Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:55, курсовая работа
Целью исследования является анализ конкурентной структуры банковской отрасли казахстанской экономики, определение проблем банковской конкуренции в РК и направлений повышения конкурентоспособности. Для достижения указанной цели потребовалось решение следующих задач:
Изучить особенности и закономерности банковской конкуренции;
Провести анализ банковской конкуренции в РК;
Рассмотреть банковский маркетинг как основу банковской конкуренции;
Изучить государственный подход к банковской конкуренции;
Изучить современное состояние банковского сектора Казахстана;
Проанализировать банковскую конкуренцию в РК;
Введение
3
1
Теоретические основы банковских услуг и банковской конкуренции
5
1.1
Сущность, понятие и уровни банковской конкуренции
5
1.2
Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции
8
1.3
Государственный подход к банковской конкуренции
10
2
Современное состояние конкуренции на рынке банковских услуг Казахстана
13
2.1
Современное состояние банковского сектора Казахстана
13
2.2
Анализ банковской конкуренции в РК
15
2.3
Сравнительный анализ Казахстанских банков с зарубежными
23
Заключение
32
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Теоретические основы банковских услуг и банковской конкуренции |
5 |
1.1 |
Сущность, понятие и уровни банковской конкуренции |
5 |
1.2 |
Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции |
8 |
1.3 |
Государственный подход к банковской конкуренции |
10 |
2 |
Современное состояние конкуренции на рынке банковских услуг Казахстана |
13 |
2.1 |
Современное состояние банковского сектора Казахстана |
13 |
2.2 |
Анализ банковской конкуренции в РК |
15 |
2.3 |
Сравнительный анализ Казахстанских банков с зарубежными |
23 |
Заключение |
32 | |
Список использованной литературы |
34 |
Введение
Актуальность темы исследования. Банки – важная часть современной экономики, формирует основу рыночного финансово-кредитного механизма, с помощью которого функционирует рыночная экономика. Для успешного развития экономики банк должен стать эффективным институтом, осуществляющим преобразование сбережений в инвестиции, перераспределение финансовых ресурсов на рыночных принципах. Существенным признаком эффективной и полноценной банковской отрасли является конкуренция банков. Конкуренция в банковской отрасли влияет на эффективность накопления сбережений экономических агентов и их преобразование в инвестиции. Конкуренция в банковской отрасли оказывает непосредственное влияние на установление процентных ставок на различных рынках банковской отрасли, тем самым определяет эффективность работы банков на рынках. Поэтому анализ конкуренции в банковской отрасли является не только интересной теоретической и практической задачей, но и необходимостью для успешного развития экономики, эффективного осуществления банками перераспределения финансовых ресурсов, эффективной работы банков на рынках. Анализ конкуренции в банковской отрасли позволит определить причины, препятствующие развитию конкуренции, формированию эффективной банковской системы, эффективному осуществлению банками перераспределения финансовых ресурсов и принять меры необходимые для развития конкуренции.
Конкуренция в банковской отрасли определяется конкурентной структурой отрасли, поэтому для определения конкуренции в банковской отрасли нужно анализировать ее конкурентную структуру. Важно понимать, что поведение банков на рынках влияет на конкурентную структуру отрасли или формирует ее. Конкуренция и конкурентная структура банковской отрасли постоянно меняются под влиянием изменения поведения банков отрасли, поэтому проводить анализ конкурентной структуры банковской отрасли следует с точки зрения поведения отдельных банков на рынках как самостоятельных экономических субъектов, это будет гарантироваться адекватной оценкой конкуренции на рынках. Конкурентная структура банковской отрасли влияет на эффективность деятельности банков. В связи с этим анализ конкуренции в банковской отрасли, ее конкурентной структуры, поведения банков в крайне агрессивной среде финансового рынка, является первым шагом на пути к развитию конкуренции в банковской отрасли, формированию соответствующей конкурентной структуры, повышению эффективности осуществления банками преобразований сбережений в инвестиции и перераспределения финансовых ресурсов.
Целью исследования является анализ конкурентной структуры банковской отрасли казахстанской экономики, определение проблем банковской конкуренции в РК и направлений повышения конкурентоспособности. Для достижения указанной цели потребовалось решение следующих задач:
Изучить особенности и закономерности банковской конкуренции;
Провести анализ банковской конкуренции в РК;
Рассмотреть банковский маркетинг как основу банковской конкуренции;
Изучить государственный подход к банковской конкуренции;
Изучить современное состояние банковского сектора Казахстана;
Проанализировать банковскую конкуренцию в РК;
Сравнить и проанализировать Казахстанские банки с зарубежными;
Предмет и объект исследования. Объектом исследования является деятельность экономических субъектов по формированию конкурентной структуры банковской отрасли казахстанской экономики. Предметом исследования служит система конкурентных отношений, складывающаяся на рынках банковских продуктов и услуг Республики Казахстан.
1 Теоретические основы банковских услуг и банковской конкуренции
1.1 Сущность, понятие и уровни банковской конкуренции
В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Такими рыночными субъектами являются либо продавцы, либо покупатели. Характерные признаки конкуренции следующие:
- существование рынков
с альтернативными
- наличие большего или
меньшего количества
- чередование применения
этих инструментов одними
Аналогично банковская конкуренция – это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это – очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах. Если рассматривать рыночную систему с точки зрения объектов купли-продажи, можно сказать, что в неё входят следующие сектора:
- рынок ссудных капиталов.
С одной стороны, банки покупают
временные права на денежные
ресурсы у своих вкладчиков, с
другой – выступают как
- рынок ценных бумаг.
Выполняя поручения клиентов, а
также по собственной
- рынок валют и драгоценных металлов. Роль банков на этом рынке аналогична их роли на рынке ценных бумаг.
Таким образом, мы видим, что сфера банковской конкуренции очень обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна [2].
Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей.
В зависимости от участвующих в конкуренции рыночных субъектов выделяют конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей. Конкуренция продавцов – это их соперничество за наиболее выгодные условия сбыта товаров (в данном случае – банковских услуг). Конкуренция покупателей – это соревнование между ними за доступ к этим товарам [3, 48].
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
В зависимости от отраслевой принадлежности субъектов конкуренции принято различать внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предприятиями разных отраслей.
Так как банковское дело – это не отдельная отрасль, а сфера экономики, включающая множество разнообразных отраслей, то эта классификация относится и к банкам.
Отраслевая структура банковского дела. С точки зрения отдельного кредитного института банковские отрасли выступают в качестве рынков сбыта. Основные из них: рынок кредитов (отрасль кредитование); рынок вкладов (отрасли сберегательное дело, инвестиционное посредничество); рынок услуг (отрасли расчётно-кассовое обслуживание, трастовые операции, прочие услуги).
В свою очередь, перечисленные отрасли могут быть разделены на подотрасли, причём большинство кредитно-финансовых институтов действует не в одной, а в нескольких отраслях или подотраслях.
Внутриотраслевая банковская конкуренция. На этапе разработки своей конкурентной стратегии каждый кредитный институт должен решить, будет ли он специализированным или универсальным, взвесить преимущества и недостатки альтернативных стратегических решений. В наши дни сложилось представление о том, что универсальные банки при прочих равных условиях обладают конкурентным преимуществом, заключающемся в возможности рассеивания риска на широкий ассортимент реализуемых товаров. Следовательно, при наличии достаточных финансовых ресурсов решение должно приниматься однозначно в пользу универсализации. В значительной степени это правильно, однако руководителю банка не следует забывать, что и универсальный банк может обладать стратегическими недостатками, в частности, с точки зрения, интенсивности внутриотраслевой конкуренции.
Межотраслевая банковская конкуренция. Если внутриотраслевая конкуренция в банковском деле осуществляется между действующими в той или иной банковской отрасли институтами, то межотраслевая конкуренция развёртывается между субъектами, интересы которых ранее не пересекались.
Ценовая и неценовая конкуренция. В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция осуществляется путём изменения (как правило, снижения) цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надёжность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).
Манипулирование ценами – самый старый метод конкуренции и самый простой с точки зрения технического исполнения. Однако надо отметить, что ценовая конкуренция в экономике может быть открытой (прямой) и скрытой.
При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Совершенная и несовершенная конкуренция.
В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограниченная вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы вне конкуренции, иными словами условия конкуренции неравны.
1.2 Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции
Информация – это важнейший ресурс, необходимый для успешного развития бизнеса. Если компания выходит на новый рынок, начинает новый проект, расширяет масштабы своей деятельности или, напротив, испытывает трудности и проблемы, снижающие эффективность ее работы – это значит, что компания нуждается в сборе и анализе маркетинговой информации.
Основным приемом банковского маркетинга является общение с клиентурой, обеспечение рентабельной деятельности и достаточного размера дивидендов по акциям банка, предоставление клиентам преимуществ и уникального сервиса по сравнению с другими кредитно-финансовыми организациями, материальная заинтересованность служащих банка в его успешной деятельности. При достижении этих целей можно выделить активный и пассивный маркетинг [5, 181].
Информация о работе Современное состояние конкуренции на рынке банковских услуг Казахстана