[4] Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2001. – с. 196
[5] Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2001. – с. 197
[6] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. – 5-е издание. – М.: Дело, 2003. – с. 64-65
[7] Шейл П. Преимущества повышения квалификации // Элитариум. Центр дистанционного образования, 2006. – http://www.elitarium.ru/
[8] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – с. 121
[9] Грэхем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для вузов / Перевод с англ. под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с. 435
[10] Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е издание, испр. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – с. 185-186
[11] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. – 5-е издание. – М.: Дело, 2003. – с. 68-69
[12] Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – с. 142
[13] Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е издание, испр. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – с. 190-191
[14] Грэхем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для вузов / Перевод с англ. под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с. 453
[15] Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е издание, испр. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – с. 190-191
[16] Экономика трудовых ресурсов / Под ред. В.Д. Арещенко. – М.: Высшая школа, 1991 – с. 160
[17] Никитин А.В. Сборник задач по экономике, нормированию и организации труда в промышленности: Учебное пособие для вузов / Под ред. П.Ф. Петроченко; М.: Экономика, 1990 – с. 70
[18]Никитин А.В. Сборник задач по экономике, нормированию и организации труда в промышленности: Учебное пособие для вузов / Под ред. П.Ф. Петроченко; М.: Экономика, 1990 – с. 70
[19] Там же, с. 70
Информация о работе Повышение квалификации персонала на предприятии