Учет в Кредитной Организации Обязательных Резервов депонируемых Банком России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью выбранной мною курсовой является изучение порядка формирования обязательного резервирования на основе законодательного материала Банка России, особенностей политики резервных требований валютного регулирования, а также контроля Банком России за выполнением кредитных организаций обязательных резервов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3

I. Порядок депонирования части привлеченных денежных средств в Банке России………………………….5

1.1. Обязательные Резервы как инструмент Денежно Кредитного Регулирования…………………………………………………………………….5

1.2. Основные принципы Обязательного Резервирования…………..9

1.3. Порядок регулирования Обязательного Резервирования Кредитной Организации………………………………………………...13

Контроль Банка России за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов………………..17
II Учет в Кредитной Организации Обязательных Резервов депонируемых Банком России…………….22

2.1 Характеристика счетов……………………………………………..22

2.2 Учет обязательных резервов в кредитных организациях, депонируемых Банком России…………………………………………25

2.3. Практическая часть………………………………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………36

Файлы: 1 файл

Вед.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………...3

I. Порядок депонирования части привлеченных денежных средств в Банке России………………………….5

1.1. Обязательные Резервы как инструмент Денежно Кредитного Регулирования…………………………………………………………………….5

1.2. Основные  принципы Обязательного Резервирования…………..9

1.3. Порядок  регулирования Обязательного Резервирования  Кредитной Организации………………………………………………...13

    1. Контроль Банка России за выполнением кредитными  организациями нормативов обязательных резервов………………..17

II Учет в Кредитной Организации Обязательных Резервов депонируемых Банком России…………….22

2.1 Характеристика счетов……………………………………………..22

2.2 Учет  обязательных резервов в кредитных  организациях, депонируемых Банком  России…………………………………………25

2.3. Практическая  часть………………………………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………36

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Расчёт размера обязательных резервов подлежащих Депонированию в Банке России (недовзнос).

2. Расчёт размера обязательных резервов подлежащих Депонированию в Банке России (перевзнос).

3. Система обязательного резервирования.

4. Сообщение  о регулировании.

5. Платёжное  поручение. 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Основой надежного и устойчивого функционирования банковской системы является гибкий механизм денежно-кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика государства, основным проводником которой является Банк России, направлена, прежде всего, на поддержание стабильности экономического роста, денежного обращения и курса национальной валюты.

Основным  объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка выступает совокупная наличная безналичная денежная масса в экономике, которая создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков.

Банк  России призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью различных методов и инструментов, закрепленных за ним в законодательном порядке.

Целью выбранной мною курсовой является изучение порядка формирования  обязательного резервирования на основе законодательного материала Банка России, особенностей политики резервных требований валютного регулирования, а также контроля Банком России за выполнением кредитных организаций обязательных резервов.

Задачи, которые были решены при написании  данной работы:

Актуальность  данной темы обусловлена:

Во-первых, тем, что в России минимальные  резервные требования применяются  как источник погашения обязательств кредитных организаций перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций, хотя это характеризует российскую банковскую систему как далеко не высокоразвитую, но в условиях экономической и банковской посткризисной ситуации в нашей стране это крайне важно.

Во-вторых, Обязательные Резервные требования мощный регулирующий инструмент, позволяющий оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране, а также стабилизировать денежное обращение. Таким образом, есть необходимость совершенствования Обязательных резервов в России.

      Данная работа состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен предмету банковские операции и называется Порядок депонирования части привлечённых средств в Банке, который включает в себя четыре подраздела, в которых были рассмотрены: обязательные резервы как инструмент денежно кредитного регулирования; основные принципы обязательного резервирования; порядок регулирования обязательного резервирования кредитной организации; контроль Банка России за выполнением кредитными  организациями нормативов обязательных резервов

Второй  раздел посвящен предмету учет в банках, он называется учет обязательных резервов в кредитных организациях, депонируемых Банком России. В этот раздел входят два подраздела здесь были рассмотрены: характеристика счетов; учет обязательных резервов в кредитных организациях, депонируемых Банком России. И практической части.

     При написании данной работы использовались нормативно-правовые акты и, учебные пособия, и периодические издания.

 

I. ПОРЯДОК ДЕПОНИРОВАНИЯ ЧАСТИ ПРИВЛЕЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В БАНКЕ РОССИИ. 

1.1.Обязательные  Резервы как инструмент  Денежно Кредитного  Регулирования.

    Норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) - размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации, установленный Советом директоров Банка России и публикуемый в "Вестнике Банка России".

    Обязательные  резервы – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка – представляет собой механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы. Минимальные  резервы – это обязательная норма  вкладов в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдения порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании “Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации”, разработанного Центральным банком в 1996 году. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка [Приложение 1]. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения требований с кредитной организации взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

    Как отмечалось, обязанность выполнения резервных требований возникает  с момента получения лицензии. После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка.

    Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы Российской Федерации, средства которого формируются путем резервирования в нем определения доли привлеченных коммерческим банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

    Размер  резервов – часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, - во многом определяет кредитные возможности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

    Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности коммерческих банков, во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

    Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

    Если  процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам

    В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от вида, размера и срока вкладов и депозитов. В частности, по бессрочным вкладам, когда клиент может в любое время изъять свои денежные средства, или по вкладам с незначительными сроками и в больших суммах возможности коммерческого банка по выполнению своих обязательств перед клиентами снижаются, поскольку кредиты, предоставляемые за счет этих ресурсов, обычно имеют более продолжительный срок возврата.

    На  размер норм обязательного резерва  влияют также уровень развития банковской системы и состояния экономики  в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.

    Поскольку внесение средств в фонд обязательных резервов осуществляется коммерческими  банком не каждый день, а периодически, то необходимо стремиться к максимальной величине принимаемых в расчет привлеченных средств с учетом нормы обязательных резервов. Чем чаще и оперативнее будет выполняться регулирование величины остатка средств, подлежащего резервированию в Центральном банке, тем выше будет уровень такого соответствия. В настоящее время данная операция осуществляется Центральным банком совместно с коммерческим банком один раз в месяц по состоянию на первое число месяца.

    Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, заключается в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и на основании норматива обязательных резервов, установленного Центральным банком, составляет расчет величины средств, подлежащих регулированию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй.  Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, и если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовавшийся недовзнос средств перечисляется платежным поручением. В случае, когда сумма ранее зарезервированных средств больше, чем это следует из расчета на последующую дату, Центральный банк на основании представленных ему сведений производит перерасчет и возвращает коммерческому банку платежным поручением излишне начисленную им сумму средств.

    Такой порядок зачета или переноса избытка  обязательных резервов с текущего периода на следующий повышает гибкость регулирующих мер.

    В перспективе Центральный банк продолжает работу по совершенствованию и разработке нормативной базы, применяемой при  формировании кредитными организациями  обязательных резервов.

    Использование обязательных резервов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением 255-П от 29 марта 2004года «Об обязательных резервах кредитных организаций» и иными нормативными актами Банка России.

Информация о работе Учет в Кредитной Организации Обязательных Резервов депонируемых Банком России