Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:55, курсовая работа
Целью исследования является анализ конкурентной структуры банковской отрасли казахстанской экономики, определение проблем банковской конкуренции в РК и направлений повышения конкурентоспособности. Для достижения указанной цели потребовалось решение следующих задач:
Изучить особенности и закономерности банковской конкуренции;
Провести анализ банковской конкуренции в РК;
Рассмотреть банковский маркетинг как основу банковской конкуренции;
Изучить государственный подход к банковской конкуренции;
Изучить современное состояние банковского сектора Казахстана;
Проанализировать банковскую конкуренцию в РК;
Введение
3
1
Теоретические основы банковских услуг и банковской конкуренции
5
1.1
Сущность, понятие и уровни банковской конкуренции
5
1.2
Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции
8
1.3
Государственный подход к банковской конкуренции
10
2
Современное состояние конкуренции на рынке банковских услуг Казахстана
13
2.1
Современное состояние банковского сектора Казахстана
13
2.2
Анализ банковской конкуренции в РК
15
2.3
Сравнительный анализ Казахстанских банков с зарубежными
23
Заключение
32
Список использованной литературы
Иностранные банки играют все более важную роль в формировании отрасли и развитии конкуренции в Казахстане, России и Украине. Покупка Банка «Аваль» (нет рейтинга), второго по величине банка в Украине, Raiffeisen International в августе 2005 г. свидетельствует о растущем интересе международных инвесторов к рынку вышеназванных стран. В дополнение к уже существующему дочернему банку «Raiffeisen Украина» это приобретение принесет материнской компании рыночную долю, сопоставимую с долей ПриватБанка (В-/Стабильный/С), крупнейшего в Украине. Тем не менее это не означает тенденцию массового притока прямых иностранных инвестиций, хотя в ближайшее время могут произойти покупки некоторых банков Казахстана, России и Украины иностранными инвесторами.
Прогноз на ближайшие 12 месяцев основных макроэкономических показателей, влияющих на качество активов банков (в частности, роста ВВП, объема торговли и промышленного производства, инфляции, валютных курсов), в целом благоприятен. Поэтому можно предположить, что у большинства банков Казахстана, России и Украины в 2012 г. понизится отношение совокупных резервов к валовой ссудной задолженности (данная тенденция уже появилась в последние годы в России и Украине). Однако расходы на формирование резервов против потерь по ссудам останутся значительными из-за бурного роста кредитования в нестабильных внешних условиях. Наглядно проанализировать можно на Рисунке 9 Резервы потерь по ссудам / ссуды клиентам в банках Казахстана, России и Украины, имеющих рейтинги Standart & Poor’s. При этом некоторые банки Казахстана, России и Украины могут подвергаться риску потерь в связи с сохраняющейся высокой концентрацией их кредитного портфеля на отдельных заемщиках. Возникновение финансовых трудностей сразу у нескольких крупных клиентов может повлечь за собой серьезные последствия для качества активов, ликвидности и даже платежеспособности таких банков. Небольшое увеличение резервного покрытия рисков в ряде банков Казахстана за последние два года связано со строгими требованиями в отношении минимального размера резервов, установленными регулирующими органами ввиду быстрого роста объема кредитов, выдаваемых на рынках частных клиентов и МСП, отличающихся повышенным уровнем риска.
Рисунок 9 – Резервы потерь по ссудам / ссуды клиентам в банках Казахстана, России и Украины, имеющих рейтинги Standart & Poor’s
Тем не менее уровень фактических потерь, выраженный показателем чистых списаний, у большинства банков Казахстана, России и Украины в последние пять лет был невысоким (менее 1%). Уровень банковских кредитных рисков в Казахстане, где нормативно-правовая база и система банковского надзора развиты лучше, не столь высок, как в России и Украине, но выше, чем в большинстве стран Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока и Африки.
Любые изменения в рейтингах банков Казахстана, России и Украины будут определяться степенью улучшения финансово-экономических показателей каждой кредитной организации, а также эффективностью собственных усилий организаций по совершенствованию системы управления рисками. Как в Казахстане, так и в России сохранится большой разрыв между рейтингами национальных банков и суверенными рейтингами. В Украине этот разрыв тоже увеличивается: суверенный рейтинг повышается быстрее, чем рейтинги банков. В будущем рейтинговый дифференциал между наиболее и наименее кредитоспособными банками в России, скорее всего, будет расти, а в Казахстане он останется небольшим.
Прогноз Standard & Poor's в отношении кредитоспособности банков Казахстана, России и Украины в целом позитивен, однако следует помнить, что пока их средний кредитный рейтинг не выходит за пределы спекулятивной категории. Прогнозы по рейтингам всех банков Казахстана, России и Украины - либо «Позитивные», либо «Стабильные» можно увидеть на Рисунке 10, что связано в первую очередь с благоприятным влиянием улучшающегося экономического климата и хорошими перспективами роста бизнеса этих банков.
Рисунок 10 – Рейтинги банков Казахстана, России и Украины в разбивке по категориям
Все рейтинговые изменения Standard & Poor's по банкам Казахстана, России и Украины с начала 2012 г. были положительные:: Standard & Poor's увеличил в общей сложности рейтинги девяти банков, а у многих рейтинговый прогноз был изменен со «Стабильного» на «Позитивный». Из последних событий можно отметить повышение рейтингов сразу четырех банков Казахстана и изменение прогноза - со «Стабильного» на «Позитивный» - по рейтингу еще одного банка этой страны.
К основным проблемам банковской конкуренции в РК относятся :
В целях повышения конкурентоспособности казахстанского финансового рынка с учетом мирового опыта и его роли в возрождении национальной экономики. Выделены следующие направления:
Изменения в институциональной структуре казахстанской банковской системы влияют на развитие кредитования казахстанских предприятий скорее положительно, так как приход новых сильных игроков увеличит предложение ресурсов и усилит конкуренцию среди банков.
Заключение
Конкурентная структура банковской отрасли помогает объяснить поведение банков в крайне агрессивной среде финансового рынка, что является первым шагом на пути к развитию конкуренции в банковской отрасли, повышению эффективности осуществления банками перераспределения сбережений в инвестиции и перераспределения финансовых ресурсов.
Конкуренция в банковской отрасли
исследуется с помощью производственно-
Несовершенная конкуренция на рынках депозитов и кредитов физических лиц приводит к потере прибыли банками, в размере соответствующем разнице между фактической доходностью и той доходностью, которая была бы на рынке в условиях совершенной конкуренции или в равновесии, при которой доходность в точности соответствует предельным издержкам. Казахстанские банки теряют часть прибыли на рынках розничных продуктов и услуг по сравнению с совершенной конкуренцией на этих рынках, поскольку доходность банков по этим операциям ниже предельных издержек на их осуществление, тогда как в условиях совершенной конкуренции они были бы равны. Можно предположить, что потери прибыли банков возникают по причине неконкурентного поведения НБРК: обладая рыночной властью на рынке розничных банковских услуг, НБРК влияет на установление процентных ставок на этих рынках, не оставляя другим коммерческим банкам возможности для нормальной работы. Подобная ситуация негативно влияет на развитие конкуренции на рынках розничных банковских продуктов и услуг, эффективности деятельности банков по перераспределению финансовых ресурсов.
С целью развития конкуренции, формирования соответствующей конкурентной структуры и эффективности деятельности банков на рынке депозитов физических лиц:
Регулирующим органам необходимо принять меры, способствующие повышению предложения депозитов физическими лицами, направленные на создание благоприятных условий на рынке, укрепление доверия населения банкам. Это возможно в результате обеспечения полной сохранности средств, размещенных в коммерческих банках, в частности введения системы страхования вкладов физических лиц (соответствующий закон уже принят), повышения качества надзорной работы в сфере предотвращения банкротств банков, своевременного применения санкционных мероприятий к проблемным банкам и обеспечения интересов индивидуальных вкладчиков.
Для привлечения средств населения банкам необходимо принять меры, направленные на повышение качества предоставляемых услуг, внедрение новых продуктов, разработку индивидуальных программ обслуживания. Банкам необходимо снижать издержки предоставления розничных банковских продуктов: оптимизировать филиальную сеть и затрат на ее содержание; внедрять современные технологии и новые подходы к организации сбыта розничных продуктов, позволяющие снизить затраты на обслуживание клиентов снижать затраты на содержание управленческого аппарата; снижать издержки за счет тиражирования технологических решений, экономии за счет роста объема предоставляемых услуг - использовать эффект масштаба.
Список использованной литературы
Информация о работе Современное состояние конкуренции на рынке банковских услуг Казахстана