Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы проанализировать теорию и процесс кредитования, определить методы управления кредитами и оценки кредитных рисков. Выделить наиболее эффективные методы управления кредитами, применение этих методов в банковской системе современной России. Выявить проблемы кредитования предприятий, связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, выявить способы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении кредитами для малого бизнеса.
Оценка заемных средств. Обязательства - это финансовая задолженность, которая должна быть погашена компанией. Они подразделяются на текущие и долгосрочные, в зависимости от времени, определенного для погашения. Текущие обязательства должны погашаться в течение следующих двенадцати месяцев, долгосрочные же обязательства представляют собой долги, подлежащие погашению через 12 месяцев и более.
Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами - это начисленные, подлежащие уплате налоги и другие обязательные платежи.
Задолженность по аренде, заработной плате сотрудников и другим текущим платежам - начисленная, но не оплаченная задолженность по текущим расходам бизнеса.
Важность этой позиции
баланса также часто
Предоплата клиентами. В этой статье отражается сумма денежных средств, поступивших от покупателей за товар, когда товар/готовая продукция еще не отгружен.
Счета поставщиков сырья/товара/
Если заемщик работает со своими поставщиками на условиях отсрочки платежа, обычно следует ожидать в его балансе наличия счетов к оплате за товар. Обязательство перед поставщиками возникает в момент перехода права собственности на товар от поставщика к заемщику. Согласно условиям контракта, это может быть момент отгрузки товара от поставщика или момент получения товара заемщиком.
Комментируя эту позицию баланса, необходимо указать наиболее крупных кредиторов и их доли, сумму задолженности по каждому из них, дату образования и срок погашения кредиторской задолженности. Для полного понимания ситуации, целесообразно разделить кредиторов на группы по разным видам деятельности. Необходимо сравнить выполнение обязательств перед поставщиками товаров или услуг с условиями, указанными в контрактах.
Товарный кредит. Эта позиция касается общих соглашений с поставщиками товаров, дающими право заемщику заказывать товары в пределах определенной суммы. Отдельные договоры по каждой отдельной поставке не заключаются. Такие общие соглашения, как правило, являются средне- и долгосрочными, подразумевают отношения доверия между заемщиком и его поставщиком и содержат особые условия. Товарный кредит может быть ограничен сроком оплаты или совокупной стоимостью неоплаченных товаров, находящихся у заемщика.
В этой строке также указывается задолженность за товар, поставленный на полную реализацию, то есть сроки оплаты не оговорены и оплата должна происходить после того, когда товар будет продан.
Кредиты банков, юридических лиц и частные займы.
Анализируя кредиты банков, следует выяснить, что они собой представляют. Информация о кредите и его условиях должна быть взята из кредитного договора и его приложений и подробно изложена в комментариях к балансу.
Типичными для предприятий малого и среднего бизнеса являются частные займы. Отследить их сложно, поскольку они официально никак не оформлены и не подкреплены никакими формальными договорами. В то же время, займы, полученные через неформальный сектор, представляют серьёзную угрозу бизнесу потому, что процент по ним очень высок, оплата может быть потребована в любой момент, в случае неоплаты долга заемщик рискует бизнесом.
Долгосрочные обязательства представляют собой задолженности (как правило, кредиты и займы) со сроком погашения более чем через 12 месяцев от момента проведения анализа бизнеса заемщика и формируются в балансе аналогично краткосрочным задолженностям.
Оценка условных обязательств – гарантий и поручительств (забалансовые обязательства). Анализируемый клиент может выступать в качества поручителя или залогодателя по договору третьего лица, например, в связи с полученным этим лицом банковским кредитом. К сожалению, такие условные обязательства трудно выявить, так как компании, входящие в целевую группу, не обязаны включать такие обязательства в бухгалтерскую отчетность.
Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ).
Отчет о прибылях и убытках является вторым инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и демонстрирует рентабельность (прибыльность) бизнеса.
Анализ прибыльности позволяет сделать выводы о способности анализируемого бизнеса к самоокупаемости, степени его рентабельности и дает возможность определить сумму, которую предприятие способно ежемесячно выплачивать, не отвлекая денежных средств из оборотного капитала.
В отличие от баланса, который отражает состояние бизнеса на определенную дату, ОПиУ несет в себе информацию о бизнесе в динамике за определенный период времени. Рекомендуется анализировать рентабельность бизнеса помесячно, за период не менее 3 месяцев.
Если анализируемый бизнес имеет ярко выраженную сезонность, целесообразно делать ОПиУ за год с тем, чтобы полнее раскрыть динамические тенденции и, следовательно, грамотно выстроить график погашения кредита и процентов.
Принципы составления ОПиУ. Чистая прибыль является превышением цены проданного товара и оказанных услуг над себестоимостью товаров и услуг, использованных в течение учетного периода, и постоянными расходами, т.е. определяется как разность между доходами и расходами.
ДОХОДЫ – РАСХОДЫ = ПРИБЫЛЬ
В основе такого метода измерения прибыли лежит бухгалтерский принцип, по которому доход признается, когда он заработан, а расходы учитываются в том периоде, в котором они понесены.
В ОПиУ учитываются только операции, относящиеся к основной деятельности предприятия. Учитывая специфику деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, после «Результата основной деятельности» в ОПиУ учитываются «Прочие доходы» и «Прочие расходы» напрямую не связанные с регулярной деятельностью предприятия, но зачастую оказывающие значительное влияние на величину чистой прибыли генерируемой бизнесом. В ОПиУ не учитывается продажа основных средств предприятия как операции от основной деятельности.
Источники и принципы формирования статей ОПиУ. Доходы от реализации. Доходы (выручка) предприятия от реализации товаров, собственной продукции или услуг представляют собой стоимость товаров и услуг, реализованных предприятием в течение учетного периода. Формы дохода могут быть самые разные. К ним можно отнести доход от продаж, проценты, получаемые по депозиту, получаемую арендную плату.
Доход от реализации фиксируется в отчете в момент, когда произошла сделка, т.е. в момент перехода собственности на товар. На практике за момент реализации чаще всего принимается момент отгрузки товара или готовой продукции, или момент фактического предоставления услуг клиенту, поскольку он легче всего соотносится с системой учета и выставления счетов. Это означает, что в ОПиУ следует учитывать не денежные средства, полученные в этом месяце, а реализацию по отгрузке.
Стоимость проданных товаров, себестоимость продукции. В зависимости от вида деятельности, определяется себестоимость продукции (производство) или стоимость проданных товаров (торговля).
Под себестоимостью продукции следует понимать сырьевую себестоимость, т.е. затраты сырья и материалов на единицу продукции. Если к стоимости сырья и материалов в учете клиента добавляются другие производственные расходы, то их необходимо отразить в других соответствующих статьях расходов, если такие расходы выделить невозможно, следует дать комментарии к ОПиУ.
Стоимость проданных товаров может быть рассчитана несколькими способами:
Способ №1
Остаток товара на начало периода + Затраты на закупку товара или его производство – Остаток товара на конец периода.
Все данные учитываются по закупочной стоимости.
Способ №2
Путем определения средней торговой наценки:
Рассчитав разницу между продажной и закупочной ценой конкретного товара, можно выявить торговую наценку в абсолютном выражении, которая является определенным процентом от стоимости реализованного товара.
Доход(выручка) = Закупочная стоимость проданных товаров (= 100 %) + % от закупочной стоимости проданных товаров.
Не сложно определить стоимость проданных товаров, в случае если предприятие торгует однородным товаром, и цены постоянны:
Закупочная Стоимость проданных товаров = Доход/(100 + наценка в %) / 100
Чтобы не делать ошибок в расчете наценки, полезно запомнить следующую пропорцию:
Доход/ Закупочную стоимость проданных товаров = (100%+наценка в %) / 100%
Имея 3 компонента пропорции, всегда можно вычислить четвертый.
Способ №3
В случае если предприятие торгует разными группами товаров и не ведет регулярного учета товарного остатка, но цены более или менее постоянны, рассчитываем стоимость проданных товаров через определение средневзвешенной торговой наценки:
При выезде к клиенту
снимаются остатки товарно-
Средневзвешенная наценка = (Наценка Т1 * Доля Т1 + Наценка Т2 * Доля Т2 + … + Наценка Тn * Доля Тn)
100%
Выбор метода расчета
стоимости реализованной
Себестоимость продукции рассчитывается, если анализируется производство. В этой статье указывается стоимость сырья и материалов, использованных для производства отгруженной в анализируемом периоде продукции.
Существуют два принципа формирования себестоимости:
принцип прямой себестоимости: накладные расходы относятся на стоимость реализованной продукции, т.е. в ОПиУ отражаются в отдельных статьях расходов;
принцип полной себестоимости:
накладные расходы относятся
на стоимость произведенной
Для определения полной себестоимости продукции на предприятии обычно составляется калькуляция – расчет произведенных затрат на единицу продукции. Если же такой учет на предприятии (часто у индивидуальных предпринимателей) не ведется, то в статью «Себестоимость» следует включить стоимость затраченных материалов и сырья. Остальные же прямые произведенные затраты отражаются в разделе «Общие расходы» или других статьях ОПиУ.
Расходы и их классификация. На протяжении своего существования любая компания расходует средства на различные цели. При этом выделяются различные виды расходов.
Расходы от основной деятельности можно определить как затраты, понесенные для получения прибыли или для поддержания доходности компании. Выгода от этих затрат используется в текущем отчетном периоде. Текущие затраты состоят из расходов компании на повседневные нужды.
Расходы от основной деятельности можно разделить на две основные группы:
Переменные расходы (расходы
на приобретение), связанные с себестоимостью
реализованных товаров/
Постоянные расходы (общие и административные расходы), связанные с организацией процесса торговли/производства и администрацией. Эти расходы фигурируют во втором разделе ОПиУ. После вычитания этих расходов и налогов из валовой прибыли, получается операционная прибыль или результат от основной деятельности. Кроме того, в разделе постоянных расходов необходимо учитывать условно-переменные расходы (расходы - величина которых зависит, прежде всего, от объемов реализации, производства или других переменных составляющих связанных с основной деятельностью).
Расходы в ОПиУ учитываются по начислению, т.е. не в том месяце, в котором произведена оплата, а в том, за который они начислены. Только в том случае, если учет расходов по начислению вообще не ведется, и учесть расходы по начислению никак не возможно, стоит прибегнуть к «кассовому» методу, т.е. учесть расходы по оплате. Важно проследить любые изменения в расходной части, т.к. они могут напрямую повлиять на прибыльность бизнеса.
Отчет о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств отражает фактическое движение денежных потоков и составляется не по начислению, а по «кассовому» методу, или «по оплате». С одной стороны, он создается на основе данных за прошедший период времени, с другой стороны, на основе исторического отчета строится прогноз на будущий период времени, обычно на период кредита или максимально на срок до 24 месяцев. Отчет о движении денежных средств позволяет пристально изучить источники и способы расходования денежных средств. В отличие от ОПиУ, отчет о движении денежных средств дает представление не только об основной деятельности компании, но и об инвестиционной и финансовой деятельности.
Предприятию денежные средства нужны для четырех основных целей:
Операции - удовлетворения нужд основной деятельности, как, например, выполнения обязательств при наступлении сроков исполнения;
Финансы, – например, возврат кредитов при наступлении оговоренных сроков;
Инвестиции – для
выгодного использования
Поддержание ликвидности – создание необходимого резерва ликвидности для выполнения непредвиденных требований.
Все эти моменты воплощены в отчете о движении денежных средств и демонстрируют наличие ликвидных средств в бизнесе, в каждый момент времени (как правило, помесячно).