Банкротство кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ3
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ6
МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ19
РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ30
КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК48

Файлы: 1 файл

К. Р. ПО БАНКРОТСТВУ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Указанное обстоятельство обусловлено тем, что несостоятельность кредитных организаций, в отличие от других участников гражданского оборота, всегда связана с большими финансовыми потерями для их клиентов, а в некоторых случаях может являться причиной банкротства юридических и физических лиц, являющихся вкладчиками и кредиторами банков.

Анализ положений Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», приводит к выводу о том, что он, безусловно, представляет реальные возможности для восстановления ликвидности и платежеспособности кредитной организации, испытывающей временные финансовые трудности.

Кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принять необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Предупреждение банкротства – очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в ее рамках руководство должника, его участники, третьи лица могут перейти к взаимоустраивающему соглашению, направленному на преодоление временных финансовых сложностей, и тем самым предотвратить проведение конкурсного процесса в отношении должника.    

Перечень мер по предупреждению банкротства кредитных организаций включает:

1.                  финансовое оздоровление кредитной организации;

2.                  назначение временной организации по управлению кредитной организацией;

3.                  реорганизацию кредитной организации.

Перечисленные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Всего предусмотрено пять таких оснований, причем их число является исчерпывающим и для наступления соответствующих последствий – достаточно хотя бы одного из них.

Первое основание предусматривает случай, при котором кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

Второе основание – кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счетах кредитной организации.

Таким образом, для наступления второго основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации достаточно, чтобы кредитная организация хотя бы один раз исполнила соответствующие обязательства с опозданием на срок более трех дней. Причиной такого опоздания должно быть отсутствие или недостаточность денежных средств на ее корреспондентских счетах.    

Третье основание – кредитная организация допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России.

Четвертое основание – нарушение норматива достаточности собственных средств (капитала), установленного Банком России.

Пятое основание – нарушение кредитной организацией норматива текущей ликвидности, установленной Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%.

Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

- соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

- соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие лекгореализуемые активы) и суммарных активов. Под ликвидностью банка понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

Следует различать меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, которые могут осуществляться кредитной организацией самостоятельно, и меры, проводимые по требованию Банка России. Этим обусловлены различия в основаниях для осуществления конкретных мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Самостоятельно кредитная организация может осуществлять следующие меры по предупреждению своего банкротства: во-первых, финансовое оздоровление; во-вторых, реорганизацию.

Иное дело, если меры по предупреждению банкротства кредитной организации проводятся по требованию Банка России, который вправе: потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению; назначить временную администрацию; потребовать осуществления реорганизации кредитной организации.

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации осуществляются при наличии одного или нескольких перечисленных выше оснований.

Введение процедуры финансового оздоровления позволяет сделать вывод об усилении продолжниковой направленности российского конкурсного законодательства. 

Финансовое оздоровление кредитной организации является первоочередной мерой по предупреждению ее банкротства. 

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

- изменение организационной структуры кредитной организации;

- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

- иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией – это одна из трех мер, направленных на предупреждение банкротства кредитной организации, и одна из принудительных мер воздействия, применяемых к кредитным организациям.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Решение о назначении временной администрации принимается Банком России по собственной инициативе либо по просьбе членов правления, Совета акционеров соответствующего банка, а также его кредиторов.

Временная администрация по управлению кредитной организации назначается приказом (распоряжением) Председателя Банка России или по его поручению – заместителя Председателя Банка России по представлению Департамента банковского надзора Банка России с учетом предложений территориального Главного управления (Национального банка) Центрального банка РФ.

В соответствии с требованиями ст. 80 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление вводится арбитражным судом, на срок не более чем два года, назначается административный управляющий, органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями (ст. 82), по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления.

Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусмотрено пять оснований для назначения временной администрации:

1.                  кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2.                  кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3.                  кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;

4.                  кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5.                  в соответствии с Федеральным Законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев.

Задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва лицензии на осуществление банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организации (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными.

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

- проводит обследование кредитной организации;

- устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

- реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;

- проводит обследование кредитной организации;

- устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций;

- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

- принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

- устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;

- принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

- обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

В целях установления требований кредиторов временная администрация осуществляет публикацию в официальном издании, содержащую сведения о кредитной организации. В свою очередь, кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации. Временная администрация рассматривает предъявленное требование и по результатам рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования. В тот же срок временная администрация уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении. В реестре указываются сведения о размере и составе требования к должнику, а также об очередности удовлетворения этих требований. На основании полученных требований кредиторов временная администрация составляет реестр требований кредиторов. В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, ограниченное по действию во времени определенным сроком и направленное на восстановление платежеспособности банка. Мораторий – один из способов обеспечения экономических и юридических интересов кредиторов банка, включая граждан – вкладчиков, защита прав и законных интересов которых в сфере кредитных отношений требует дополнительных гарантий.

Информация о работе Банкротство кредитных организаций