Учетная политики кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в России был осуществлён переход к принципиально новым экономическим отношениям, смысл которых заключается в осуществлении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности кредитных организаций рыночным отношениям. Необходимость кардинальных преобразований в банковской сфере потребовала проведения новой банковской политики. Реформирование системы кредитных отношений определяет насущную потребность в оценке функционирования каждого её элемента на микро- и макроэкономическом уровне.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….……3
1.Учетная политика банка:
1.1 Нормативное регулирование и принципы формирования учетной политики банка………………………………………………………………………………………………4
1.2 Организационно-технический аспект формирования учетной политики банка………………………………………………………………………………………………8
1.3 Методологический аспект формирования учетной политики банка……………………15
1.4 Налоговый аспект формирования учетной политики банка…………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………..………26
2. Расчет показателя собственных средств (капитала) коммерческого банка…………...…28
Список использованной литературы………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАНКИ.doc

— 246.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………….……3

1.Учетная политика банка:

1.1 Нормативное  регулирование и принципы формирования  учетной политики банка………………………………………………………………………………………………4

1.2 Организационно-технический аспект формирования учетной политики банка………………………………………………………………………………………………8

1.3 Методологический аспект формирования учетной политики банка……………………15

1.4 Налоговый  аспект формирования учетной  политики банка…………………………….24

Заключение……………………………………………………………………………..………26

2. Расчет показателя собственных средств (капитала) коммерческого банка…………...…28

Список использованной литературы………………………………………………………….38

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В последние годы в России был осуществлён переход к принципиально новым экономическим отношениям, смысл которых заключается в осуществлении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности кредитных организаций рыночным отношениям. Необходимость кардинальных преобразований в банковской сфере потребовала проведения новой банковской политики.   Реформирование системы кредитных отношений определяет насущную потребность в оценке функционирования каждого её элемента на микро- и макроэкономическом уровне. Вопросы совершенствования банковской деятельности и определения приоритетных направлений развития банков находятся сегодня в центре экономической, политической и социальной жизни страны.  Проблема формирования учётной политики появились в центре внимания отечественных исследователей относительно недавно - в начале 90-х годов. Актуальность темы исследования обусловлена практической востребованностью методик формирования, раскрытия и реализации определённых подходов. С переходом к рыночным отношениям проблемы развития банковской практики, совершенствования подходов к организации бухгалтерского учёта приобрели особую актуальность и значимость. Этому способствовал ряд факторов: изменение структуры банковской системы, активный процесс нормотворчества изменили содержание взаимоотношений кредитных институтов с другими участниками экономической деятельности. Это определяет потребность в оценке функционирования каждого участника взаимоотношений, в том числе и кредитных организаций.     

     Социально-экономическая роль кредитных организаций признаётся важнейшей в любой системе экономических отношений. Учётная политика, как одно из выражений борьбы различных сил, предполагает отражение интересов наиболее влиятельных из них. Основы учётной политики представляют собой не только технический, но и политический выбор. В условиях мирового финансового кризиса крахи банков и кризисы банковских систем способствуют значительному подрыву доверия, как к организациям кредитной сферы, так и к проводимой государственной политике в целом. Изменение системы экономических отношений меняет содержание политики кредитной организации, её приоритеты. Реформа бухгалтерского учёта в кредитной сфере России впервые поставила вопрос об учётной политике кредитных организаций в широком смысле. 

 

    1. Учетная политика банка

   1.1 Нормативное регулирование  и принципы формирования  учетной политики банка 

   Система нормативного регулирования российского  бухгалтерского учета, в том числе  и бухгалтерского учета в кредитных  организациях, включает в себя документы  четырех уровней.

   Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы президента, постановления правительства, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации.

   Второй  уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют положения по бухгалтерскому учету, в которых обобщаются базовые принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских (хозяйственных) операций.

   К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это – методические указания по ведению учета. К числу документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению.

   Кроме того, к документам третьего уровня относятся инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят  инструктивный, информационный или  консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.

   И наконец, к документам четвертого уровня относятся рабочие документы в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной организации. Это прежде всего Рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитной организации.

   Организации, руководствуясь законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

   Под учетной политикой  организации понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) и иной деятельности.

   К способам ведения  бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

   Учетная политика должна обеспечивать:

   ·    полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

   ·    большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, т.е. к учету принимаются те доходы, которые уже получены, но в то же время учету подлежат все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки (требование осмотрительности);

   ·    отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);

   ·    тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);

   ·    рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из размеров организации и масштабов ее деятельности (требование рациональности).

   Кредитная организация разрабатывает и  утверждает учетную политику, основанную на Плане счетов и Правилах бухгалтерского учета, положениях, инструкциях и других нормативных актах ЦБ РФ. Она включает следующие составные части, которые подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации:

   ·    рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном ЦБ РФ Плане счетов;

   . порядок расчетов со своими  филиалами (структурными подразделениями);

   .  лимит стоимости предметов для  принятия к бухгалтерскому учету  в составе основных средств;

   .способы  начисления амортизации по объектам основных средств, нематериальных активов

   ·    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ типовые формы первичных учетных документов;

   ·    порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ;

   ·    порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

   ·    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

   ·    порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

   ·    порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета;

   ·    содержание учетной политики кредитной организации должно определять конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено альтернативное решение в рамках системы нормативного регулирования бyхгалтepcкoгo учета.

   В то же время формирование учетной  политики тесно связано с налоговым планированием, оптимизацией налогообложения кредитной организации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оценить налоговые последствия их применения. Учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.). Выбранная кредитной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Учетная политика банка может претерпевать изменения. Однако данные изменения могут происходить только в определенных случаях, которые также должны быть четко сформулированы.  Конкретные примеры ситуаций, при которых вносятся изменения в действующую учетную политику:

  • изменения в законодательстве Российской Федерации;
  • изменения в МСФО;
  • реорганизация банка (слияния, разделения, присоединения, выделения, преобразования);
  • необходимость применения какого-либо другого способа отражения хозяйственных операций, активов, обязательств, собственного капитала, результатов деятельности с целью наиболее адекватного отражения событий сделок в финансовой отчетности банка при условии, что данные изменения приведут к улучшению качества раскрытия финансовой отчетности.

     Изменение в учетной политике  должно быть обоснованным и  оформляться приказом или распоряжением. Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства Российской Федерации, должны быть оценены в стоимостном выражении.

     В учетной политике должна быть указана валюта представления    финансовой отчетности - российский рубль. При этом операции в иностранной валюте учитываются в российских рублях путем применения к сумме в иностранной валюте валютного курса, установленного ЦБР между валютой отчетности и иностранной валютой на дату совершения операции.

     Учетная политика строится на том, что банк подготавливает финансовую отчетность в соответствии с МСФО на базе российской бухгалтерской отчетности, используя метод трансформации, то есть перегруппировываются статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, вносятся необходимые корректировки и применяются профессиональные суждения; учетная политика банка должна содержать состав годовой финансовой отчетности, а также состав отчетности, подготовленной за период более короткий, чем полный финансовый год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Организационно-технический аспект формирования учетной политики
 
     Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций несет руководитель кредитной организации. Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер кредитной организации.

   Согласно  действующим правилам банк самостоятельно устанавливает организационную структуру бухгалтерского аппарата. Это единое бухгалтерское подразделение, состоящее из ряда отделов (секторов), таких, как: отдел учета операций в национальной валюте, отдел учета валютных операций, операций с ценными бумагами, хозяйственных операций и др. Независимо от организационной структуры все бухгалтерские работники должны подчиняться главному бухгалтеру.

   Рабочий план счетов бухгалтерского учета. В нем рекомендуется представить перечень счетов второго порядка, применяемых в данной кредитной организации: балансовые счета, внебалансовые счета, счета по учету срочных операций, счета депо, счета доверительного управления (если кредитная организация осуществляет трастовые операции).

   Многие  банки, наряду со счетами второго  порядка, используют по некоторым балансовым и внебалансовым счетам (там, где это необходимо) субсчета третьего порядка, выделяя для них два разряда. Лицевые счета, в том числе и парные, открываются в этом случае на счетах третьего порядка. В Рабочем плане счетов следует указать, на каких счетах второго порядка открываются субсчета, и привести перечень всех субсчетов по соответствующим счетам второго порядка.

   Если  кредитная организация выполняет  операции, не нашедшие отражения в  типовом Плане счетов, то ей дано право открывать в соответствующих главах и разделах отдельные счета второго порядка для учета этих операций. При этом следует соблюдать общие методологические принципы ведения учета по этим счетам, а в баланс банка эти счета должны быть включены исходя из их экономического содержания в действующие счета того же раздела типового Плана счетов.

   Наряду  с Рабочим планом счетов должны быть утверждены и структура построения лицевых счетов банка, и порядок  их открытия и закрытия. При этом следует отметить, что для некоторых лицевых счетов существует особый порядок закрытия: они могут обнуляться, но при этом не закрываться, например лицевые счета, открываемые на балансовых счетах второго порядка: 31301, 31401, 32001, 32101, 44201–45401 (кредиты, предоставленные по «овердрафту»).

   Формы учетных первичных  документов. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совнршения операции. Первичные документы, по которым в альбомах Госкомстата РФ не предусмотрены типовые формы, утверждаются руководителем кредитной организации. Такие документы должны включать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции, измерение хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц (перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером).

   Методы  оценки видов имущества  и обязательств. При приобретении основных средств за плату их следует приходовать по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление, включая суммы, уплаченные поставщику, организациям за работы по договорам строительного подряда, таможенные пошлины, не возмещаемые налоги, регистрационные сборы, государственные пошлины и иные платежи, возникающие в связи с приобретением права собственности на объект основных средств, вознаграждения, уплаченные посреднической организации, биржевые сборы, затраты на транспортировку, монтаж, установку и прочие затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта. От этой первоначальной стоимости объекта, включающей для банков, как правило, и налог на добавленную стоимость, начисляется износ.

   В случае поступления основных средств в счет вклада в уставный капитал банка они принимаются на учет в договорной оценке, согласованной акционерами (участниками). Расходы по доставке и установке этих объектов несет принимающая сторона, они относятся на первоначальную стоимость объектов в общеустановленном порядке.

   При получении материальных ценностей безвозмездно они могут приниматься на учет по рыночной стоимости на дату оприходования или в экспертной оценке. Расходы по доставке и установке основных средств, полученных безвозмездно, не увеличивают их первоначальную стоимость, а осуществляются за счет чистой прибыли или относятся на уменьшение фондов банка.

   При этом следует помнить, что налогооблагаемая прибыль у принимающей стороны  должна быть увеличена на стоимость  принятых материальных ценностей, но не ниже их балансовой (остаточной – по основным средствам) стоимости, числящейся у передающей стороны.

   Нематериальные  активы отражаются в учете в сумме затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию. Следует также учесть, что все эти затраты относятся на первоначальную стоимость объекта и не могут быть включены в текущие затраты банка.

   Материальные  запасы отражаются в учете по фактической себестоимости. Она определяется исходя из затрат на их приобретение, включая наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

   Для оценки вложений банка в ценные бумаги могут применяться следующие методы оценок:

   1) фактические затраты по приобретению,

    2) покупная стоимость,

    3) рыночная цена,

   4) номинальная стоимость. 

   Кредитные организации применяют второй метод  при отражении на балансовых счетах стоимости всех приобретаемых банком ценных бумаг сторонних эмитентов, в том числе и векселей (кроме просроченных). Дальнейший учет всех этих ценных бумаг (кроме государственных) ведется также по покупной стоимости, они не подлежат переоценке, по ним создается резерв под обесценение вложений в ценные бумаги. Государственные ценные бумаги подлежат переоценке в соответствии с порядком, установленным для банков-дилеров и банков-инвесторов, резерв на возможные потери по этим ценным бумагам не создается. Таким образом, государственные ценные бумаги учитываются на балансе банка по рыночной стоимости (третий метод оценки).

   И наконец, четвертый метод – учет по номинальной стоимости – применяется  только в отношении собственных  акций, выкупленных у акционеров. Используется этот метод и для  отражения на внебалансовых счетах собственных ценных бумаг, выкупленных до срока погашения с целью дальнейшей перепродажи.

   Финансовые  обязательства банка могут возникать  как в денежной форме (в валюте России и иностранных валютах), так  и в форме обязательств по поставке ценных бумаг, драгоценных металлов.

   Обязательства в денежной форме принимаются  к учету в сумме фактически возникших обязательств: в рублях – для обязательств в валюте России или рублевом эквиваленте обязательств в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ, действующему на дату постановки этих обязательств на учет (с последующей переоценкой в установленном порядке).

   Обязательства по поставке ценных бумаг, имеющих рыночные котировки, отражаются на балансе по рыночным ценам, а для ценных бумаг, не имеющих рыночных котировок, –  по цене приобретения.

   Обязательства по поставке драгоценных металлов отражаются на балансе по учетным ценам на драгоценные металлы.

   Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств банка определяются и утверждаются руководителем. Результаты инвентаризации влияют на формирование доходов банка: излишки ценностей, выявленные при инвентаризации, должны оприходоваться на доходы банка, если же выявлена недостача и она взыскивается с материально-ответственных лиц по рыночной цене, превышающей балансовую стоимость объекта, то сумма превышения также относится на доходы банка.

   Оптимальным считается проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности: имущества – по состоянию на 1 октября отчетного года, финансовых обязательств, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности – по состоянию на 31 декабря отчетного года. Кроме того, необходимо предусмотреть проведение частичной инвентаризации при передаче имущества в аренду, его выкупе или продаже, при обнаружении факта хищения или порчи имущества, при смене материально ответственных лиц, при реорганизации и ликвидации банка и в других необходимых случаях.

     Способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов. В коммерческих банках в основном используется линейный способ начисления амортизации. Не производится начисление амортизации по земельным участкам, находящимся в собственности банка, предметам антиквариата и интерьера, предметам ландшафтного дизайна, произведениям искусства, числящимся на балансе банка.

    Лимит стоимости основных средств для принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. В соответствии с Приложением № 10 к Положению № 302-П руководитель банка имеет право устанавливать лимит стоимости предметов основных средств для принятия их к учету в качестве основных средств. Если стоимость объекта оказалась ниже установленного лимита, то объект будет независимо от срока службы учитываться в составе материальных запасов.

     Порядок и периодичность выдачи на печать документов аналитического и синтетического учета. Ежедневно подлежат обязательной распечатке на бумажные носители: баланс за рабочий день, лицевые счета, по которым выполнялись операции, а также выписки по лицевым счетам клиентов в двух экземплярах: первый экземпляр выдается клиенту с приложенными первичными документами, подтверждающими каждую операцию, указанную в выписке, а второй экземпляр остается в банке. Необходимость распечатки документов на бумажные носители связана с огромным объемом операций, как по клиентским счетам, так и по счетам самого банка. В средних по величине банках Москвы обслуживается по нескольку тысяч клиентов в день, учитывая то, что клиент при получении зарплаты в банке предъявляет не менее десяти платежных документов к исполнению, можно представить, какой объем операций выполняется банком за рабочий день. При таком масштабе банковских операций часть документов для текущей работы должна быть распечатана на бумажных носителях. Определенные комплекты бумажных документов распечатываются для формирований досье, требуемых при проверках, проводимых в банке контролирующими органами. Такой подход исключает доступ к компьютерной информации посторонних лиц.

   Правила документооборота и технология обработки учетной. Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Под документооборотом понимается движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

   При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:

   ·     все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими проводками также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка;

   ·     документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

   Правила документооборота должны быть оформлены  в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым структурным  подразделением. Эти правила утверждаются руководителем кредитной организации.

   Технология  обработки учетной информации в большой степени зависит от выбранной банком системы автоматизации банковских технологий. Банки, исходя из соотношения цена – надежность – производительность выбирают те или иные системы автоматизации банковских технологий.

   Как правило, концепции, используемые в автоматизированных системах, основаны на построении фундамента в виде программного продукта «Операционный день банка» (ОДБ) в национальной валюте и мультивалютном режиме и достаточно широкого набора программ.

   Порядок внутрибанковского контроля за совершаемыми операциями. Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в других регистрах бухгалтерского учета. О произведенной проверке делается запись в бухгалтерском журнале за подписью лиц, проводивших проверку.

   Методы  и технические средства, применяемые  для осуществления внутреннего  контроля, определяет сама кредитная  организация исходя из конкретных условий работы, характера операций и их объема. Контроль может осуществляться путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажных носителях, может обеспечиваться программным путем, а также применением кодов, паролей и иных средств.

   Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль.

   Главные бухгалтеры, их заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны по должности систематически производить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы, цель которых состоит в выявлении нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета. В учетной политике кредитной организации следует определить методы и приемы проведения последующих периодических проверок, порядок оформления результатов таких проверок. Состав групп, осуществляющих такой контроль, утверждается главным бухгалтером. Состоят эти группы из работников бухгалтерии, т.е. они, по сути, осуществляют «самоконтроль». Внешний по отношению к бухгалтерской службе банка контроль за работой сотрудников этой службы должен осуществляться службой внутреннего контроля.

   Одной из основных задач службы внутреннего  контроля является обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при  выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства РФ, указания ЦБ РФ, иные регулятивные требования, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка. Таким образом, служба внутреннего контроля, осуществляя в числе прочих функций контроль за состоянием бухгалтерского учета и отчетности в банке, выполняет функцию внутрибанковского аудита.

Информация о работе Учетная политики кредитной организации