Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:10, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение применения новых информационных технологий в архивном деле.
Задачами моей курсовой работы являются:
1)Работа с документальными источниками, с нормативно-методической литературой, с периодическими изданиями( журналами, газетами, сайтами Интернета)
2)Овладение новыками и умением работать с архивной документацией, подготовка в профессиональной деятельности в архиве.
3) Совершенствование методов работы в документами.
1.1Объекты и цели информатизации 4
1.2. Принципы и направления информатизации 6
2. История информатизации 8
3. Организация внедрения информационных технологий в архивах 10
4. Базы данных в архивном деле 12
5.Архивные документы на нетрадиционных носителях 17
5.1 Электронный документооборот и его особенности применения в архиве. 21
6. Программное обеспечение по основным видам деятельности архивных учреждений 21
Крайне необходимо проведение мероприятий по согласованию стандартов описания и организации информационных массивов по всей цепочке движения документа с момента его создания: делопроизводство организации - архив организации - ведомственный архив - государственный и муниципальные архивы. В рамках автоматизации работы с организациями-источниками комплектования следует провести разработку единых технологий, обеспечивающих совместимость информационно-технологических решений, используемых в ведомственных, государственных и муниципальных архивах. Созданные в организациях материалы учетного характера должны стать органической частью баз данных по учету в государственных и муниципальных архивах без повторного ручного ввода сведений и существенной переработки данных в автоматизированном режиме. Указанный подход необходимо закрепить в специальных разделах договоров с организациями-источниками комплектования.
Следует повысить роль и активность базовых центров по информатизации, координированность их деятельности, превратить их в проводников прогрессивных информационных технологий в субъектах Федерации. Важно ввести в практику целенаправленные публикации в архивной периодике статей и обзоров по указанной проблематике, аналитических материалов, освещающих опыт автоматизации в отечественных и зарубежных архивных учреждениях. Полезна организация в телекоммуникационных сетях телеконференций по проблемам информатизации архивов.
По мере накопления архивных автоматизированных информационных ресурсов любого рода, расширения круга пользователе БД все более актуальными становятся проблемы защиты АИР от насанкционированного доступа, хищения и преднамеренного или неумышленного искажения. В настоящее время на повестке дня стоит организация ведения централизованных баз данных, и прежде всего - Центрального фондового каталога (ЦФК).Переведенный в автоматизированный режим ЦФК сможет выполнять как функции учетного характера, так и архивного справочника. Его сведения могут быть использованы при анализе состава АФ РФ, реализации планов использования, в работах по зарубежной архивной Россике, при воссоздания архивов, материалы которых были утрачены, для активного архивного сотрудничества со странами ближнего зарубежья.
Важнейшей мерой, направленной на повышение эффективности и интенсивности информатизации, является разработка нормативно-методической базы применения компьютерных технологий и включение ее в Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской Академии Наук.
В обязательные реквизиты базы данных, четкий перечень которой утверждается Росархивом, входят:
Перечень реквизитов базы данных составляется сначала по всему архиву, затем — по фонду, затем – по единице хранения, далее — по отдельному документу. Его преемственность традиционным учетным и научно-справочным документам реализуется использованием их основных реквизитов. Ввод данных осуществляется на основе обычных документов и в соответствии с ними. Возможно дублирование баз данных традиционными и машиночитаемыми документами. Оперативные внесения изменений в базу данных осуществляются ежегодно по итогам года.
Базы данных могут содержать:
Это облегчает поиск необходимых документов в архиве.
Архивные документы вводятся в базу данных исходя из их наибольшей запрашиваемости потребителями или в результате выявления и введения их сотрудниками архива. Обязательным элементом вводимых в базу архивных документов являются ключевые слова — термины, характеризующие в обобщенном и сжатом виде содержание объекта описания. Обязательными видами ключевых слов являются тематика, персоналии, география.
Результатами поиска документов в базе данных могут быть текстовый файл или распечатка текста документа.
Формой выдачи результатов поиска могут быть номера документов, библиографические описания, рефераты или полные тексты документов.
При выборе программ для базы данных наиболее приемлемой является разработанная ЮНЕСКО специально для библиотек и архивов программа CPS/ISIS. Она позволяет:
В
архивном деле в основном
Среди
автоматизированных архивных технологий
количественно преобладают базы данных
простейшей структуры на большие однородные
массивы данных. Однако ААТ позволяют
значительно усовершенствовать работу
архивиста в области каталогизации, учета
и использования архивных документов.
Кроме того, в целом, можно заметить, что
по каждому направлению существует несколько
программных продуктов, выполненных различными
разработчиками на разных оболочках. Так,
например, БД “Архивный фонд”, “Фондовый
каталог” (Росархив), а также разработанные
ВНИИДАД базы данных “Паспорт архива”,
“Учет фондов”, “Аннотация фондов”,
“Учреждения - источники комплектования”,
“Учет исполнения запросов”, “Читальный
зал”, “Физическое состояние документов”
и др.
При этом можно заметить, что типовые БД,
разработанные ВНИИДАД ориентированы
на фонды и дела, архивы же более активны
в создании тематических БД на уровне
документа.
Все
базы данных, создаваемые в архиве, условно
разделяются на учетные и информационно-поисковые.
Эти две категории баз данных различаются
структурой, методикой создания, применяемым
программным обеспечением.
Учетные базы данных служат
для обработки статистических массивов
– учета документов и дел в архиве, учета
использования, контроля за обеспечением
сохранности и т.д.
Учетные базы данных в архиве учреждений
предназначена для определения количества
документов в единицах учета (единица
хранения) и обеспечения сохранности документов
при выдаче их во временное пользование
в структурные подразделения. Учетные
БД могут создаваться по функциональному
или интеграционному (многофункциональному)
принципу.
По
функциональному принципу создаются базы
данных для учета документов и дел, контроля
за наличием и состоянием дел, учета использования,
учета источников комплектования и т.д.
Интеграционный
принцип предполагает создание единой
системы, реализующей функции учета и
информационного поиска документов. Такие
информационные системы существуют в
государственных архивах.
Государственный
и муниципальный архивы ведут учет всех
созданных БД в виде базы данных их описаний
(например, «Архивный фонд», «Фондовый
каталог субъекта Федерации»).
Информационно-поисковые
базы данных служат для создания и
ведения таких архивных справочников,
как архивные описи, сводные номенклатуры
дел, каталоги, картотеки, а также для совершенствования
процессов информационного поиска в архиве.
Создание автоматизированной информационно-поисковой системы архива является наиболее сложной задачей.
В архивах учреждений РФ существуют
информационно-поисковые
1)Использование в качестве поисковой
базы данных информационного массива,
созданного в делопроизводстве (на основе
электронной контрольно-регистрационной
картотеки);
2)Создание единой
3)Создание отдельной
Однако
пока не создана ни одна
информационно-поисковая
Успешное функционирование
информационно-поисковой
1)Изучение делопроизводства
и документооборота
2)Разработка технического
задания. На этом этапе
3)Поиск подходящего под
определенную задачу
4)Заключение договора, к
которому прилагается
5)Создание, установка, адаптация
программы осуществляется
6)Сертифицирование и регистрация программного продукта
7)Поддержка и обслуживание системы
При
выборе программного
Выбор
фирмы – системного интегратора – следует
проводить на конкурсной основе, с учетом
анализа внедренных разработчиком действующих
отраслевых систем, стабильности его положения
на рынке, качества разработок. Обязательным
условием является наличие у разработчика
лицензии на создание информационных
систем в соответствии с международными
стандартами качества. Целесообразно
заключения с фирмой – системным интегратором
– договора о долговременном сотрудничестве.
Таким образом, архивист может
выступать в роли разработчика программ
и эксперта программного продукта.
Он должен быть способен оценить достоинства
и недостатки программы с точки
зрения архивных технологий, внести предложения
по ее совершенствованию.
К настоящему времени в
учреждениях и организациях накоплен
значительный массив документов на магнитных
носителях, подлежащих приему на государственное
хранение. Эти массивы представляют
собой числовые и текстовые банки
и базы данных, проектно-конструкторскую
документацию, тексты компьютерных программ
и т.п. Следует констатировать, что
архивная отрасль не готова к работе
с ДМН в силу большой сложности
проблем, в том числе и финансового
характера, решение которых необходимо
для обеспечения приема, хранения
и использования таких
Информация о работе Организация внедрения информационных технологий в архивах