Лекции по "Делопроизводству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:24, курс лекций

Краткое описание

Делопроизводство – это специфическое направление деятельности, которое занимается процессом документирования, т.е. составления, оформления документов и их обработкой и хранением [15].
Документ - материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве

Оглавление

Лекция 1. Введение. История делопроизводства в России. 4
1.1. Введение. 4
1.2. История делопроизводства в России. 5
Лекция 2. Нормативно-методическая база делопроизводства. Организация делопроизводственного обслуживания.8
2.1. Нормативно-методическая база делопроизводства. 8
2.2. Организация делопроизводственного обслуживания. 11
Лекция 3,4. Правила оформления документов. 13
3.1. Бланки служебных документов. 13
3.2. Правила оформления реквизитов документов. 15
Лекция 5. Документооборот. Классификация служебных документов. Порядок составления документов. Язык и стиль деловой документации. 23
5.1. Документооборот. 23
5.2. Классификация служебных документов. 25
5.3. Порядок составления документов. 27
5.4. Язык и стиль деловой документации. 27
Лекция 6. Организационно-распорядительные документы, составление и оформление. Организационная документация. Распорядительная документация. 29
6.1.Организационная документация. 29
6.2. Распорядительная документация. 31
Лекция 7. Справочно-информационные документы. Оформление приема на работу. 35
7.1. Справочно-информационные документы. 35
7.2. Оформление приема на работу. 41
Лекция 8. Текущее хранение, списание, уничтожение документов. Персональный компьютер в делопроизводстве. 44
8.1. Текущее хранение, списание, уничтожение документов. 44
8.2. Персональный компьютер в делопроизводстве. 45
Примерные вопросы к зачету. 47
Список литературы. 49

Файлы: 1 файл

1.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

Для перемещения документов сегодня используются как традиционные средства: почта (обычная, авиа, DHL, UPS и т. п.), курьерская доставка, телеграф, телефон, телефакс; так и электронные: E-mail, сотовая связь, системы электронного документооборота.

Совершенно  очевидно, что в век новейших информационных технологий традиционная схема управления документооборотом не способна справиться с теми объемами работы, которые существуют в данное время.  В документационной деятельности различных организаций при ведении бумажного делопроизводства, как правило, через некоторое время начинают возникать практически одинаковые проблемы, которые были систематизированы в статье Л.Н. Гайдуковой [11]:

- неизбежная  потеря документов, следовательно и информации;

- попадание документов и информации, содержащейся в них, третьему лицу;

- накопление  множества документов, назначение  и источник появления которых  неясны;

- большие  затраты времени на подготовку  и согласование документов, как  следствие – малая скорость обработки и информации, а значит – медленная  реакция  на новые воздействия;

- избыточность  документооборота, большая потеря  времени на обработку входящей  и исходящей корреспонденции,  внутренних документов и на  ознакомление с документами;

- противоречивость  принимаемых решений, невозможность  обеспечить быструю передачу  исходных документов и информации  должностным лицам, принимающим  решения;

- бесконтрольность исполнителей, невозможность доведения в короткие  сроки поручений, вытекающих из резолюций до конкретных исполнителей;

- невозможность установления  истории работы с документами;

- непроизводственные  затраты рабочего времени на  поиск необходимого документа,  формирование тематической подборки  документов;

- избыточные затраты  на бумагу и копирование для создания нескольких копий одного документа.

Как результат, документооборот  включает значительную часть избыточных документов и инстанций  их рассмотрения, а принимаемые решения  нередко дублируют друг друга, а  иногда носят противоречивый характер. Это приводит к фактической неуправляемости организации, которая выражается и в том, что руководители не могут проследить о прошлой и текущей деятельности подразделений и исполнителей с документами, а также об истории подготовки и рассмотрения конкретных документов. Для разрешения проблем в области делопроизводства многие руководители прибегают к использованию компьютерных технологий, но применение простых организационных решений лишь минимально соответствуют уровню задач компании. Например, создание и поддержание разумной схемы размещения файлов на сервере как механизма совместной работы, использование электронной почты как средства передачи документов и контроля исполнения. Как показывает практика, данные меры работают только до определенного момента. Когда решаемые компанией задачи усложняются, увеличиваются ее размеры, возможностей указанных решений становится недостаточно, компания снова приближается к информационно-управленческому хаосу.

Единственным  путем решения подобных проблем  является автоматизация делопроизводства и документооборота компании путем внедрения систем электронного документооборота. При переходе на систему электронного документооборота также возможен ряд проблем:

- несанкционированный  доступ к конфиденциальной информации;

- вероятность утраты больших массивов ценной информации из-за технических неполадок оборудования, проникновения в компьютерную сеть вирусов, разрушающих систему или неквалифицированных действий пользователя;

- как одна  из технических проблем: быстрая  смена носителей, программ, способов доставки документации, препятствующая стабильности делопроизводственных процессов в управлении и использования имеющихся документальных массивов.

Возникают также  проблемы нормативного характера:

- не установлен  порядок признания юридической силы электронных документов государственными органами и судами;

- отсутствует  официально признаваемая методика (стандарт) работы с электронными  документами, обеспечивающая признание  их юридической силы;

- отсутствуют  методики экспертизы ценности электронных документов, передачи их на архивное хранение, уничтожение, работы с грифованными электронными документами и другие [12].

Кроме вышесказанного, как бумажные, так и электронные  документы имеют свои преимущества и одновременно и ограничения, связанные с носителем информации.

Таким образом, бумажные и электронные документы имеют свои преимущества. Традиционные документы имеют преимущества, связанные с бумагой как носителем информации, что важно для долговременного хранения информации с сохранением возможности восприятия. С другой стороны, необходимо использовать преимущества электронных документов при работе с копиями документов, подлинники которых существуют на бумажных носителях, так как в сфере управления главное требование - оперативность, своевременность, быстрота получения и доведения информации и ее полнота. Для оперативного информационного обеспечения (прежде всего - доведения информации и ее поиска в информационном фонде) электронные документы имеют неоспоримые преимущества. Поэтому для эффективной организации документационного обеспечения управленческой деятельности предпочтительно сочетание документов на бумажном и электронном, а при необходимости - и на других носителях информации применительно к конкретным задачам.

Современный документооборот организации формируется в результате слияния трех самостоятельных информационных потоков: внутренние документы, входящие и исходящие.

Внутренние  документы – образуются в результате внутренней деятельности предприятия. Организация работы с ними:

- Получение указания  на разработку, уточнение документа.

- Разработка проекта  документа.

- Согласование содержания  проекта.

- Корректировка по  результатам согласования документа,  его оформление.

- Проверка правильности  оформления документа, его подписание, утверждение.

- Тиражирование и регистрация  документа.

- Доведение документа  до сведения исполнителей.

- Исполнение и контроль исполнения документа.

- Прием исполненного  документа, снятие с контроля.

- Помещение в дело, архивное хранение, списание (уничтожение).

Исходящие документы – разработанные внутри организации и отправленные за его пределы для исполнения. Организация работы с ними:

- Получение указания  на разработку, уточнение документа.

- Разработка проекта  документа.

- Согласование содержания проекта.

- Корректировка по  результатам согласования документа,  его оформление.

- Проверка правильности  оформления документа, его подписание, утверждение.

- Тиражирование и регистрация  документа.

- Упаковка и рассылка  документа.

- Помещение второго  экземпляра в дело, последующая работа с ним.

Входящие документы – поступающие в организацию из вне. Организация работы с ними:

- Сопровождение и доставка  с почтового узла.

- Первичная обработка  (распаковка, счет, сортировка).

- Регистрация.

- Подготовка на доклад (разметка, укладка).

- Рассмотрение, оформление  резолюций.

- Регистрация резолюции,  постановка на контроль исполнения.

- Отправка на исполнение  ответственным лицам.

- Исполнение и контроль  исполнения документа.

- Прием исполненного  документа, снятие с контроля.

- Помещение в дело [16].

 

5.2. Классификация  служебных документов.

 

Классификация документов – это распределение документов по группам (видам) на основе признаков  содержания, формы составления и  других      для организации  и повышения эффективности работы с ними. Классификация документов позволяет выработать определенные методы работы с каждой группой документов, закрепить их в инструкциях, организовать   документы в делопроизводстве.

1. Все документы по  отражаемым в них видам деятельности  делятся         на две большие группы.

-  Документы по общим  и административным вопросам, т.  е. вопросам общего руководства  предприятием (организацией) и его  производственной  деятельностью.  Эти документы могут составлять  работники всех подразделений предприятия.

- Документы по функциям  управления. Такие документы составляют      работники финансовых органов,  бухгалтерии, отделов планирования, снабжения и сбыта, других функциональных подразделений.

2. По сфере использования:

– организационно-распорядительные;

– финансово-бухгалтерские;

– научно-технические;

– по труду;

– отчетно-статистические.

3. По способу фиксации  информации:

– письменные (рукописные и печатные);

– фоно-, аудио-, акустические документы, содержание которых передается посредством звукозаписи (звуковые файлы);

– кинодокументы;

– фотодокументы;

– электронные документы, в которых информация представлена в электронной форме, с реквизитами, необходимыми для признания их действительности.

4. По месту составления:

– внутренние документы, составленные и используемые в самой         организации;

– входящие документы, поступившие  в организации;

– исходящие документы, отправляемые из организации.

5. По содержанию:

– простые документы, в которых рассматривается один вопрос;

– сложные документы, охватывающие несколько вопросов.

6. По степени гласности:

– обычные (открытые, несекретные);

– секретные документы  с грифом ограничения доступа;

Секретные документы могут иметь следующие грифы:

– для служебного пользования (ДСП) – служебная информация, предназначенная  только для работников конкретной организации или отрасли;

– конфиденциально –  информация, доступ к которой ограничен        законодательством РФ;

– коммерческая тайна (КТ) – информация, используемая для  достижения коммерческих целей. Разглашение может нанести ущерб обладателю информации.

7. По форме изложения:

– индивидуальные, содержание которых излагается в свободной  форме;

– трафаретные – структура, часть документа, стандартные фразы  заранее подготовлены, а другая часть заполняется при составлении (например, справка с места работы);

– типовые, созданные  для документирования стандартных  ситуаций, (например, командирования), используемые во всех организациях).

8. По стадиям создания:

– черновик – предварительная  редакция документа;

– беловик – чистовик;

– отпуск – копия исходящего документа, остающаяся в учреждении;

– автограф – документ, написанный рукой автора.

9. По юридической значимости:

– подлинник или оригинал – документ в окончательной редакции, оформленный с учетом требований государственных стандартов;

– копия документа  – точное воспроизведение подлинника (копии      бывают факсимильные и свободные; факсимильная копия  содержит все реквизиты документа и отражает особенности их изготовления – ксерокс, факс, фотокопия);

– дубликат – копия, которая  выдается в случае утраты подлинника или оригинала, обладает той же юридической силой, что и подлинник.

10. По наименованию: приказ, справка, служебное письмо, акт,  протокол, договор и другие виды документов;

11. По срокам хранения:

– документы постоянного (бессрочного) хранения, представляющие интерес для науки, истории (планы, отчеты, протоколы, постановления, решения и др.);

– документы, имеющие  длительные сроки хранения – свыше 10 лет (личные дела, истории болезни, техническая документация и др.);

– документы временного хранения – до 10 лет;

12. По происхождению:

– служебные документы (затрагивают интересы организации, предприятия);

– личные документы (касаются интересов конкретного лица и  являются именными).

13. По срокам исполнения:

– срочные документы, требующие исполнения в определенный срок;

– несрочные документы, для которых срок исполнения не установлен.

 

5.3. Порядок  составления документов.

 

Составление служебных  документов занимает значительную часть  рабочего времени сотрудников управленческого  аппарата и требует больших усилий.

Приступая к составлению  документа, руководствуются следующими правилами.

Во-первых, уточняются целесообразность, цель документа и круг вопросов, подлежащих разрешению.

Во-вторых, необходимо изучить  законодательные акты, решения правительства, ведомственные нормативные акты, регулирующие порядок решения вопросов такого типа.

Затем приступают к сбору  информации по существу поставленного  в документе конкретного вопроса.

Информация о работе Лекции по "Делопроизводству"