Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 14:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ теоретических и практических аспектов функционирования порядка проведения валютных операций, выяснение роли валютных операций как правового института в сфере регулирования экономических процессов.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
рассмотреть классификацию и виды валютных операций;
рассмотреть особенности организации валютного регулирования и валютного контроля.
При написании работы широко использовались действующие законы и положения, регулирующие валютные операции; периодические издания, а также информационные ресурсы сети Интернет.
1. Сущность и виды валютных операций банков
1.1 Валютные операции банков и их классификация
1.2 Анализ особенностей осуществления валютно-обменных операций в Республике Беларусь
2. Особенности организации валютного контроля и валютного регулирования
2.1 Регулирование проведения валютных операций в Республике Беларусь
2.2 Обязательная продажа иностранной валюты как мера валютного регулирования в Республике Беларусь
2.3 Валютный контроль и роль банков в его осуществлении в Республике Беларусь
3. Состояние и тенденции развития валютно-обменных операций в Республике Беларусь
3.1 Направления совершенствования механизма проведения валютно-обменных операций в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Указ № 607 не касается вопросов продажи валюты гражданам. Вместе с тем постановлением Правления Нацбанка от 19.12.2014 № 786 «О некоторых вопросах функционирования банков» введен временный комиссионный сбор в размере 30 % (с 6 января 2015 г. по решению Правления Нацбанка снижен до 10 %), взимаемый при реализации физическим лицам иностранной валюты.
2.3 Валютный контроль и роль банков в его осуществлении в Республике Беларусь
Совершенствование действующей валютной системы в Республике Беларусь, включая определение принципов валютного регулирования, направленных на обеспечение оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства и интеграцию в мировую экономику, остается актуальной задачей для нашей экономики.
Проводимая в Республике Беларусь валютная политика осуществляется в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики и, в своей основе, регулируется с применением экономических методов управления. Устойчивость белорусского рубля в настоящее время достигается путем поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля при поддержании таких инструментов денежно-кредитной политики, как эмиссия Национального банка, рублевая денежная масса, процентные ставки, резервные требования, в необходимых для этой цели пропорциях и уровнях.
Основы валютного регулирования должны быть направлены на обеспечение сбалансированности платежного баланса и стабильности белорусского рубля, экономической безопасности, поддержание устойчивого экономического роста и развитие международного сотрудничества Республики Беларусь.
Вопрос существования валютного контроля зависит от многих факторов, прежде всего, от темпов вхождения государства в рынок. Актуальным в настоящее время представляется вопрос о либерализации валютного контроля, и факт постановки данного вопроса является признаком того, что финансово-экономическое сообщество, по всей видимости, уже достигло того уровня рыночной зрелости, когда необходимо рассмотреть возможность смягчения устоявшихся норм государственного контроля в отношении валютных операций. Экономика Беларуси имеет достаточную степень открытости, и существующие на сегодняшний день, хотя и немногочисленные, но существенные, по мнению стран-участников ВТО, валютные ограничения и скрупулезный контроль часто вносят диссонанс в желаемую гармонию внешнеторговой и валютной политики государства. Первые шаги в направлении снятия таких ограничений в области валютного регулирования уже предприняты. Теперь очередь за валютным контролем.
Государственный валютный контроль - это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.
Основными направлениями валютного контроля являются:
1. определение соответствия
2. обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
3. предотвращение легализации
4. проверка полноты и
5. анализ данных учета, отчетности
и информации по валютным
Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются: Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
Комитет государственного контроля - формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.
Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные законодательством.
Государство выдает ограниченное количество экспортно-импортных лицензий, разрешающих ввоз и вывоз товаров, оплата за которые будет производиться в иностранной валюте. Если объем иностранной валюты в стране приближается к критической точке минимума и цена на нее вырастает при падении курса национальной валюты, то правительство вправе ограничить распределение импортных лицензий и тем самым уменьшить отток иностранной валюты из страны. И наоборот, если иностранная валюта начинает замещать национальную на внутреннем рынке в качестве средства обращения, государство ограничивает распределение экспортных лицензий и, как правило, обязывает резидентов сдавать иностранную валюту государству по искусственно заниженному курсу, что объясняется политикой поддержания престижа национальной валюты.
Необходимо заметить, что конкретные механизмы действия системы государственного контроля являются индивидуальными для каждой страны в отдельности.
Валютный контроль применяется практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Одни государства постоянно усиливают валютный контроль. Однако многие развитые страны пришли к либерализации валютного регулирования и свободного курсообразования, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию ограничений на движение капитала. Но по мере наступления трудных периодов некоторые страны вновь и вновь возвращались к ужесточению валютного регулирования и валютного контроля.
Валютный контроль в Республике Беларусь призван способствовать поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков, и как следствие - достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.
Механизм валютного контроля в Республике Беларусь в первую очередь охватывает движение иностранной валюты и белорусских рублей по экспортно-импортным операциям белорусских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Основная часть такого контроля заключается в том, чтобы обеспечить наполняемость внутреннего валютного рынка денежными ресурсами и предотвратить незаконный перевод валюты за пределы республики, а также создать эффективную, реально действующую систему контроля за своевременным и полным возвратом валютной выручки от экспорта и за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.
Валютный контроль в том виде, в каком он существует в настоящее время в Беларуси, в будущем может утратить значение эффективного рычага, с помощью которого достигаются реальные результаты. Настало время трансформировать валютный контроль, при котором решались бы основные задачи, поставленные Главой государства и Правительством в области валютных операций. Время серых схем, позволяющих осуществлять изящный обход законодательства при совершении валютных операций, постепенно проходит, и в этом огромная роль принадлежит процессу приведения принципов валютного регулирования к более цивилизованному виду, а валютного законодательства в области валютного регулирования -- к более прозрачному и понятному, учитывая, что в течение последних пяти лет наблюдалась тенденция к постепенной отмене тех или иных запретов и ограничений в проведении валютных операций.
Осуществив комплекс мероприятий по изменению валютного контроля, возможно достичь эффекта, при котором категория «валютный контроль» будет восприниматься с большей степенью понимания со стороны банков и их клиентов. При этом как инструмент денежно-кредитной политики он должен оставаться и действовать в рамках национального законодательства, нормы которого, в свою очередь, должны соответствовать международному финансовому праву и мировой практике осуществления валютных операций.
Таким образом, Республика Беларусь проходит свой этап развития в области валютного контроля и регулирования валютных операций, при этом учитывается зарубежный опыт и рекомендации МВФ, в том числе и по снижения контроля за их проведением. Однако в процессе снижения прессинга валютного контроля на данном этапе необходимо сохранять те механизмы, которые не позволяют сокращаться валютным поступлениям и препятствуют необоснованному оттоку валютных средств из Республики Беларусь.
В нашей стране сформирован устойчивый, динамично развивающийся валютный рынок. Подготовлены и успешно работают на всех уровнях, от высшего до низшего звена управления, высокопрофессиональные национальные кадры. Мы воспринимаем и стараемся с максимальной эффективностью применять опыт и технологии ведущих центральных и коммерческих банков других стран, учитывать рекомендации международных финансовых организаций. Однако при этом всегда стремимся рационально сочетать зарубежные достижения с собственными наработками, исходить из интересов национальной экономики и задач социального развития самых широких слоев населения. Накопленный опыт позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее, успешно решать практически все, как текущие, так и перспективные, проблемы функционирования национальной банковской системы.
3. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО-ОБМЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Направления совершенствования механизма проведения валютно-обменных операций в Республике Беларусь
В настоящее время, в условиях усиливающейся конкуренции, банки, которые являются одними из основных участников валютного рынка, нацеливают свои усилия на совершенствование услуг, оказываемых населению. Важность и актуальность такого развития розничного рынка банковских услуг подчеркивается Концепцией развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2016 года. Потому особую актуальность приобретают исследования валютно-обменных операций на наличном валютном рынке, участниками которого являются физические лица - как резиденты, так и нерезиденты.
Начавшийся с декабря 1999 года активный рост операций по покупке продаже наличной иностранной валюты в обменных пунктах банков, возрастающая конкуренция на рынке валютно-обменных операций с наличной иностранной валютой вызывает необходимость анализа этой банковской услуги с целью определения наиболее приемлемого обменного курса и оптимальной суммы оборотных средств пункта обмена валюты.
Как и все валютные операции, операции на наличном валютном рынке связаны с определенным риском для коммерческого банка. В настоящее время, основной валютный риск связан с тем, что в условиях растущего обменного курса, банки могут в конечном итоге покупать иностранную валюту дороже, чем ее продавали, тем самым неся убытки в размере разницы между ценой покупки и продажи, умноженной на количество проданной валюты. Основная рекомендация в данной ситуации - это постоянное превышение количества купленной валюты над количеством проданной, или же другими словами, наличие у банка длинной валютной позиции.
На сегодняшний момент на наличном валютном рынке складывается благоприятная ситуация для активной работы на нем банков. Постоянное увеличение спроса на наличную иностранную валюту со стороны населения и отсутствие ограничений для коммерческих банков со стороны Национального банка по работе на наличном валютном рынке, дает возможность банку повышать объемы операций и тем самым увеличивать свой доход.
Основным направлением активизации работы на наличном валютном рынке для банка в настоящий момент может служить расширение сети обменных пунктов. Анализируя пути повышения эффективности валютно-обменных операций с наличной иностранной валютой, необходимо выделить весьма важный, фактор - осуществление пунктами обмена валюты как можно больше операций, разрешенных действующим законодательством. Кроме традиционной купли - продажи наличной иностранной валюты за белорусские рубли - это операции с платежными документами в иностранной валюте, проведение конверсионных операций, прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты, обмен наличной иностранной валюты одного номинала на эту же иностранную валюту другого номинала (размен наличной иностранной валюты), обмен вышедших из обращения, но принимаемых к обмену, а также изношенных, поврежденных, имеющих чернильные надписи денежных знаков иностранной валюты, подлинность которых не вызывает сомнения, на платежеспособные денежные знаки той же иностранной валюты (обмен наличной иностранной валюты). Возможность проведения всех видов валютно-обменных операций зависит, прежде всего, от оснащения пунктов обмена валюты кассовыми аппаратами или компьютерно-кассовыми системами, зарегистрированными в установленном порядке в налоговой инспекции.
Одной из важнейших проблем организации валютных операций на наличном валютном рынке является выявление поддельных банкнот. На протяжении 2014 года в ходе проведения валютно-обменных операций кассовыми работниками Республики Беларусь продолжали выявляться поддельные банкноты иностранных государств и Национального банка Республики Беларусь.
Анализ представляемых в Главное управление эмиссионно-кассовых операций Национального банка Республики Беларусь сведений о выявленных поддельных банкнотах свидетельствует о непрекращающемся их изготовлении и сбыте. За 9 месяцев 2014 года было выявлено, изъято из платежного оборота, а передано в органы внутренних дел республики 759 поддельных банкнот. В 2013 году было изъято 705 поддельные банкноты.
Рисунок 3.1 Распределение выявленных поддельных денежных знаков по видам валют (штук)
Наибольшее количество поддельных банкнот было выявлено в г.Минске и Минской области - 353 штук, что составляет 54% от общего количества выявленных поддельных банкнот.
Информация о работе Валютно-обменные операции банка и направления их развития в Республике Беларусь