Банкротство кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ3
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ6
МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ19
РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ30
КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК48

Файлы: 1 файл

К. Р. ПО БАНКРОТСТВУ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

6

2

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

19

3

РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

30

4

КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

45

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

48


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.

Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.

Институт банкротства кредитных организаций не является новым в Гражданском праве. Ряд теоретических положений, сформулированных в прошлом, актуален и сейчас, но большинство из них утратило свою значимость в связи с изменениями в экономической, социально-политической и в правовых сферах общественной жизни. Научная мысль не успевала за менявшимся законодательством. Так, за период с 1992 по 2002 г. было принято три Федеральных Закона о банкротстве: в 1992 г., 1998 г., 2002 г.; один Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999 г., написаны десятки научно-практических статей и книг, посвященных банкротству, именно поэтому за короткое время действия Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» стремительно возрос интерес к исследуемой теме со стороны ученых-правоведов.

Процедура банкротства нужна, прежде всего, кредиторам и вкладчикам банков, чтобы они были уверены, что в случае отзыва лицензии им возместят их денежные средства и по возможности – в кратчайшие сроки.

Объектом исследования выступает институт несостоятельности (банкротства). Предметом исследования является правовые особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Целью данной работы является – рассмотреть правовые особенности банкротства кредитных организаций, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

                  определить понятие и нормативно-правовую базу несостоятельности (банкротства) кредитных организаций как объекта правового регулирования;

                  проанализировать предпосылки, предшествующие банкротству кредитных организаций и определить характеристику мер по предупреждению банкротства кредитных организаций;

                  исследовать возбуждение, подготовку и рассмотрение дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде;

                  рассмотреть институт конкурсного производства как особую процедуру банкротства кредитных организаций.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

 

Обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется мне необходимым, поскольку современный этап развития этого института представляет не что иное, как продолжение тех традиций, которые закладывались в России на протяжении многих столетий.   

Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер: “...чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов”. В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.

В России истоки зарождения института несостоятельности можно найти в “Русской Правде”. Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника на “торгу”, но при условии, что несостоятельность должника возникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.

Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности содержится только в Соборном уложении 1649 года, хотя и оно практически повторяет то, что было заложено в «Русской правде».

Переломным моментом в регулировании отношений несостоятельности стал ХVIII век. Именно в этот период создается большое количество законодательных актов, кодификация которых была завершена в 1800 году изданием Устава о банкротах.

Устав, состоящий из двух частей: «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями» и «Для дворян и чиновников», выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признания недействительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламентировал последствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав».

Устав о банкротах 1832 года четко определивший в качестве критерия несостоятельности неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года.

В Российском дореволюционном праве под банкротством понималось «неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества». В законодательстве дореволюционной России выделялись «тяжкое (корыстное) банкротство» и «простое банкротство», которое по-иному называлось «расточительная несостоятельность». При этом указывалось, что банкротство – «деликт своеобразный: он слагается из двух элементов, из которых один (несостоятельность) – понятие гражданского права, другой (банкротское деяние) – понятие уголовного права». Различались также «несчастная несостоятельность», «неосторожная несостоятельность» и «злостная (злонамеренная) несостоятельность».

Зарубежное право придерживается подобной точки зрения и рассматривает банкротство как уголовно наказуемое деяние, в то время как несостоятельность считается институтом частного права. Здесь банкротом является тот должник, который, уже будучи не в состоянии погасить свои долговые обязательства, действует во вред своим кредиторам.

Приведенная точка зрения находит отклик у некоторых современных авторов, которые указывают, что банкротство представляет собой несостоятельность, сопряженную с виновным поведением должника, направленным на причинение вреда кредиторам. Согласно этим взглядам, необходимо различать понятия «несостоятельность» и «банкротство», что полезно российскому праву, так как это могло бы способствовать большей терминологической ясности.

После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.

28 ноября 1927 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц физических и юридических». Согласно этому Декрету дела рассматривались в исковом порядке. Устанавливался срок один год с момента принятия иска к рассмотрению судом. Отстранив кредиторов как от участия в конкурсе, так и от назначения управляющего, государственные учреждения взяли на себя исполнение этих функций. Законодательство периода НЭПа представляло собой аномалию конкурсного права, поскольку защищало не законные интересы отдельных кредиторов, а общий хозяйственный результат. Со свертыванием НЭПа постепенно перестали применяться и конкурсные законы, поскольку существование института несостоятельности несовместимо с монополией государственной собственности и развитием плановых начал в экономике.

Переход страны в условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Помимо ответственности, в виде уплаты штрафов, пени и т.д., установленной Гражданским Кодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР и рядом нормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств необходимы были меры более жесткого характера, такие как признание должника несостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19 ноября 1992 года и введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”.

Стало ясно, что Правительству РФ, Федеральному Управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) и арбитражным судам придется самостоятельно восполнять пробелы в правовом регулировании данного института.

Попытка реформирования института несостоятельности (банкротства) и приведения его в соответствие с требованиями времени была предпринята в 1995 году, когда Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении был принят проект Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Затем Государственная Дума в первом чтении приняла проект Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных организаций». При этом второй законопроект носил самостоятельный характер, ряд его концептуальных положений существенно отличался от положений первого законопроекта.

Создалась тупиковая ситуация, выходом из которой в результате обсуждения законопроектов на заседаниях Национального банковского совета, в соответствующих комитетах Государственной Думы, а также в Высшем Арбитражном Суде РФ явилось решение, предусматривающее необходимость согласования Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» с общими принципами и положениями Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» и установлении лишь особенностей правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций. Согласование названых законопроектов, потребовавшее решение множества принципиальных вопросов и существенной переработки текстов, продолжалось довольно длительное время.

В итоге 25 февраля 1999 года Президентом РФ был подписан Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Анализ любого общественного явления, в том числе и банкротства, предполагает  определение его участников. Поскольку в данном дипломе проводится анализ банкротства только кредитных организаций, необходимо более подробно рассмотреть тот круг лиц, которые попадают под действие закона о банкротстве. 

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» могут создаваться кредитные организации двух типов – банк и небанковская кредитная организация.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Информация о работе Банкротство кредитных организаций