Лекции по "Делопроизводству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:24, курс лекций

Краткое описание

Делопроизводство – это специфическое направление деятельности, которое занимается процессом документирования, т.е. составления, оформления документов и их обработкой и хранением [15].
Документ - материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве

Оглавление

Лекция 1. Введение. История делопроизводства в России. 4
1.1. Введение. 4
1.2. История делопроизводства в России. 5
Лекция 2. Нормативно-методическая база делопроизводства. Организация делопроизводственного обслуживания.8
2.1. Нормативно-методическая база делопроизводства. 8
2.2. Организация делопроизводственного обслуживания. 11
Лекция 3,4. Правила оформления документов. 13
3.1. Бланки служебных документов. 13
3.2. Правила оформления реквизитов документов. 15
Лекция 5. Документооборот. Классификация служебных документов. Порядок составления документов. Язык и стиль деловой документации. 23
5.1. Документооборот. 23
5.2. Классификация служебных документов. 25
5.3. Порядок составления документов. 27
5.4. Язык и стиль деловой документации. 27
Лекция 6. Организационно-распорядительные документы, составление и оформление. Организационная документация. Распорядительная документация. 29
6.1.Организационная документация. 29
6.2. Распорядительная документация. 31
Лекция 7. Справочно-информационные документы. Оформление приема на работу. 35
7.1. Справочно-информационные документы. 35
7.2. Оформление приема на работу. 41
Лекция 8. Текущее хранение, списание, уничтожение документов. Персональный компьютер в делопроизводстве. 44
8.1. Текущее хранение, списание, уничтожение документов. 44
8.2. Персональный компьютер в делопроизводстве. 45
Примерные вопросы к зачету. 47
Список литературы. 49

Файлы: 1 файл

1.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

 

Система коллежского  делопроизводства.

 

В 1699 г. Петр I вводит в  обращение гербовую бумагу, в 1700 г. издает указы об отмене столбцовой формы  документа и всеобщем переходе к  тетрадной форме (листовой и книжной).

Тетради, обычно состоящие  из четырех листов бумаги, сложенных  пополам и сшитых ниткой, не имели  переплета. Несколько тетрадей, сшитых вместе и заключенных в переплет, составляли книгу. Однако книги не всегда переплетали, так как переплет стоил дорого.

Первым новым учреждением  стал Сенат - первоначально законосовещательный  орган и орган надзора за правительственными учреждениями.

Много внимания Петр I уделил устройству сенатской, канцелярии. Для  работы в новых условиях правительство  стало приглашать иностранных специалистов для занятия канцелярских должностей. С целью изменить старые порядки при Сенате учреждается особая должность экзекутора - для записи всех исходящих указов в особые книги и контроля за их отправкой и получением ответного рапорта об исполнении указа. При малейшей задержке исполнения указа экзекутор обязан был доносить об этом генерал-прокурору. Все пакеты, адресованные на имя Сената, принимал обер-секретарь, распечатывал их и докладывал членам присутствия. Исключение составляли пакеты с надписью "Секретно", они передавались лично генерал-прокурору Сената.

В результате петровских реформ в области управления сложилась  следующая система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии - в центре, губернатор, воевода, комиссары и другие органы - на местах. Всего за 1718-1720 гг. вместо упраздненных приказов создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная и Главный магистрат.

Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, затем законодательной основой  реформы стал "Генеральный регламент" утвержденный Петром I 28 февраля 1720 г. Генеральный  регламент ввел систему делопроизводства, получившую название "коллежской" по названию учреждений нового типа - коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии, в состав которого, как правило, входили президент, вице-президент, 2-3 советника и асессоры.

С изданием Генерального регламента делопроизводство становится на твердую почву закона. Этим законодательным  актом окончательно отделяются обязанности  присутствия как органа, принимающего решения, от делопроизводственной деятельности, которая закрепляется за самостоятельным подразделением - канцелярией. Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

Генеральный регламент  устанавливал процедуру рассмотрения и решения вопроса, которая включала: вступление дела, подготовку дела к слушанию (рассмотрению и решению), слушание дела и принятие решения, оформление решения и доведение его до исполнителя, контроль за исполнением решения, архивное хранение дел.

Появились новые названия документов: векселя, облигации, реляции, мемории, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденция, инструкция и др.

Приговоры, указные грамоты, наказы заменены указами, регламентами, инструкциями, резолюциями; челобитные – прошениями.

Существенные изменения  в петровское время претерпевает и форма документов. Для многих из них разрабатываются "генеральные формуляры" - образцы, по которым следовало составлять документы. В коллежком делопроизводстве выделяется из текста и становится самостоятельным элементом формуляра дата документа: во многих документах она пишется под текстом с левой стороны листа: "Октября 17 дня 1723 года". Самостоятельным элементом формуляра становится и наименование документа. Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд реквизитов, отражающих различные стадии процесса документирования или стадии обработки документов: подписи, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметка о контроле, отметка о направлении в дело и др. В целом, делопроизводство коллегий характеризовалось значительным увеличением письменной работы и формальностей, на что жаловались современники. Даже значительно увеличенные по сравнению с приказами штаты канцелярских чиновников не справлялись с обилием дел, что приводило к медлительности делопроизводства и волоките.

 

 Система министерского делопроизводства 19 - начала 20 вв.

 

Начало 19 в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления - высшие и центральные учреждения. Новая система управления – министерская, в ее основе лежит принцип единоначалия. Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802 г., были: военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и на правах министерства - Государственное казначейство. Каждому министру предписывалось создать канцелярию, на которую ложилась работа по документационному обеспечению министерства. В это время появляется термин делопроизводство – от производить дело, решать вопрос.

Документы, создававшиеся в процессе "производства дела" можно было разделить на две группы: документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.), и документы, поступавшие в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе - "исполнительные бумаги". В этот период ведется работа по упрощению, стандартизации, классификации документов, появляется достаточно обширная делопроизводственная литература. Большое значение в этот период имели письмовники - сборники образцов документов. В последней трети 18 века появились пишущая машинка, которая ускорила процесс создания документов, снизила расход бумаги и телеграф.

 

Делопроизводство  в 20 веке.

 

 В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства.

Для оформления административных документов принято постановление  СНК от 2 марта 1918 г "О форме  бланков государственных учреждений", в котором перечислялись обязательные реквизиты бланка документов. В 1926г. создается Государственный институт техники управления (ИТУ). В проекте "новой системы делопроизводства" ИТУ излагались следующие общие принципы оптимизации деятельности обследуемых объектов:

- организация делопроизводства  должна быть единой для всего  учреждения;

- регистрация документов  должна быть однократной и  производиться в самой упрощенной  форме; отказ, где возможно, от  регистрации;

- количество инстанций,  через которые проходит каждый документ, сокращается до минимума;

- справочная работа  обеспечивается с наименьшей  затратой энергии и времени;

- контроль исполнения  документов должен быть проверкой  по существу, не носить формальный  характер;

- наблюдение, руководство  и ответственность за постановку делопроизводства возлагается на определенное лицо.

Определенной вехой  в развитии вопросов работы с документами  стала утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР "Примерная  инструкция о делопроизводстве для  учреждений и организаций РСФСР" в 1958г., в которой основной акцент сделан на унификации делопроизводственных работ. В сентябре 1973 г. "Основные положения ЕГСД" одобрил Госкомитет СМ СССР по науке и технике и рекомендовал их министерствам, ведомствам и организациям для использования, но только как положения, не имеющие официального статуса. ЕГСД носила комплексный характер, т.е. включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению.

Заметным явлением в  истории делопроизводства 70-80-х гг. стало издание ГОСТов на управленческие документы (ГОСТ 6.38-72 и ГОСТ 6.39-72 и  др.), общесоюзных классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) технико-экономической (а позднее и социальной) информации, унифицированных систем документации (УСД) и серии государственных стандартов на эти унифицированные системы. Значение некоторых ГОСТов проявилось в полной мере позднее в 90-х гг.

Внедрение указанных  материалов в практику управления значительно улучшило оформление документации, рационализировало процедуры поиска, учета и хранения разнообразной информации, подготовило почву для автоматизации управленческих функций.

В 1993 г. был издан Общероссийский классификатор управленческой документации, в который включены наименования форм документов унифицированных систем, адаптированных к современным условиям, и Основные положения по ведению системы классификаторов и УСД, а в 1997 г. был издан ГОСТ Р 6. 30-97., регламентирующий требования к оформлению документов. Последний вышедший – ГОСТ Р 6. 30-2003. Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов.

 

 

Лекция 2. Нормативно-методическая база делопроизводства. Организация  делопроизводственного обслуживания.

 

2.1 Нормативно-методическая база делопроизводства.

 

Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующих работу службы делопроизводства – ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

Документационное  обеспечение – важнейшая сторона деятельности любого учреждения, предприятия. Законодательство РФ регламентирует общие принципы организации документационного обеспечения деятельности физических лиц (граждан) и юридических лиц.

Нормативно-методическая база включает в себя:

1) законодательные акты РФ в сфере информации и документации;

2) государственные стандарты  на документацию;

3) нормативные документы  по организации управленческого  труда и охране труда;

4) государственную систему  документационного обеспечения  управления. Основные требования  к документам и службам документационного обеспечения (далее – ГСДОУ);

5) указы и распоряжения  Президента РФ, постановления и  распоряжения Правительства РФ, регламентирующие вопросы документационного  обеспечения на федеральном уровне;

6) классификаторы социальной  и технико-экономической информации;

7) унифицированные системы  документации;

8) правовые акты федеральных  органов исполнительной власти (агентств, служб, комитетов и т.д.);

9) нормативные документы  по организации архивного хранения  документов [13].

Для сокращения количества применяемых в деятельности учреждений, организаций и предприятий документов проводятся работы по унификации документов и созданию унифицированных систем документации (далее – УСД).

В основе УСД лежит  метод унификации, т.е. установление единообразия состава и форм управленческих документов, создаваемых при решении однотипных управленческих функций и задач. В данный момент существует восемь УСД:

– унифицированная система организационно-распорядительной документации;

– унифицированная система  внешнеторговой документации;

– унифицированная система  учетной и отчетной бухгалтерской  документации предприятий;

– унифицированная система  отчетно-статистической документации;

– унифицированная система  банковской документации;

– унифицированная система  финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций;

– унифицированная система  документации по труду;

– унифицированная система  документации Пенсионного фонда  РФ [7].

Государственный стандарт России «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» ГОСТ Р 6.30 – 2003 был разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Росархива взамен ГОСТ Р 6.30 – 97 и принят постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст.

Классификаторы технико-экономической и социальной информации – это нормативные документы, содержащие систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды. Классификаторы являются важными средствами информационного обеспечения. Все классификаторы делятся на три группы:

1) классификаторы информации  об организационных структурах:

– Общероссийский классификатор  органов государственной власти и управления(ОКОГУ) 
           – Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР)

– Общероссийский классификатор  пунктов погрузки-выгрузки на железнодорожном, речном, морском, воздушном и автомобильном  транспорте (ОКППВ) и др.;

2) классификаторы информации  о населении и кадрах:

– Общероссийский классификатор  информации о населении (ОКИН)

– Общероссийский классификатор  профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и др.

 3) классификаторы информации об управленческих документах, задачах, решаемых в автоматизированных системах управления, видах деятельности, экономических и социальных показателях:

– Общероссийский классификатор  стандартов (ОКС)

Информация о работе Лекции по "Делопроизводству"