Теоретические, нормативно-правовые и методологические основы организации процесса кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы проанализировать теорию и процесс кредитования, определить методы управления кредитами и оценки кредитных рисков. Выделить наиболее эффективные методы управления кредитами, применение этих методов в банковской системе современной России. Выявить проблемы кредитования предприятий, связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, выявить способы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении кредитами для малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

ФМ и ФО.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

Альтернативой традиционным формам кредитования при привлечении  средств на краткосрочные цели служат факторинг и форфейтинг как наиболее оптимальные способы сокращения и управления дебиторской задолженностью.

Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в уступке фирмой-продавцом  права получения денежных средств  по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной "фактор компании", которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга.

Факторинг обусловливает  выкуп платежных требований к  покупателю у поставщика товаров (услуг), связан с обслуживанием дебиторских задолженностей и предполагает сотрудничество с банком на долгосрочной основе.

Цель факторинга - устранить  риск неплатежа как неотъемлемую часть любой торговой и кредитной  операции.

Эффективность факторинговой  операции для фирмы-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.

Основные преимущества использования схем факторинга заключаются  в том, что факторинг - это:

• Средство защиты от потерь, связанных с просроченными долгами, предотвращая рост таких долгов выше допустимого уровня,

• Средство обеспечения учета продаж и административного управления дебиторской задолженностью за фиксированную цену,

• Источник финансирования для растущего бизнеса.

Кредитование предприятий  осуществляется на основании принципов  срочности, возвратности, платности, материально  обеспеченности.

Принцип срочности означает, что все кредиты делятся на краткосрочные, среднесрочные и  долгосрочные в зависимости от срока на который они предоставляются. В российской финансовой практике разграничиваются лишь краткосрочные ссуды до одного года, а среднесрочные и долгосрочные рассматриваются как ссуды на срок более одного года.

Принцип возвратности означает, что кредит подлежит возврату или погашению заемщикам в полном объеме.

Принцип платности означает, что кредит предоставляется заемщику с условием его возврата с процентами, которые формируют прибыль кредитной  организации.

Принцип материальной обеспеченности означает, что заемщик гарантирует кредитору возврат кредита, а при отказе в выполнении этого требования кредитор должен иметь основание для изъятия из оборота заемщика незаконно удерживаемых средств в размере займа. Кредит может не иметь материального обеспечения, если кредитор абсолютно уверен в платежеспособности и обязательности заемщика.

Предоставлению кредита  предшествует проверка банком кредитоспособности предприятия (возможности возвращения  размера кредита и оплаты ссудных  процентов).

Оценка кредитоспособности предполагает использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения кредита.

Оценка кредитоспособности происходит с помощью следующих  источников информации: материалов, полученных непосредственно от клиента; материалов о клиенте, имеющихся в архиве банка; сведений, сообщенных теми, кто имел деловые контакты с клиентом; отчетов и других материалов частных и государственных учреждений.

Получая информацию об изучении банком материалов и сведений, полученных непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела обращаются к архивам своего банка. Если клиент уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга и других нарушениях.

Анализ условий кредитования предполагает изучение следующих моментов.

1.Характер заемщика. Он включает репутацию заемщика, степень ответственности и желание погасить долг. Эти факторы имеют самое большое значение при определении кредитоспособности. Поэтому кредитные инспектора очень тщательно изучают кредитную историю заемщика, его поведение в тех или иных ситуациях, используя всевозможные источники информации.

2.Платежеспособность. О платежеспособности клиента судят на основе анализа развития его бизнеса и финансовых возможностей заемщика, которые определяют его способность погасить долг. Платежеспособность определяется с помощью тщательного анализа доходов, расходов и перспектив их изменения в будущем.

3.Капитал. Изучение капитала хозяйства также играет важную роль в определении кредитоспособности заемщика. Особенно важно кредитному инспектору выяснить соотношение суммы долга с размерами активов клиента, его оборотным капиталом, выяснить состояние дебиторской задолженности.

4.Обеспечение представлено активами, которые клиенты могут предложить в залог, чтобы получить кредит. Кредитные работники изучают все возможные способы обеспечения, его количество, качество и возможность реализации в случае непогашения кредита.

5.Условия. При изучении кредитоспособности заемщика принимаются во внимание также общие экономические условия, определяющие экономическое положение в стране, особенности развития бизнеса в различных секторах и регионах и оказывающие влияние на положение, как банка, так и заемщика.2

Оценка финансовой устойчивости в отличие от понятий «платежеспособность» и «кредитоспособность», понятие «финансовая устойчивость» — более широкое, так как включает в себя оценку разных сторон деятельности предприятия.

Надежным заемщикам  могут открыть кредитную линию, кредитовать контокоррентному счету. Кредитование неустойчивых заемщиков осуществляется при, наличии соответствующих форм обеспечительных обязательств. Предоставление кредита ненадежным клиентам связано для банка с серьезными рисками. Таким хозяйствам банки стараются кредиты не выдавать, если же выдают, то размер ссуды не должен превышать размера уставного капитала и процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.

Банк, прежде чем предоставить кредит, определяет степень риска, который  он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен3.

Для получения кредита  предприятие заключает с кредитной  организацией кредитный договор.

Кредитная документация – это составляемые клиентом и  банком документы, которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения  клиента в банк и до погашения ссуды.

К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся: кредитная заявка; технико-экономическое обоснование; заявление на получение ссуды; финансовый отчет; отчет о движении кассовых поступлений; внутренние финансовые отчеты; внутренние управленческие отчеты; прогноз финансирования; налоговые декларации; бизнес-планы; срочные обязательства; договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы); сведения о заложенном имуществе.

К документам, носящим  двусторонний характер, относится кредитный договор.

Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление  о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и  погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с банком (наличие расчетного счета в данном или в другом банке, ссудной задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте4.

В отличие от кредитной  заявки заявление на получение ссуды  оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

Заявление – это юридический  документ, содержащий просьбу клиента  предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для  банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.

Финансовый отчет включает баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:

– описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;

– отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);

– планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);

– план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);

– план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);

– финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Заключение на кредитную заявку представляет собой типовой бланк, заполняемый кредитным работником на основании изучения просьбы клиента. В нем содержится положение и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.

Финансовое состояние  клиента выражается в показателях  его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключении кредитный работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).

Особое место среди  кредитных документов принадлежит  кредитному договору, регулирующему  весь комплекс взаимоотношений банка  с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать  весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор.

Основываясь на типовой  форме, банки обычно разрабатывают  собственные варианты кредитных  договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита.

Договоры подобного  рода обычно относятся к коммерческой тайне банка.

Российские банки уже  накопили определенный опыт составления  кредитных договоров. Однако эта  сторона их деятельности еще далека от совершенства, при чем как в правовой, так и в экономической части. В одном и том же банке для однородных ссуд нередко используются разные по форме кредитные договоры; многие их пункты неконкретны, а взаимные обязательства сторон сформулированы нечетко. Часто допускаются небрежности в оформлении (отсутствуют то печать одной из сторон, то указание должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и не прочеркнуты, название документа различно в разных случаях и т.д.).

В экономическом плане  кредитные договоры отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики  взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки); не содержат набора эффективных  мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.

Информация о работе Теоретические, нормативно-правовые и методологические основы организации процесса кредитования