Современная банковская система Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

В условиях высокой динамики роста банковской системы Казахстана увеличивается подверженность банков второго уровня внешним шокам, способным существенным образом повлиять на их финансовую устойчивость. Поскольку роль банковского сектора в экономике велика, то кризисные явления в банковской системе Казахстана негативно повлияют на экономику в целом. Сценарный анализ основан на допущении возможности наступления гипотетического, но вместе с тем вероятного события, которое может повлечь кризисные явления в банковской системе Казахстана. Оценка воздействия на банковский сектор ряда факторов риска позволяет определить его стратегические перспективы на будущее.

Файлы: 1 файл

совр.банк.сист.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

Жигер Басен - Подходы к  сценарному анализу  банковской системы  Казахстана в кризисных  условиях (публикация в №3/2006. Журнал Экономические  стратегии - Центральная  Азия)

В условиях высокой динамики роста банковской системы Казахстана увеличивается подверженность банков второго уровня внешним шокам, способным существенным образом повлиять на их финансовую устойчивость. Поскольку роль банковского сектора в экономике велика, то кризисные явления в банковской системе Казахстана негативно повлияют на экономику в целом.  

Сценарный анализ основан на допущении возможности  наступления гипотетического, но вместе с тем вероятного события, которое  может повлечь кризисные явления  в банковской системе Казахстана. Оценка воздействия на банковский сектор ряда факторов риска позволяет определить его стратегические перспективы на будущее.   

Анализ текущих  тенденций экономического развития и состояния банковского сектора  Казахстана позволяет идентифицировать кризисные сценарии, реализация которых может привести к негативным последствиям вплоть до коллапса банковской системы. Также важно видеть, в какой среде функционирует банковский сектор Казахстана. Политика регулирования банковской системы отражает намерения государства в отношении перспектив развития банков второго уровня в экономике и может выступать в качестве как стабилизирующего, так и дестабилизирующего фактора.  

Обзор банковской системы Казахстана (1) 
По состоянию на 1 октября 2006 г. количество банков второго уровня в Казахстане составляло 34 (без учета АО «Банк развития Казахстана»), из них 14 банков с иностранным участием, 1 банк со 100-процентным участием государства в уставном капитале (АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана»). 
 

Совокупный собственный  капитал банков на 1 октября 2006 г. равнялся 896,7 млрд тенге. С начала года увеличение составило 52,7%, а к соответствующему периоду прошлого года – 85,9%. Капитал  первого уровня равнялся 559,9 млрд тенге, с начала года увеличение составило 52%, к соответствующему периоду прошлого года – 71,7%. Капитал второго уровня равнялся 334,6 млрд тенге, с начала года увеличение составило 53%, к соответствующему периоду прошлого года – 113,9%.  

Показатели адекватности собственного капитала банковского сектора по состоянию на 1 октября 2006 г. составили: k1 – 0,09 (при нормативе 0,06; для банка, участником которого является банковский холдинг, – 0,05) и 0,084 на ту же дату прошлого года; k2 – 0,15 (при нормативе 0,12) и 0,16 на ту же дату прошлого года.  

Совокупные активы банков на 1 октября 2006 г. равнялись 6578,1 млрд тенге. С начала года увеличение составило 45,7%, к соответствующему периоду  прошлого года – 77,3%. Займы клиентам равнялись 4420,9 млрд тенге, увеличение с начала года составило 49,7%, к аналогичному периоду прошлого года – 82,8%. Отраслевая структура кредитов банков в экономике представлена в табл. 1.  

   
 

Размер активов и условных обязательств, подлежащих классификации на 1 октября 2006 г. составил 8108,1 млрд тенге. Увеличение с начала года составило 49,6%, к аналогичному периоду прошлого года – 84,7%. Удельный вес стандартных активов и условных обязательств с начала года увеличился с 73,3 до 74,2% (на ту же дату прошлого года – 73,3%), сомнительных – снизился с 25,4 до 24,6% (25,5%), безнадежных – снизился с 1,3 до 1,2% (1,2%).  

В структуре  кредитного портфеля за период с начала года доля стандартных кредитов увеличилась с 58,2 до 59,2% (на ту же дату прошлого года – 59,1%), сомнительных кредитов – снизилась с 39,5 до 38,8% (38,8%), безнадежных – уменьшилась с 2,3 до 2% (2,1%). Общая сумма обязательств банков на 1 октября 2006 г. составила 5952,9 млрд тенге. С начала года увеличение составило 46,1%, к соответствующему периоду прошлого года – 79,3%.  

Вклады клиентов (2) равнялись 3809,6 млрд тенге (в том  числе в иностранной валюте – 2275,4 млрд тенге), увеличение с начала года составило 51% (43,6%), к аналогичному периоду прошлого года – 78,4% (80,9%). Вклады физических лиц составили 849,4 млрд тенге (в том числе в иностранной валюте – 305,9 млрд тенге), увеличение с начала года составило 42,3% (7,5%), к аналогичному периоду прошлого года – 59,8% (26%). Вклады юридических лиц составили 2960,2 млрд тенге (в том числе в иностранной валюте – 1969,6 млрд тенге), увеличение с начала года составило 53,7% (51,5%), к аналогичному периоду прошлого года – 84,6% (94,1%).  

Совокупный чистый доход после уплаты подоходного  налога на 1 октября 2006 г. был равен 88,1 млрд тенге, тогда как на 1 октября 2005 г. – 53,1 млрд тенге, при этом за 9 месяцев текущего года был получен совокупный чистый доход после уплаты подоходного налога на 65,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Динамика совокупных показателей, характеризующих доходность банковского сектора, представлена в табл. 2.  

   
 

Сводный коэффициент  текущей ликвидности на 01.10.06 г. составил 1,43 (на 01.10.05 г. – 0,996) при минимальной норме для отдельного банка 0,3, коэффициент краткосрочной ликвидности – 1,08 (1,036) при минимальной величине – 0,5. Таким образом, ликвидность банковского сектора находится на уровне, в 2–3 раза превышающем нормативный показатель. Концентрация банковского сектора характеризуется показателями, представленными в табл. 3.  

  

 
Как видно, наблюдается сокращение удельного веса трех крупнейших банков практически по всем показателям  при увеличении доли пяти крупнейших банков, что свидетельствует о  больших темпах роста банков из так  называемого второго эшелона. Динамика относительных показателей, характеризующих роль банковского сектора в экономике, отражена в табл. 4. 
 

    
 
 

Политика государственных органов 
Регулирующие органы ужесточают пруденциальные нормативы и денежно-кредитную политику. Это отражает их обеспокоенность растущими внешними заимствованиями банков и объемами кредитования экономики. Национальный банк Казахстана увеличил норматив минимальных резервных требований для банков до 6% для внутренних обязательств и до 8% для иных обязательств. По расчетам специалистов Национального банка, размер внутренних обязательств, для которого рассчитывается норматив, увеличится более чем в 2 раза, а по иным обязательствам – в 3,3 раза. Это приведет к сокращению ликвидности банковской системы, но, по расчетам Национального банка, позволит ей нормально функционировать. Однако подобное одномоментное сокращение может создать проблемы с погашением или рефинансированием уже полученных займов. По словам банкиров, эти меры приведут к оттоку более 300 млрд тенге потенциальных ресурсов, а упущенная прибыль банковского сектора в 2007 г. только от действующего повышения резервных требований составит более 20 млрд тенге (3). 
 

В целях приведения в соответствие объемов внешних заимствований и капитализации банка Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций устанавливает максимальный лимит краткосрочных (1 год) обязательств перед нерезидентами Казахстана в размере собственного капитала банков. Нельзя сказать однозначно, что данная мера позволит ограничить внешние заимствования банков – срок займа может составить немногим более одного года (так, например, «Банк ТуранАлем» уже привлек синдицированный заем от азиатских банков в размере 110 млн долл. на срок в 369 дней).  

Все эти меры могут привести к сокращению ресурсной  базы банков, что может вызвать  снижение величины кредитования реального  сектора экономики и увеличение процентных ставок для конечных заемщиков. Для снижения внешних обязательств банковского сектора и приведения в соответствие активов и пассивов в каждой категории срочности Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций предусматривает установление лимитов валютной ликвидности. Лимит текущей валютной ликвидности (отношение среднемесячного размера высоколиквидных активов в иностранной валюте к среднемесячному размеру обязательств до востребования в этой же иностранной валюте) устанавливается в размере не менее 0,9. Лимит краткосрочной валютной ликвидности устанавливается в размере не менее 0,8 (по активам и пассивам определен срок до погашения – до трех месяцев включительно), лимит среднесрочной валютной ликвидности устанавливается в размере не менее 0,6 (расчет производится по обязательствам с оставшимся сроком до погашения до одного года включительно).   

Предусматривается уменьшение лимитов открытой валютной позиции (длинной и короткой) по иностранным  валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже «А», агентства Standard & Poor’s или рейтинг аналогичного уровня одного из иных рейтинговых агентств, и евро с 15% величины собственного капитала банка до 12,5% и валютной нетто-позиции с 30% величины собственного капитала банка до 25%.   

Для снижения рисков, связанных с кредитованием покупки недвижимости, Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций предусматриваются следующие требования к ипотечным жилищным займам: отношение суммы ежемесячных платежей по займу к сумме ежемесячных совокупных чистых доходов заемщика не должно превышать 35% (с возможностью корректировки до 45%); отношение общей суммы ежемесячных обязательств заемщика к сумме его ежемесячных совокупных чистых доходов не должно превышать 40% (с возможностью корректировки до 50%). Кроме того, предусматривается взвешивание ипотечных жилищных займов по степени риска в зависимости от отношения суммы займа к стоимости залога. По всей видимости, эти меры сократят количество выдаваемых ипотечных жилищных займов при улучшении их качества.  

Агентство по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций инициировало подписание банками Меморандума  о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности своей деятельности, к которому присоединились 16 банков. Все они взяли на себя обязательства по раскрытию крупных участников банка вплоть до физических лиц, дочерних и зависимых организаций банка; стратегии развития банка, составе совета директоров банка. Данная инициатива может привести к консолидации банковского сектора, так как крупные акционеры, владеющие долями в разных банках, при выходе из «тени» могут предпочесть объединить свои активы.  

Идентификация кризисных сценариев 
В качестве возможных кризисных сценариев для банковской системы Казахстана могут рассматриваться: 
•  сценарий падения цены на нефть; 
•  сценарий падения цен на рынке недвижимости. 
Высокие экспортные цены на нефть поддерживают темпы экономического роста на соответствующем уровне. Существенное падение цен на нефть уменьшит поступление экспортных доходов в Казахстан. Это в свою очередь приведет к сжатию денежной массы, значительному снижению уровня общих доходов и, как следствие, к падению платежеспособности заемщиков.

Резкое падение  цен на рынке недвижимости повлечет за собой невозврат займов, выданных строительным компаниям, обесценивание залоговой базы, что в совокупности с другими кризисными сценариями может привести к массовому дефолту банковской системы.

В рамках стресс-тестинга, проводимого путем сценарного анализа, оценка может осуществляться как по каждому сценарию в от дельности, так и в сочетаниях. Разумеется, многофакторный сценарный анализ будет ближе к действительности, хотя проводить его значительно сложнее.   

Анализ реакции на возможные изменения 
Значительный спад цены на нефть опасен прежде всего с точки зрения поддержания общих доходов государства на приемлемом уровне, поскольку удельный вес займов банковского сектора нефтяному сектору и сопутствующим услугам относительно невелик и нефтяная промышленность финансируется в основном из иностранных источников. При этом, по оценкам экспертов, реальная доля нефтяного сектора в ВВП составляет свыше 25%, а доля доходов от экспорта нефти – 60% от общего объема (4). 
 

Как показывает динамика отраслевой структуры выданных кредитов, наблюдается сокращение кредитования промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также торговли (что свидетельствует о наличии в этой сфере больших доходов, которые и позволяют финансировать собственные расходы). Растет кредитование строительства, что объясняется значительным ростом цен на недвижимость, а также кредитование других отраслей (почти вся сфера услуг). Это, по всей видимости, происходит благодаря высокому внутреннему спросу, обусловленному ростом реальных доходов, реализацией спроса, отложенного за время экономического спада, а также ожиданиями дальнейшего экономического роста.  

Анализируя реакцию  банковского сектора на падение  цены на нефть необходимо оценить  влияние сокращения займов, выданных нефтяному сектору, на достаточность  капитала банков. Оценка влияния сокращения внутреннего платежеспособного спроса на деятельность банков вследствие недополучения доходов от нефтяного сектора потребует создания макроэкономических моделей, отражающих эту взаимосвязь.  

Удельный вес  кредитов банков на новое строительство  и реконструкцию, а также строительство  и приобретение жилья населением на конец сентября 2006 г. в общем  объеме кредитов составляет 21,1% (5). Резкое падение цен на рынке недвижимости может привести к дефолту строительных компаний, использующих в финансовых расчетах высокий уровень прибыли от реализации объектов строительства. Это повлечет за собой невозврат кредитов, выданных банками, и создаст проблемы с погашением их собственных обязательств.  

Кроме того, падение цен на недвижимость обесценит залоговую базу банковского сектора, что в условиях достаточно высокой доли сомнительных кредитов (около четверти совокупных активов и условных обязательств банковского сектора) несет риски финансовых потерь.   

Информация о работе Современная банковская система Казахстана