Теоретические, нормативно-правовые и методологические основы организации процесса кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы проанализировать теорию и процесс кредитования, определить методы управления кредитами и оценки кредитных рисков. Выделить наиболее эффективные методы управления кредитами, применение этих методов в банковской системе современной России. Выявить проблемы кредитования предприятий, связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, выявить способы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении кредитами для малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

ФМ и ФО.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

В течение срока действия кредитного договора проводится мониторинг финансового состояния Заемщика. Основной целью проведения мониторинга финансового состояния Заемщика является получение объективной оценки его платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности, проведение контроля за целевым использованием кредитных средств, своевременностью исполнения обязательств перед Банком, а также определение качества обслуживания обязательств по заключенному договору.

В течение срока действия кредитного договора осуществляется контроль выполнения Заемщиком (Залогодателем, Поручителем) условий кредитного договора. Отражение операций кредитования на счетах бухгалтерского учета совершается в порядке и сроки, определенные кредитным договором и действующей Учетной политикой Банка. Уплата Заемщиком процентов по кредиту производится в порядке и сроки, предусмотренные кредитным договором.

Изменение условий кредитного договора возможно:

в одностороннем порядке  по инициативе Банка, в случаях, когда  возможность одностороннего изменения условий предусмотрена кредитным договором;

в двухстороннем порядке  путем подписания дополнительного  соглашения к кредитному договору. Изменение условий в двухстороннем  порядке возможно как по инициативе Банка, так и по инициативе Заемщика.

Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе Банка или Заемщика. Банк вправе потребовать досрочного расторжения договора и возврата задолженности по основаниям, указанным в кредитном договоре.

Заемщик вправе досрочно прекратить обязательства по кредитному договору по собственной инициативе, погасив задолженность до окончания срока кредитного договора, а также, предоставив в Банк заявление на досрочное закрытие договора, по договорам на предоставление кредитной линии / овердрафта, в случае если кредитным договором предусмотрена такая возможность.

В противном случае досрочное  расторжение договора осуществляется по дополнительному соглашению.

Приоритет при кредитовании отдается отраслям, гарантирующим удовлетворение ежедневных и самых необходимых жизненных потребностей населения (розничные сети, аптеки и т.д.), а также выполняющие жизнеобеспечивающие функции (электро-, водоснабжение, транспорт и т.д.), т.е. отраслям, не имеющим на текущий момент высокий риск потери кредито- и платежеспособности.

Целевое направление кредитование: финансирование кассовых разрывов (овердрафты), пополнение оборотных средств. Предпочтение отдается компаниям, в которых опыт работы предприятия / группы предприятий в отрасли составляет не менее 2 лет.

Предприятия не должны быть сильно зависимыми от одного контрагента, доля одного контрагента не должна превышать 50% от объема продаж. Собственный капитал предприятия/ группы предприятий должен иметь положительную величину.

При совершении операций кредитования Банком отдается предпочтение лояльным клиентам, поддерживающим стабильные обороты по расчетным счетам в Банке, либо потенциальным клиентам, готовым начать активное сотрудничество с Банком, в т.ч. перевести обороты на расчетный счет в Банке.

Банк принимает в  качестве обеспечения предметы залога, имеющие ликвидность не ниже "средней". К имуществу, имеющую «низкую» ликвидность, можно отнести: товары в обороте, прочее имущество (мебель, бытовая техника и т.д.), оборудование (промышленное, торговое и т.д.).

 

3.2 Методика  проведения финансового анализа заемщиков в ОАО УБРиР

Основной целью финансового  анализа является получение информации, дающей объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, для определения потребности  предприятия в дополнительных источниках финансирования, а также возможности предприятия в полном объеме выполнить обязательства перед Банком. Финансовый анализ содержит ряд основных этапов и включает в себя:

- аналитическую обработку  информации о бизнесе клиента  и его финансовых данных (трансформация  полученной информации в финансовые отчеты по форме банка): Баланс, Отчет о прибылях и убытках (далее по тексту ОПиУ), Отчет о движении денежных средств (Cash-flow);

- интерпретация полученных  результатов (расчет необходимых  показателей, анализ взаимосвязи  отчетов, анализ коэффициентов);

- выводы и рекомендации.

Бухгалтерская отчетность представляет собой законодательно зафиксированный набор форм, которые  предприятие должно предоставлять  в налоговые органы в установленные  законодательством сроки. Некоторые  формы предприятий должны предоставлять ежемесячно, другие ― поквартально, третьи ― один раз в год, вместе с годовым отчетом.

С точки зрения раскрытия  информации о финансовом состоянии  предприятия наиболее полным является годовой отчет компании.

Годовой отчет включает в себя:

Баланс предприятия.

Баланс отражает финансовое положение предприятия на определенные даты: на начало и на конец отчетного периода. Баланс состоит из двух основных разделов: актива и пассива. Сумма активов всегда равна сумме пассивов, поскольку любой актив имеет источник своего формирования ― пассив.

Актив баланса в свою очередь состоит из двух разделов: внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.) и оборотные активы (денежные средства, материальные запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и др.).

Пассив баланса раскрывает структуру источников формирования активов и состоит из трех основных разделов: капитал и резервы (собственные источники формирования активов ― уставный капитал, нераспределенная прибыль и др.), долгосрочные и краткосрочные обязательства (источники формирования активов за счет заемных средств);

Отчет о прибылях и  убытках. Этот отчет отражает финансовые результаты деятельности предприятия  за отчетный период: размеры и структуру  доходов и расходов, сформированную прибыль, налог на прибыль, предполагаемый размер дивидендов;

Отчет о движении денежных средств. В этом отчете дается подробная  расшифровка направлений, по которым  в отчетном периоде денежные средства поступали на предприятие, и направлений, по которым они расходовались;

Приложение к балансу  предприятия. В этой форме отражается движение в течение отчетного периода заемных средств, дебиторской задолженности, основных средств и нематериальных активов, долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. Здесь же приводится расшифровка некоторых прибылей и убытков, раскрываются социальные показатели деятельности предприятия;

Отчет об изменениях капитала. Эта форма отражает изменения  в течение отчетного периода  уставного капитала компании, формирование и использование различных специальных  фондов и резервов, создаваемых предприятием;

Налоговые декларации. Это  формы, содержащие данные об объектах налогообложения предприятия (таких, как выручка, прибыль и др.) и  расчеты сумм налогов;

Пояснительную записку. Этот документ включает в себя подробные  объяснения всех нестандартных операций, проводившихся предприятием в отчетном периоде, наличие нестандартных статей в балансе предприятия, специальных счетов в бухгалтерском учете и др. В целом пояснительная записка служит для облегчения восприятия пользователями основных форм отчетности;

Формы, содержащие информацию о счетах предприятия, льготах по налогам, о наличии обособленных подразделений и др.

Базовые подходы к  управленческой отчетности

Независимо от вида кредитуемого бизнеса и цели кредита цель финансового  анализа в исследовании финансового равновесия бизнеса клиента, информация о котором содержится в основных финансовых отчетах:

Баланс;

Отчет о прибылях и  убытках;

Отчет о движении денежных средств (cash-flow).

Среди основных задач  такого исследования - получение представления:

о структуре активов  и пассивов предприятия, характеризующих  имущественное положение последнего; об объемах выручки, размерах прибылей (убытков) предприятия для оценки рентабельности и эффективности  его деятельности; о различных  направлениях деятельности заемщика, их месте и вкладе в общую структуру бизнеса; о перспективах развития деятельности предприятия; о динамических характеристиках кредитуемого бизнеса; о потенциально возможных рисках.

Инструментом финансового  анализа бизнеса потенциального заемщика является баланс. Баланс всегда составляется по состоянию на определенную дату и отражает состояние анализируемого бизнеса в определенный момент времени. Во всех случаях баланс всегда будет содержать три основных элемента, которые можно записать в виде уравнения:

Суммарные активы = Собственный  капитал + Суммарные обязательства

Это уравнение означает, что средства, принадлежащие и  контролируемые предприятием (активы), финансируются либо с помощью  заемных средств (обязательства), либо самими владельцами предприятия (собственный капитал).

По-другому это уравнение  можно представить следующим  образом:

Суммарные активы - Суммарные  обязательства = Собственный капитал

Таким образом, в процессе формирования баланса рассчитывается единой цифрой величина собственного капитала как разность между суммарными активами и суммарными обязательствами.

При повторном обращении  клиента за кредитом необходимо проводить  сравнительный анализ балансов для  выявления динамики изменения основных показателей.

При сравнении собственного капитала, в идеальном случае, собственный капитал в балансе на последнюю отчетную дату должен увеличиться на размер чистой прибыли, заработанной предприятием за период сравнения:

Собственный капитал (2 период) = Собственный капитал (1 период) + Прибыль (за период 1-2). В случае если предприятие не реинвестирует прибыль, необходимо дать соответствующие комментарии по увеличению/уменьшению собственного капитала.

Оценка ликвидных средств. Ликвидные средства включают в себя денежные средства в кассе, средства на всех банковских счетах, прочие краткосрочные активы (как правило, сбережения), а также финансовые вложения (ликвидные ценные бумаги).

Оценка дебиторской  задолженности. Дебиторская задолженность включает в себя счета к получению, предоплаты и авансы, сделанные заемщиком в адрес контрагентов.

Оценка товарно-материальных запасов – ТМЗ. Товарно-материальные запасы – это активы предприятия, предназначенные для продажи и использования в производстве, они постоянно расходуются и заменяются новыми. ТМЗ можно разделить на товарные и производственные запасы.

В торговле – товары для  перепродажи.

В услугах – сырье  и расходные материалы, необходимые  для оказания услуг.

В производстве - сырье, материалы  или комплектующие, полуфабрикаты (незавершенное  производство) и готовая продукция.

Оценка постоянных активов. Основными (постоянными) активами называются средства, которые приобретены компанией для использования в бизнесе в течение ряда лет. По-другому, их еще называют долгосрочными активами. Постоянные активы менее ликвидны, нежели оборотные, однако, также могут быть использованы для погашения срочных обязательств, в том числе и как обеспечение банковского кредита. Поэтому информация о реальной продажной стоимости этого имущества также способствует более точной оценке степени жизнеспособности предприятия в краткосрочном периоде. Основные активы подразделяются на нематериальные, материальные и прочие постоянные активы. К нематериальным активам относятся: цена фирмы, права, торговые марки. Такие активы здесь вообще не учитываются из соображений консерватизма.

Типичными материальными  основными активами являются недвижимое имущество, оборудование и транспортные средства, мебель.

К прочим постоянным активам  относятся объекты незавершенного строительства, право аренды, объекты благоустройства, портфельные вложения в акции иных предприятий; пакеты акций других предприятий, дающие право контроля; паи или долевые участия в других предприятиях и т.п. В балансе учитывается имущество, которое принадлежит предприятию (предпринимателю) и используется или планируется к использованию в бизнесе.

Формально право собственности  на это имущество может быть оформлено  на родственников, на самого предпринимателя  как физическое лицо, на работника  компании, на связанную компанию. Однако, если оно: было приобретено на средства бизнеса и/или для целей бизнеса, имеет на сегодняшний день реальную рыночную ценность и при этом используется и/или планируется к использованию в бизнесе, его необходимо отразить в балансе.

Право собственности  на постоянные активы, (так же как и на ТМЗ) должно быть подтверждено правоустанавливающими документами (накладные, счета-фактуры, договоры, соглашения, платежные поручения, чеки, выписки с банковского счета).

В ряде случаев стоимость  постоянных активов, взятая из официальной отчетности, даст искаженную картину. Поэтому при оценке основных средств следует исходить из их реальной рыночной стоимости, то есть стоимости, по которой это имущество может быть продано при имеющемся спросе и предложении на рынке. При этом с целью определения текущей рыночной стоимости предложенного имущества, используются следующие источники:

Консультации с компетентными  фирмами/лицами;

Цены на аналогичное  имущество, публикуемые в различных  печатных изданиях, справочниках; сведения о покупке и продаже аналогичного имущества в сети Интернет и т.п.

Неправильно оценивать  основные средства по стоимости приобретения. Однако в некоторых случаях рыночная стоимость соответствует стоимости  приобретения, особенно, если имущество  приобретено незадолго до проведения финансового анализа.

Оценка прочих постоянных активов. К прочим постоянным активам относятся: инвестиции, сделанные в другие компании. В большинстве случаев при наличии финансовых вложений в связанные компании составляется консолидированный баланс, и в нем уже то, что в балансе отдельно взятого предприятия холдинга является инвестициями в другие компании, воплощается в основные средства, ТМЗ и прочее.

Инвестиции в бизнес, которые еще невозможно квалифицировать  и оценить как основные средства (незаконченное строительство, право аренды, благоустройство, капитальный ремонт, предоплаты инвестиционного характера).

Информация о работе Теоретические, нормативно-правовые и методологические основы организации процесса кредитования