Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:45, курсовая работа
Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.
ВВЕДЕНИЕ3
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ6
МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ19
РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ30
КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК48
Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.
Конкурсное производство – это процедура банкротства, применяемая к кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Иными словами, конкурсное производство – это ликвидационная стадия конкурсного процесса.
Согласно ст. 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.
Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства означает невозможность восстановления ее платежеспособности.
Срок конкурсного производства не может превышать один год. Арбитражный суд вправе продлить указанный срок по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Для продления срока конкурсного производства должна быть особая необходимость (например, более выгодная продажа имущества должника и соответственно более полное удовлетворение требований кредиторов), причем обстоятельства, открывающие такую необходимость, следует отразить в определении арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства. На основании этого выносится определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано, в течение 14 дней с момента принятия только лишь в апелляционной инстанции, постановление которой является окончательным.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:
1. продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в том числе в случае вступления после открытия конкурсного производства в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным приказа Банка России от отзыве у кредитной организации такой лицензии;
2. сведения о финансовом состоянии кредитной организации прекращают относится к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну (речь идет только об информации о финансовом состоянии должника);
3. совершение сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и пользование, допускается исключительно в порядке такого предоставления;
4. все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также требований по текущим обязательствам, могут быть предъявлены только в порядке конкурсного производства;
5. исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», подлежат передаче судебными приставами-исполнителями, а также органами и организациями, исполняющими требования судебных актов и актов других органов конкурсному управляющему;
6. снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения распоряжения имуществом кредитной организации. Основанием для снятия ареста на имущество кредитной организации является решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. При этом не допускается наложение новых арестов на имущество кредитной организации и иных ограничений распоряжения ее имуществом.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства органы управления кредитной организации отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом кредитной организации.
При принятии решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает кандидатуру конкурсного управляющего и размер вознаграждения конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства.
Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с момента ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций. Для приобретения этого статуса необходимо соответствие организации следующим требованиям:
- наличие не менее 100 участников, каждый из которых соответствует позитивным и негативным требованиям к кандидатуре управляющего;
- осуществление участниками организации в совокупности как минимум 100 процедур банкротства;
- наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые могут быть сформированы только в денежной форме. Размер этого фонда должен быть равен не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена (т. е. только размер компенсационного фонда будет составлять как минимум 5 млн. рублей);
Саморегулируемая организация осуществляет защиту прав и интересов своих членов, повышение их профессионального уровня, действует на основании Устава, который может определять и другие функции.
Регулирующий орган, определяемый Правительством РФ (в настоящее время это Министерство Юстиции РФ), ведет реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих должна быть письменно уведомлена о включении в реестр либо об отказе от включения в реестр.
Целью введения саморегулируемых организаций было повышение профессионального уровня и организованности управляющих. Однако конструкция саморегулируемой организации такова, что со стороны руководства вполне возможны злоупотребления по отношению к членам организации. Цель таких злоупотреблений – вынудить членов организации проводить определенную политику. Данное нововведение будет весьма полезным, если указанных злоупотреблений не произойдет. Тем не менее представляется неоправданной позиция законодателя, в соответствии с которой прекращают свою деятельность индивидуальные предприниматели – арбитражные управляющие. Было бы гораздо лучше допустить их наряду с саморегулируемыми организациями с тем, чтобы практика выявила, какая конструкция является более жизнеспособной.
Конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства.
Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции:
принимает в ведение имущество кредитной организации, проводит его инвентаризацию и оценку и принимает меры по обеспечению его сохранности. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества кредитной организации, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов. В случае если имуществом кредитной организации, подлежащим продаже в ходе конкурсного производства, является недвижимость, указанное имущество оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов;
анализирует финансовое состояние кредитной организации;
предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании;
уведомляет работников кредитной организации о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;
заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным кредитной организации требованиям кредиторов;
устанавливает требования кредиторов;
ведет реестр требований кредиторов;
принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;
передает на хранение в Архивный фонд Российской Федерации документы кредитной организации, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ;
выявляет признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
При осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий предъявляет иски о признании недействительными сделок, совершенных кредитной организацией, об истребовании имущества кредитной организации находящегося у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных кредитной организацией.
Конкурсный управляющий также вправе предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам кредитной организации в связи с доведением ее до банкротства.
Обязанность конкурсного управляющего направить для опубликования в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства имеет существенное значение. Среди прочего, в указанном объявлении указывается день закрытия реестра требований кредиторов и день истечения срока установления требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее 60 дней со дня указанного сообщения. Таким образом, кредиторы могут определить временные рамки, в соответствии с которыми они могут предъявлять свои требования к кредитной организации.
В целях обеспечения равного доступа кредиторов к информации о ходе конкурсного производства не позднее 70 дней со дня признания кредитной организации банкротом конкурсный управляющий опубликовывает:
1. сведения о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства;
2. баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков;
3. сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди;
4. смету текущих расходов кредитной организации.
После составления и закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев после открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс и представляется на согласование в Банк России (срок согласования не может превышать 30 дней).
Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего.
Те же требования относятся и к составлению и согласованию ликвидационного баланса.
Установление очередности – один из основных принципов конкурсного права, поскольку именно таким образом разрешается конкуренция прав кредиторов. Смысл и цель конкурсных отношений – осуществить удовлетворение одновременно всех кредиторов (насколько полно это возможно), а не последовательно (в соответствии со сроками требования).
Всегда действовали основные принципы очередности:
- переход к последующей очереди осуществляется только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди;
- при недостаточности средств для всех кредиторов в рамках одной очереди осуществляется пропорциональное удовлетворение.
Установление требований очередных, к которым, собственно, применяются принципы соразмерности и пропорциональности, всегда предшествует определение внеочередных требований.
Внеочередной характер определенных требований связан с их возникновением после возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве)
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
- судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений,;
- расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника (при этом внеочередной характер этих требований не изменяется в зависимости от того, возникли они до либо после открытия конкурсного производства);
- требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства;
- требования уполномоченных органов, возникшие после принятия заявления о банкротстве должника и до введения конкурсного производства;