Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:45, курсовая работа
Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.
ВВЕДЕНИЕ3
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ6
МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ19
РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ30
КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК48
Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев.
Действие моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации не распространяется:
- на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
- на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации.
В случае с Банком России введение моратория имеет первостепенное значение не только для кредитной организации, но в гораздо большей степени – для ее кредиторов.
Таким образом, публикация в «Вестнике Банка России» соответствующего акта о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации представляется не только целесообразным, но и необходимым действием, равно отвечающим интересам как кредитной организации, так и ее кредиторов.
Применительно к руководителю временной администрации действуют следующие положения Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»:
сделка кредитной организации, в том числе совершенная кредитной организацией до момента введения временной администрации, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ;
сделка кредитной организации, совершенная кредитной организацией с заинтересованным лицом, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки.
Все расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации.
Не позднее чем за 15 дней до истечения установленного срока действия временной администрации, а также при наличии оснований для досрочного прекращения ее деятельности руководитель временной администрации обязан представить в Банк России отчет о деятельности временной администрации.
Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:
- в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;
- при передаче дел арбитражному управляющему.
Сообщение о прекращении деятельности временной администрации должно быть опубликовано Банком России в «Вестнике Банка России».
Процесс реорганизации банков в форме слияния или присоединения включает семь основных стадий:
1. подготовка договора о слиянии или присоединении;
2. уведомление территориального учреждения Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении;
3. проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков;
4. проведение общих собраний участников реорганизующихся банков;
5. уведомление кредиторов реорганизумых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;
6. проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;
7. представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.
С момента поступления в Банк России извещения кредитной организации о принятии решения о реорганизации кредитной организации территориальное учреждение Банка России должно установить контроль за реорганизацией кредитной организации. В максимально короткие сроки с момента поступления в Банк России извещения кредитной организации о принятии решения о реорганизации кредитной организации территориальное учреждение Банка России должно совместно с территориальным учреждением Банка России подготовить совместное заключение о целесообразности реорганизации кредитных организаций.
Банк России проводит регистрацию реорганизованной кредитной организации и выдает ей лицензию на осуществление банковских операций (в случае необходимости) только при положительном заключении Департамента по организации банковского санирования, подготовленном в порядки и сроки, установленные нормативными актами Банка России.
3 | РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ |
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, установленными Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
1. кредитная организация-должник;
2. кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
3. Банк России;
4. налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган – по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды
В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» судья арбитражного суда обязан принять заявление о признании кредитной организации банкротом. О принятии заявления выносится определение не позднее трех дней со дня поступления указанного заявления в арбитражный суд. В определении указывается о введении наблюдения и назначении временного управляющего.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредитная организация в пятидневный срок со дня получения определения о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом обязана направить в арбитражный суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, отзыв на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в этом заявлении, о возбуждении в отношении ее дела о банкротстве.
Отзыв кредитной организации на указанное заявление подается в срок, обеспечивающий поступление отзыва ко дню рассмотрения дела.
Отсутствие отзыва кредитной организации не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.
Судья арбитражного суда обязан отказать в принятии заявления о признании кредитной организации банкротом в одном из перечисленных ниже случаев:
Банк России еще не отозвал у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций;
нарушены условия подведомственности и подсудности;
заявление в арбитражный суд подано лицом, не обладающим правом на обращение в суд с таким заявлением;
требования кредитной организации в совокупности составляют менее чем сто тысяч рублей;
подано заявление о банкротстве должника, в отношении которого уже введена одна из процедур банкротства.
Арбитражный суд возвращает заявление о признании кредитной организации банкротом лицу, направившему это заявление, с приложенными к нему документами в случаях, если:
заявление не отвечает требованиям, предусмотренным Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» для заявления должника;
копия заявления не направлена в Банк России;
копия заявления лиц, указанных в ст. 35 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» этой кредитной организацией в Банк России;
помимо документов, предусмотренных АПК РФ и Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)», к заявлению не приложена копия приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, опубликованного в «Вестнике Банка России», или копия данного приказа, заверенная Банком России.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных федеральными законами и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
Согласно ст. 20 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим может быть только физическое лицо и только гражданин Российской Федерации. Таким образом, Закон ограничивает правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для назначения управляющим кандидат должен отвечать определенным требованиям:
- регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
- высшее образование;
- стаж руководящей работы в совокупности не менее двух лет;
- сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
- стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее шести месяцев; организация и проведение этой стажировки относится к компетенции саморегулируемых организаций управляющих;
- наличие договора страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве.
К негативным признакам относятся следующие:
- судимость за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- заинтересованность по отношению к должнику или любому из кредиторов;
- осуществление процедур банкротства в отношении управляющего – индивидуального предпринимателя;
- наличие неудовлетворенных требований к кандидатуре о возмещении убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении в прошлом обязанностей арбитражного управляющего;
- дисквалификация либо лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в Совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (соответствующее решение предусматривает срок дисквалификации или лишения названных прав).
В связи с тем, что дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда, т. е. коллегиально, в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.
По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- решение об отказе в признании кредитной организации банкротом.
Решение арбитражного суда об отказе в признании кредитной организации банкротом принимается в случае:
- отсутствия признаков банкротства,
- установления фиктивного банкротства;
- в иных случаях, предусмотренных указанным Законом.
Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании кредитной организации банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» и являющихся последствиями принятия заявления о признании кредитной организации банкротом и (или) введения наблюдения.
4 | КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО |
В соответствии с требованиями Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только одна процедура – конкурсное производство.