Теоретические, нормативно-правовые и методологические основы организации процесса кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы проанализировать теорию и процесс кредитования, определить методы управления кредитами и оценки кредитных рисков. Выделить наиболее эффективные методы управления кредитами, применение этих методов в банковской системе современной России. Выявить проблемы кредитования предприятий, связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, выявить способы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении кредитами для малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

ФМ и ФО.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

Денежные потоки делятся  на потоки от основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Эта классификация чрезвычайно важна для анализа финансовых потоков.

Потоки денежных средств  от основной деятельности измеряют объемы денежных средств, сгенерированных или использованных предприятием в результате производства и продаж товаров и услуг. Потоки денежных средств от инвестиционной деятельности показывают денежные вложения в основные средства, такие как оборудование или недвижимость, инвестиции, как-то ремонт основных средств или строительство, а также приобретение части бизнеса, или бизнеса целиком. Потоки денежных средств, связанные с инвестиционной деятельностью, также включают в себя средства, полученные от реализации основных средств или сегментов бизнеса. Потоки денежных средств от финансовой деятельности связаны со структурой капитала предприятия, т.е. соотношением обязательств и собственного капитала. Они включают поступления от продажи выпущенных акций и их выкуп, вливания и изъятия средств владельцами бизнеса, выплату дивидендов, а также взятие и погашение кредитов и займов. Такая структура отчета позволяет нам определить источники средств и то, как эти средства используются. Все три элемента складываются в общее ежемесячное движение денежных средств, приводящее к уменьшению или увеличению остатка ликвидных средств на конец месяца по сравнению с началом, или оставляющее его неизменным.

Лишь некоторые показатели в финансовых отчетах имеют большое  значение сами по себе. Важна их связь  с другими показателями или направление  и величина изменения за период. Любые показатели рассчитываются исключительно  для того, чтобы составить представление о качественных характеристиках анализируемого бизнеса.

Связь финансовых отчетов: Баланса, Отчет о прибылях и убытках  и Отчет о движении денежных средств. Все три финансовых отчета отражают основные результаты хозяйственной деятельности предприятия и составляют основу для анализа кредитоспособности и платежеспособности. Являясь отображением по сути одного процесса все три отчета взаимосвязаны между собой, что позволяет провести детальный анализ финансового состояния предприятия. Важным моментом анализа трех отчетов является проверка достоверности представленной информации и правильность ее трактовки.

Анализ коэффициентов. Этот метод является одним из наиболее распространенных методов интерпретации и сравнения финансовых отчетов. Этот важный дополнительный инструмент анализа представлен в таблице. (Приложение 7)

Анализ взаимосвязанных  компаний. Групповой подход при анализе бизнеса потенциального заемщика применяется в случае, если на финансовое положение предприятия, обращающегося за кредитом, могут повлиять связанные с ним компании, а именно: если другая фирма является совладельцем, а тем более владеет контрольным пакетом (является основным акционером/участником) в компании, обращающейся за кредитом; если деятельность компании, обращающейся за кредитом, управляется другой компанией; если компания, обращающаяся за кредитом, являясь юридически автономной, на самом деле экономически зависит от других предприятий (является частью холдинга, и/или все юридически автономные предприятия (предприниматели) имеют одних и тех же владельцев и т.п.).

Взаимосвязанные (связанные) компании – юридические лица, индивидуальные предприниматели и/или физические лица, связанные между собой экономически и/или юридически (т.е. имеющие общую  собственность и/или взаимные гарантии и/или контролирующие имущество друг друга, а также имеющие совмещение одним физическим лицом руководящих должностей). Связи построены таким образом, что финансовые трудности одной компании обусловливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей другой (других) компаний. Под контролем понимается прямое или косвенное владение более 50% голосов у стороны (лица) или способность контролировать больше половины голосов по специальной договоренности с другими его собственниками или согласно его уставу, т.е. одна сторона (лицо) способна контролировать другую и может существенно повлиять на ее финансовые и оперативные решения.

Во всех этих случаях  в бизнесе предприятия (предпринимателя) и/или юридически самостоятельных  компаний, управляемых одними владельцами обязательно присутствует перетекание капитала между компаниями/бизнесами. В этой ситуации анализ предприятия (предпринимателя), обращающегося за кредитом, не представляет полной картины состояния его финансов и прибыли. Только консолидация финансовых потоков может выявить реальную ситуацию.

Консолидация финансовых отчетов. Консолидация основана на предположении, что все связанные предприятия представляют собой единое образование. В этой ситуации следует юридически самостоятельные бизнесы рассматривать как единую группу.

Основными целями консолидации является:

выявление направлений  финансовых потоков между связными бизнесами; выявление доли вклада от каждого связного бизнеса в общую  сумму генерируемого группой  дохода и прибыли; выявление «узких» мест - убыточных направлений бизнеса, для поддержания которых предприятие отвлекает средства от прочих, прибыльных направлений.

Для составления консолидированного баланса активы и пассивы двух фирм суммируются по всем статьям, кроме  взаимных счетов к оплате и счетов к получению, которые взаимопогашаются. Собственный капитал выявляется расчетным путем.

После проведения консолидации отчетов, связные бизнесы рассматриваются  как единое целое и анализируются  в соответствии с положениями, описанными ранее.

 

3.3 Методика оценки  кредитоспособности заемщика, применяемая  в ОАО «УБРИР» на примере  ООО «Франчайзи-Вятка»

Оценка кредитоспособности клиента основывается на основании  финансового анализа и личном знании работником банка бизнеса  данного клиента. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с клиентом, регулярное посещение его предприятия.

В ходе личного интервью с руководителем малого предприятия  выясняются цель кредита, источник и  срок возврата долга. Клиент должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному сроку снизятся, а кредитуемые затраты будут списаны на себестоимость реализованной продукции.

В целом при анализе  расходов и доходов соблюдаются  три принципа: хозяйствующий субъект  никогда не сможет тратить больше, чем он зарабатывает; кредитный инспектор должен оценивать доходы по разумному минимуму, расходы по максимуму. Только в этом случае данные сопоставимы и анализ является последовательным.

Таким образом, на решение  о выдаче субъекту малого бизнеса  кредита оказывают влияние не только результаты экономического анализа, но и личное впечатление кредитного работника от клиента и его деятельности. Подобный подход, несмотря на свою трудоемкость, вполне оправдан и позволяет максимально учесть особенности «малого» заемщика, достоверно оценить его финансовое состояние, что в свою очередь способствует снижению риска кредитования.

Методика оценки кредитоспособности заемщика, применяющаяся в ОАО МКБ, предполагает проверку и анализ данных на основе полученной бухгалтерской отчетности предприятия, пакета документов предоставленных для получения кредита, а также на основе субъективных данных, которыми уже располагает банк.

Оценка кредитоспособности заемщика выполняется в три этапа:

Первый этап – расчет основных (объективных) показателей, которые характеризуют финансовое состояние заемщика.

Второй этап – определение дополнительных (субъективных) показателей.

Третий этап – анализ кредитоспособности заёмщика.

Проведём оценку кредитоспособности заемщика на примере ООО «Франчайзи-Вятка» на основании данных представленных в приложении 5 и приложении 6. ООО«Франчайзи-Вятка» заинтересовано в получении разового кредита на развитие бизнеса на сумму 5500000 рублей на срок до 36 месяцев. На первом этапе рассчитаем основные (объективные) показатели, которые характеризуют финансовое состояние заемщика и оцениваются с точки зрения его платёжеспособности, финансовой устойчивости, и рентабельности, так же в этом разделе оценивается обеспечение кредита.

С помощью показателей платежеспособности показывается, на что может рассчитывать банк в случае непогашения клиентом долгового обязательства и определения того, достаточно ли оборотных активов для покрытия текущих обязательств. Платежеспособность заемщика определяется по следующим показателям:

Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) характеризует, на сколько объем текущих обязательств по кредитам и расчетам может быть погашен за счет высоколиквидных активов. Определяется как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение данного показателя – не менее 0,20.

Кбл н п = 706,1/3562,5 = 0,20

Кбл к п= 1098,6/,6= 0,30

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует возможность погашения краткосрочных обязательств в установленные сроки. Этот коэффициент используется для оценки рискованности предоставления кредита на основе данных баланса. Он сравнивает текущие активы фирмы с ее краткосрочными обязательствами и показывает, насколько кредитор застрахован от потерь вследствие невыполнения кредитного соглашения. Рассчитывается как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам. Оптимальное теоретическое значение этого показателя – не менее 0,50.

Ктл н п = (1098,6+102)/3611,6=0,33

Ктл к п = (706,1+789,5)/3562,5 = 0,42

Коэффициент общей ликвидности (Кол) характеризует то, насколько объем краткосрочных обязательств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Оптимальное значение показателя – не менее 2,00.

Кол н п= 7934,4/3562,5 = 2,22

Кол к п = ,5/3611,6= 2,14

Финансовая устойчивость характеризуют степень риска, связанного со способом формирования структуры собственных и заемных средств, которые используются предприятием для финансирования активов. Они дают возможность измерить степень устойчивости предприятия в финансовом отношении, его возможности продолжать бесперебойно работать.

Финансовую устойчивость предприятия  можно оценить рядом относительных  коэффициентов:

Коэффициент маневренности собственных  средств (Км) характеризует степень мобильности использования собственных средств, показывает, какая часть собственных средств заемщика находится в мобильной форме, которая разрешает свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение коэффициента маневренности собственных средств положительно характеризует финансовое состояние заемщика. Рассчитывается как отношение разницы между собственными средствами и внеоборотными активами к собственным средствам. Оптимальное теоретическое значение показателя коэффициента маневренности собственных средств – не меньше 0,50.

Км н п = (6631,4 – 2654)/6631,4 = 0,60

Км к п= (,8-2599,5)/ 6456,8=0,60

Коэффициент финансовой независимости (Кфн) – характеризует размер привлеченных средств на 1 рубль собственных средств предприятия. Оптимальное теоретическое значение показателя коэффициента финансовой независимости – не больше 1,00. Превышение собственных средств над заемными указывает на то, что заемщик имеет достаточный уровень финансовой устойчивости и относительно независим от внешних финансовых источников. Если коэффициент финансовой независимости большее 1,00, то нужно выяснить причины уменьшения финансовой стабильности (падение выручки от реализации товаров (работ, услуг), уменьшение прибыли, необоснованное увеличение материальных запасов и т.п.). Рассчитывается как отношение привлеченных средств (долгосрочная и краткосрочная кредиторская задолженность) к собственным средствам заемщика.

Кфн н п = (394,4+3562,5)/6631,4 = 0,60

Кфн к п = (,6+3611,6)/ 6456,8=0,60

Рентабельность характеризует  результативность хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности позволяют  оценить, какую прибыль имеет  хозяйствующий субъект с каждого  рубля средств, вложенных в активы.

Этот коэффициент –  один из наиболее содержательных с точки зрения анализа. Чем выше показатели рентабельности тем лучше для заемщика. Рассмотрим рентабельность с двух сторон, со стороны рентабельности активов и со стороны рентабельности продаж.

Рентабельность активов (Ра) – отражает, насколько удачно заемщик размещает свои средства. Этот показатель выражает отдачу, которая приходится на единицу активов заемщика. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к стоимости оборотных активов:

Ра н п = ,1/7757,5 = 0,22

Ра к п. =1926,3/ 7934,3=0,24

Рентабельность продаж (Рп) – показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Другими словами, сколько остается у заемщика после покрытия себестоимости продукции. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему продаж:

Рп н п=,1/6265 =0,27

Рп к п=1926,3/6421=0,30

Залоговое обеспечение кредита  в размере 5500000 рублей должно быть не меньше суммы предмета кредитного договора (сумма кредита и проценты за пользование  им) которая равна 6836000 рублей. Залоговое  имущество включает в себя недвижимость (торговое здание) стоимостью 6500000 рублей и товар в обороте на сумму 1000000 рублей рассчитанный по залоговой стоимости, в сумме превышающее предмет кредитного договора.

На втором этапе определим дополнительные (субъективные) показатели, которые определяют рыночную позицию заемщика, характеризуют его отношения с банком ранее, дают возможность реально оценить возможности заемщика. В данном случае были выделены следующие субъективные показатели, которые окажут влияние на решение о выдаче кредита:

1 Срок деятельности  предприятие превышает 6 месяцев.

2 У ООО «Франчайзи-Вятка»  нет просроченной задолженности  по обязательствам, связанным с  уплатой основного долга, процентов  по нему, комиссий и прочих  обязательств перед банком или  другими лицами по привлеченным кредитам и займам,

полученным гарантиям/контргарантиям, открытым аккредитивам или выданным поручительства.

3 По результатам кредитной  истории можно сказать, что  ранее взятые кредиты были  возвращены полностью и своевременно.

4 Данные о руководителе ООО «Франчайзи-Вятка» положительные, компрометирующей информации о заёмщике обнаружено не было.

Информация о работе Теоретические, нормативно-правовые и методологические основы организации процесса кредитования