Валютно-обменные операции банка и направления их развития в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ теоретических и практических аспектов функционирования порядка проведения валютных операций, выяснение роли валютных операций как правового института в сфере регулирования экономических процессов.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
рассмотреть классификацию и виды валютных операций;
рассмотреть особенности организации валютного регулирования и валютного контроля.
При написании работы широко использовались действующие законы и положения, регулирующие валютные операции; периодические издания, а также информационные ресурсы сети Интернет.

Оглавление

1. Сущность и виды валютных операций банков

1.1 Валютные операции банков и их классификация

1.2 Анализ особенностей осуществления валютно-обменных операций в Республике Беларусь

2. Особенности организации валютного контроля и валютного регулирования

2.1 Регулирование проведения валютных операций в Республике Беларусь

2.2 Обязательная продажа иностранной валюты как мера валютного регулирования в Республике Беларусь

2.3 Валютный контроль и роль банков в его осуществлении в Республике Беларусь

3. Состояние и тенденции развития валютно-обменных операций в Республике Беларусь

3.1 Направления совершенствования механизма проведения валютно-обменных операций в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 153.58 Кб (Скачать)

Основными способами изготовления поддельных банкнот являются цветная электрофотография и струйная печать - 480 штук. Банкноты, изготовленные данными способами, не отличаются высоким качеством и легко распознаются кассовыми работниками.

Как и в предыдущие годы, основную массу поддельных банкнот составляют доллары США (2013 год - 341 штука, 2014 год - 395 штук). Среди них наибольшее количество - это банкноты достоинством 100 долларов США - 340 штук (80% от общего количества). Следует отметить снижение количества наиболее тяжело выявляемых поддельных банкнот США класса «супер» - трудно выявляемые поддельные банкноты достоинством 50 и 100 долларов США, выполненные по технологии изготовления подлинных денежных знаков и отличающиеся от последних лишь мелкими деталями графического оформления.

Несколько снизилось число выявленных поддельных банкнот евро (2013 год - 57 штук, 2014 год - 80 штук), среди которых наибольшее количество составляют банкноты достоинством 50 и 100 евро. Среди выявленных поддельных банкнот евро встречаются банкноты высокого качества изготовления.

Несколько увеличилось число выявленных поддельных банкнот Банка России (2013 год - 262 штуки, 2014 год - 269 штук).

Снизилось изготовление и сбыт поддельных билетов Национального банка Республики Беларусь (2013 год - 29 штук, 2014 год - 10 штука). Наиболее часто выявляются поддельные банкноты достоинством 50000 рублей и 100000 рублей.

Значительная часть поддельных банкнот Национального банка Республики Беларусь (95,5% от общего числа) была принята кассирами предприятий торговли, акционерных обществ и других форм собственности, осуществляющих реализацию товаров и услуг за наличный расчет, а выявлена при пересчете инкассированной выручки в структурных подразделениях Национального банка Республики Беларусь.

Учитывая вышеизложенное, необходимо обеспечить обучение кассовых работников способам определения подлинности банкнот, обязав их при проведении валютно-обменных операций осуществлять тщательный визуальный контроль и использовать технические средства при приеме и пересчете денежной наличности, а также рекомендовать руководителям предприятий, обслуживающихся в структурных подразделениях банков, организовать работу по обучению кассиров указанных предприятий. (Постановление НБ РБ от 28.01.2006).

Существенной проблемой организации работы обменных пунктов является загруженность кассового работника операциями, которые могут быть эффективно автоматизированы. Автоматизация таких операций позволит снизить операционные издержки обменного пункта, увеличить количество обслуживаемых клиентов и даст возможность получения дополнительного дохода.

Обменные пункта каждого современного банка оснащены компьютерными системами, которые автоматизируют достаточно трудоемкие операции банковского учета. Однако таким системам присущ ряд недостатков, среди которых:

- недостаточная производительность  и невозможность поддержания  больших объемов данных;

- необходимость работы напрямую  с базами данных (описание конфигурации, список кассиров, список допустимых  валют);

- отсутствие согласованности с  работой принтера;

- возможность осуществления ограниченного  перечня наличных операций с  иностранной валютой (размен, прием  таможенных платежей, покупка-продажа, дорожных чеков и др. не поддерживаются).

Помимо отмеченных важными недостатками являются невозможность текущего контроля за работой обменного пункта, снижение качества выполнения кассиром своих функций под воздействием психологических факторов, отсутствие централизованной системы, которая позволила бы осуществлять мониторинг текущего состояния наличного валютного рынка и оперативно реагировать на изменение спроса и предложения на валюту.

Все это приводит к недостаточной эффективности деятельности банков на наличном валютном рынке.

Электронная система управления очередью в банке

"Живые" очереди в учреждении банка постепенно уходят в прошлое. На смену приходят очереди электронные, маскирующие толпу. При этом появляется этическая проблема: клиент не всегда видит, сколько времени ему придется провести в ожидании услуги.

Банки стараются привлекать клиентов не только качественными банковскими услугами, но и обстановкой в отделении. Однако самой главной проблемой для многих крупных банков считаются очереди. Как бы ни был привлекателен офис, как бы стильно ни было оформлено помещение, какое бы дорогое оборудование ни заказывали банкиры при его оформлении — все может оказаться напрасным, если при входе толпятся люди, ожидающие, когда же их обслужат. Потенциальный клиент может испугаться большого скопления людей и просто отказаться от посещения офиса, а то и вовсе банка.

Но и на эту проблему нашлось свое решение — система «электронных очередей», или система управления очередью.

Система управления очередью (СУО) не избавляет клиента от ожидания, однако делает времяпрепровождение в офисе более приятным и комфортным, маскируя при этом и количество человек, ожидающих подобную услугу, и потенциальное время, которое клиенту придется провести в банке.

Чаще всего «электронное управление очередью» устанавливают крупные банки, поток клиентов в которых требует хоть какого-то упорядочения. СУО позволяет без усилий регулировать очередность обслуживания клиентов, практически исключая конфликты между клиентами и другие проблемы самоорганизации очереди.

Плюсы «электронной очереди» очевидны: кроме того, что посетители избавлены от утомительного ожидания в обычной очереди и не пугаются большого скопления клиентов, эта система также полезна руководству. Она позволяет эффективно планировать работу, постоянно учитывая количество посетителей, а операторы всегда в курсе, сколько клиентов ожидают своей очереди.

«Электронная система» — прекрасный способ сбора статистики по клиентам и операторам. Несложно вычислить, например, среднее время обслуживания клиентов оператором или загруженность окон.

Система «электронных очередей» уже давно и успешно используется в Европе, однако в нашей стране, как обычно, все оказалось не так просто. Вмешался пресловутый «человеческий фактор». В отличие от европейцев, которые уже давно привыкли к автоматизации многих аспектов своей жизни, наши соотечественники с опаской относятся к подобным нововведениям. И иногда к терминалам, выдающим посетителю номер очереди, приходится приставлять консультанта. А из экономии эти функции нередко выполняют охранники. И потому из уст в уста бродят истории о том, как пожилая женщина, когда ей консультант помог получить номерок, решила, что услуга платная и чуть было не заплатила за нее 5000 рублей.

Зачастую нельзя понять, сколько именно человек ожидают услуги в том же «окошке». Случается так, что для совершения элементарной операции приходится ждать до получаса. Очередь ведь замаскирована, а это и было главной задачей банка. Будь это «живая» очередь, клиент «на глазок» оценил бы толпу и ушел. Электронная очередь не дает такой возможности. Возможно, некоторые банки намеренно используют подобную маскировку, чтобы удержать посетителя.

Впрочем, для клиентов, которые еще помнят сберкассы, возможность подождать, сидя в удобном кресле, пусть даже и неопределенное время, гораздо лучше перспективы «живой» очереди, в которой нередки конфликтные ситуации.

Рассматривая тенденции и перспективы развития национальной валютной системы, следует подчеркнуть, что степень устойчивости белорусского рубля в последние годы имеет неоспоримую тенденцию к росту.  
Для дальнейшего повышения устойчивости национальной валюты необходимо акцентировать меры экономической политики не столько на реальном курсе и борьбе с отрицательной величиной чистых иностранных активов банков, сколько на снижении относительных размеров краткосрочного внешнего долга.

В целом  проблемы валютной системы РБ решаются и могут быть решены:

1)    за счет увеличения экспорта РБ и уменьшения доли бартерных операций во внешнеэкономической деятельности;

2)    обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;

3)    поиска внешних источников валютных средств;

4)    создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств.

В целом, мероприятия в области развития валютного рынка и валютного регулирования, включенные в основные направления денежно-кредитной политики, будут способствовать дальнейшему развитию валютных отношений, укреплению национальной валюты, снижению легализации доходов, полученных незаконным путем, снижению отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и повышению эффективности национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономика любого государства не может существовать без развитого финансового рынка. Составной частью финансового рынка является валютный рынок.  
          Валютный рынок представляет собой систему устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих в результате операций по купле-продаже иностранной валюты и различных валютных ценностей.  
          В заключение работы хотелось бы еще раз подчеркнуть актуальность развития валютного рынка и валютно-обменных операций в Республике Беларусь. Несмотря на его сравнительно небольшой объем, его роль в контексте развития всего финансового рынка остается первоочередной.

Неразвитость в целом финансового рынка Республики Беларусь приведет к тому, что еще достаточно длительный период времени доля валютного рынка будет оставаться доминирующей. Кроме того, поскольку экономика Республики Беларусь попадает под определение малой открытой экономики, внешнеэкономическая деятельность является одним из приоритетных направлений экономических отношений. Таким образом, от развития валютного рынка, одной из функций которого является обслуживание внешнеэкономической деятельности, будет напрямую зависеть состояние финансовой системы Республики Беларусь, являющейся «кровеносной системой» экономики.

По результатам проведенного в работе исследования сделаны следующие выводы.

1. В настоящее время валютный  рынок Республики Беларусь имеет  сравнительно небольшой размер, несвободный характер, в связи с чем попадает под определение развивающегося рынка.

2. Развитие валютного рынка Республики  Беларусь можно условно разделить  на три этапа: формирования и  постепенной либерализации; жесткого  административного регулирования; период релиберализации валютного рынка, который продолжается в настоящее время.

3. Дальнейшее развитие валютного рынка Республики Беларусь напрямую зависит от возможности возникновения в дальнейшем дисбалансов вследствие мероприятий государственного регулирования и проводимой государством экономической политики, в том числе бюджетно-финансовой.

4. Ввиду тесной взаимосвязи денежно-кредитной и валютной политики факторы, способные привести к дестабилизации валютного рынка, находятся в макроэкономической плоскости, и основными из них являются политика доходов, процентная политика и текущее состояние реального сектора и банковской системы. Негативных тенденции в данных сферах способны подтолкнуть монетарные власти к дополнительной денежной эмиссии для разрешения их последствий, либо даже привести к частичному либо полному дефолту.

5. Основной причиной этого является имеющая место финансовая стабилизация, произошедшая без реформирования макроуровня, и обострившая тем самым проблемы реального сектора и несбалансированной бюджетно-налоговой политики.

6. Гарантией дальнейшего цивилизованного развития валютного рынка будут являться решительные действия государственной власти по структурной перестройке экономики: крупномасштабная приватизация государственной собственности, сокращение государственных расходов и обеспечение сбалансированного государственного бюджета, реальные меры по либерализации экономических условий и привлечению иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 25 октября 2000 г., № 441-3: Принят Палатой представителей 3 октября 2000 г.: одобр. Советом Республики 12 октября 2000 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 11.11.2002 г., №148 //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2006.

2.   Об утверждении инструкции об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций». Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2004 г. № 92 //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2006.

3.   О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по бухгалтерскому учёту операций банков в иностранной валюте и порядке действия пунктов 16, 18 данной Инструкции. Постановление Совета дирекоров Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2005 г. №84 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2006.

Информация о работе Валютно-обменные операции банка и направления их развития в Республике Беларусь