Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:24, курс лекций
Делопроизводство – это специфическое направление деятельности, которое занимается процессом документирования, т.е. составления, оформления документов и их обработкой и хранением [15].
Документ - материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве
Лекция 1. Введение. История делопроизводства в России. 4
1.1. Введение. 4
1.2. История делопроизводства в России. 5
Лекция 2. Нормативно-методическая база делопроизводства. Организация делопроизводственного обслуживания.8
2.1. Нормативно-методическая база делопроизводства. 8
2.2. Организация делопроизводственного обслуживания. 11
Лекция 3,4. Правила оформления документов. 13
3.1. Бланки служебных документов. 13
3.2. Правила оформления реквизитов документов. 15
Лекция 5. Документооборот. Классификация служебных документов. Порядок составления документов. Язык и стиль деловой документации. 23
5.1. Документооборот. 23
5.2. Классификация служебных документов. 25
5.3. Порядок составления документов. 27
5.4. Язык и стиль деловой документации. 27
Лекция 6. Организационно-распорядительные документы, составление и оформление. Организационная документация. Распорядительная документация. 29
6.1.Организационная документация. 29
6.2. Распорядительная документация. 31
Лекция 7. Справочно-информационные документы. Оформление приема на работу. 35
7.1. Справочно-информационные документы. 35
7.2. Оформление приема на работу. 41
Лекция 8. Текущее хранение, списание, уничтожение документов. Персональный компьютер в делопроизводстве. 44
8.1. Текущее хранение, списание, уничтожение документов. 44
8.2. Персональный компьютер в делопроизводстве. 45
Примерные вопросы к зачету. 47
Список литературы. 49
В одном письме содержится только один вопрос. Объем не превышает двух страниц. Письмо на бланке А4 должно содержать заголовок, отвечающий на вопрос «о чем?» «О нарушении договорных обязательств», «Об оказании научно-технической помощи». Если письмо является ответным, то указывают номер и дату письма, на которое дается ответ: «На №__от____»
Если письмо адресуется в более чем 4 места, то исполнитель составляет список рассылки. Письма подписываются руководителем организации или его заместителем. Вносить исправления и дополнения после подписания запрещается. Датой письма является дата его подписания.
Телеграмма — документ, передаваемый по каналам телеграфной связи.
В зависимости от того, насколько быстро необходимо передать информацию, составитель телеграммы указывает степень ее срочности: «внеочередная», «правительственная», «срочная» и т.д. Категория телеграммы указывается перед адресатом.
В телеграмме дается точный адрес без индекса: город, номер почтового отделения, улица, дом, наименование учреждения, фамилия получателя. Для удешевления телеграмм и упрощения их обработки правительственные учреждения и многие организации имеют зарегистрированный на телеграфе условный или сокращенный адрес.
Текст телеграммы печатается на чистом листе бумаги на одной стороне через два интервала прописными буквами. Между словами в телеграмме делается пропуск в два удара. Начало текста печатается с абзаца, далее абзацы не допускаются. Адрес и текст печатаются без переноса слов. Излагается текст предельно сжато. Он должен состоять из одного логического элемента — заключения. Знаки препинания пишутся сокращенно строчными буквами: точка — тчк, запятая — зпт, двоеточие — двтч, кавычки — квч, скобки — скб.
Словами в телеграмме всегда пишутся такие знаки, как № (номер), - (минус), + (плюс), ! (восклицательный знак), ? (вопросительный знак), % (проценты), : (деление) и др. Даты обозначаются арабскими цифрами: число, месяц, год. Между цифрами разделительные знаки не ставятся.
В нижней части телеграммы под чертой указывается адрес отправителя, наименование структурного подразделения, должность, фамилия исполнителя и дата отправки. Эти сведения пишутся без сокращений, со знаками препинания и отправке не подлежат.
Факс – это получаемая на бумажном носителе копия документа, переданная по каналам факсимильной связи. При соблюдении установленных процедур факсограмма обладает юридической силой, в отличии от ксерокопии. Документы, передаваемые по факсу, должны оформляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к соответствующему виду документа, и должны быть напечатаны четким, контрастным шифром.
Телефонограмма – это обобщенное название различных по содержанию документов, передаваемых по каналам телефонной связи. Используются для оперативной передачи информации служебного характера (извещения, приглашения, экстренные сообщения и т. п.).
Телефонограмма составляется отправителем как документ на бумажном носителе, передается по телефону и записывается получателем.
Обязательными реквизитами являются: регистрационный номер, должность, ФИО, телефоны отправляющего и принимающего, подпись принимающего, дата, время. В тексте телефонограммы должно быть не более 50 слов, не допускаются сложные обороты и труднопроизносимые слова. Телефонограмма составляется в одном экземпляре.
7.2. Оформление приема на работу.
Заявление. При поступлении на работу граждане подают письменное заявление, в котором излагают просьбу о зачислении на предприятие, в организацию, учреждение, указывая свою профессию, квалификацию, специальность, должность. В настоящее время основанием для приема на работу является еще и контракт.
Заявление о приеме на работу составляется в произвольной форме, пишется от руки. Писать его рекомендуется на бумаге формата А4 — формат листов документов личного дела, в которое подшивается и заявление о приеме на работу.
В заявлении не принято употреблять архаизмы и канцеляризмы («весьма убедительно», «заранее признателен», «прошу не отказать» и т.п.).
Для заявления о приеме на работу характерны следующие реквизиты: адресат (кому адресуется заявление), заявитель, наименование вида документа (заявление), текст, подпись, дата составления.
Такие виды заявлений, как заявление о предоставлении учебного отпуска, по беременности и родам и т.п., должны содержать в тексте указание на наличие необходимых документов (больничного листа, справки с места учебы и т.п.), без которых решение вопроса о предоставлении отпуска невозможно [14].
Трудовая книжка. Трудовая деятельность граждан фиксируется в трудовых книжках, которые ведутся на всех предприятиях независимо от формы собственности.
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 ТК РФ).
При приеме на работу трудовую книжку представляют лицу, ведущему документацию по персоналу предприятия.
Личная карточка. Основным документом по учету персонала предприятия является личная карточка формы Т-2, которая заводится на всех работников предприятия, принятых на постоянную или временную работу.
Все записи в карточках делаются на основании документов, предоставленных работником.
Личное дело представляет собой совокупность документов, содержащих сведения о работнике. Личные дела могут заводиться на всех работников предприятия, но чаще всего — на руководителей и ведущих специалистов. В состав личного дела должны входить следующие документы:
• внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле;
• анкета или личный листок по учету кадров;
• автобиография или резюме;
• копии документов об образовании;
• копии документов об утверждении в должности;
• копии характеристик;
• трудовой договор;
• копии приказов о назначении, перемещении, увольнении;
• дополнение к личному листку по учету кадров;
• справки и другие документы, относящиеся к данному работнику [20].
Характеристика — это официальный документ, который выдает администрация учреждения, организации, предприятия своему сотруднику в целом ряде ситуаций. В характеристике приводятся отзыв о служебной и общественной деятельности сотрудника, оценка его деловых и моральных качеств.
Характеристика может быть оформлена на общем бланке формата А4. Она имеет следующие реквизиты: название вида документа (характеристика); указание должности лица, которому выдается характеристика; наименование организации, выдающей характеристику; имя, отчество и фамилия сотрудника; текст; подписи; печать.
В тексте характеристики можно выделить логически взаимосвязанные составные части. Первая — это анкетные данные, следующие за названием документа, где указывают имя, отчество и фамилию, должность, ученую степень и звание (если они имеются), год рождения, образование сотрудника.
Вторая часть текста характеристики — данные о трудовой деятельности (сведения о специальности, продолжительности работы на данном предприятии или в организации, продвижении по службе, уровне профессионального мастерства и т.п.).
Третья часть — собственно характеристика, т.е. оценка морально-психологических и деловых качеств сотрудника: его отношения к работе, повышения профессионального уровня, поведения в быту.
Четвертая, заключительная, часть содержит вывод, в котором указывается назначение характеристики.
Текст характеристики излагается от третьего лица.
Подписывает характеристику, как правило, руководитель учреждения.
Автобиография — документ, который автор составляет самостоятельно. Типового формуляра для автобиографии не существует и составляется она в произвольной форме. Однако отдельные составные части и реквизиты должны содержаться в автобиографии обязательно. Пишут автобиографию от руки на листе бумаги форматом А4 либо на специальном бланке (при поступлении на работу или учебу). Форма изложения — повествовательная, от первого лица. Все сведения даются в хронологическом порядке и так, чтобы можно было составить представление о жизненном пути, деловой квалификации и общественно-политической деятельности данного человека.
Основные реквизиты в автобиографии: название документа (автобиография); имя, отчество, фамилия автора; число, месяц и год рождения; место рождения; сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, место работы); образование и специальность по образованию; вид трудовой деятельности; последнее место работы и должность; награды и поощрения; участие в общественной работе; семейное положение и состав семьи; домашний адрес и телефон; дата; личная подпись.
Лекция 8. Текущее хранение, списание, уничтожение документов. Персональный компьютер в делопроизводстве.
8.1. Текущее хранение, списание, уничтожение документов.
В процессе деятельности предприятия получается большое количество документов. После их использования в оперативной деятельности для решения текущих вопросов документы становятся хранителями ретроспективной информации, надобность в которой может возникнуть вновь через определенное время, т.е. они выступают в роли памяти учреждения.
Быстрый поиск и использование таких документов возможны лишь при четкой их классификации. Простейшей классификацией документов является группировка их в дела. Государственный стандарт дает определение дела, как "Совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку». Специальным классификационным справочником, определяющим порядок распределения документов в дела служит номенклатура радел.
Номенклатура дел - "Систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке». Иначе говоря, номенклатура дел – это простейший классификатор, позволяющий быстро разложить документы по папкам (делам) для оперативного их поиска в случае надобности.
Номенклатура, закрепляя индексацию дел, используется при регистрации документов - индекс дела по номенклатуре часто входит составной частью в регистрационный индекс документов.
Номенклатура дел используется вместо описи как учетный документ при сдаче в архив учреждения дел.
Документы во время их исполнения хранятся у исполнителя, для чего им должны быть заведены специальные папки с надписями типа "На исполнении", "Срочно", "Для коллегии", "На отправку", "На согласование", "На подпись" и т.п. На каждой папке надо указать фамилию исполнителя и его телефон. После окончания рабочего дня папки убирают в сейф, шкаф, стол. Такое хранение документов у исполнителя поможет в случае его срочной командировки или болезни быстро найти нужный документ и передать его на исполнение другому сотруднику.
После окончания работы с документом он передаётся для помещения в дело.
Раскладка документов в дела производится секретарем или лицами, ответственными за эту работу в структурных подразделениях систематически, ежедневно в течение всего года. В небольших фирмах формирование и хранение дел ведётся централизованно, обычно в секретариате. Исполненные документы должны иметь отметку об исполнении и подшиваются в дела в тот же день к концу рабочего дня. Распорядительные документы, переписку руководства и важнейшие внутренние документы формируют и хранят в канцелярии или секретариате руководства.
Формирование дела начинается сразу с начала года. Поэтому на каждое названное в номенклатуре дело к началу года должна быть заведена папка. Это может быть папка-скоросшиватель или папка-регистратор.
Дела должны размещаться в запирающихся шкафах, сейфах или (ватерных картотеках, что обеспечивает их сохранность и защиту от пыли и света.
Документы предприятия стоят на текущем хранении в течении двух лет. По документам, для которых указанный срок истек, специальной комиссией организации принимается решение о порядке их последующего хранения на период до 10 лет, направлении в учреждение Росархива или на уничтожение. Предельный срок хранения документов – 75 лет.
Документы организации, состоящие на хранении, подвергаются проверке раз в год. С этой целью создается комиссия в составе председателя и двух-четырех членов, по результатам работы которой составляется акт, в котором перечисляются все проверенные и отобранные на уничтожение документы. Члены комиссии лично уничтожают документы, фиксируют процесс в акте, который после подписи председателя и члена комиссии подписывается руководителем учреждения. После утверждения акта об уничтожении производится списание документов с журнала учета, с указанием номера и даты утверждения акта.
8.2. Персональный компьютер в делопроизводстве.
Подготовка текстов с использованием компьютерной системы подготовки текстовых документов (СПТД) заключается в выполнении ряда этапов: набор текста, редактирование введенной информации, оформление отдельных структурных документов, печать документа, сохранение текста документа и ведение архива текстов.
Каждый этап состоит из множества операций. При работе с текстом обычно происходит чередование отдельных операций, так если при наборе текста обнаружились ошибки, то прибегают к операциям этапа редактирования.
Пользователи ПК часто забывают, а порой и не знают о том, что наряду с пользой компьютер наносит и вред здоровью. Отрицательное воздействие на человека является комплексным.