Совершенствование кредитной политики банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:18, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования – кредитование населения (на примере ипотечного кредитования).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы кредитования населения
2) изучить оценку финансовой устойчивости коммерческого банка
3) рассмотреть систему показателей, используемых для анализа кредитования (основу составит ипотечное кредитование)
4) провести анализ структуры и динамики активов и пассивов АКБ «МБРР» (ОАО)
5) провести анализ потоков денежных средств АКБ «МБРР» (ОАО)

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы кредитования коммерческих банков 6
1.1 Рынок потребительского кредитования в России 6
1.2 Ипотечное кредитование 8
1.3 Факторы устойчивого функционирования коммерческих банков 17
2 Анализ финансовой устойчивости АКБ «МБРР» (ОАО) 30
2.1 Экономическая характеристика АКБ «МБРР» (ОАО) 30
2.2 Анализ финансовой устойчивости АКБ «МБРР» (ОАО) 37
2.3 Рекомендации по совершенствованию анализа финансовой устойчивости 48
3 Разработка методов увеличения прибыльности коммерческого банка 50
4 Программное обеспечение в АКБ «МБРР» (ОАО) 62
5 Правовое обеспечение в области организации работы АКБ «МБРР» (ОАО) 69
Заключение 79
Список использованных источников 81

Файлы: 1 файл

Дипломная работа_Мотелика(проверенная).doc

— 6.66 Мб (Скачать)

2) Технологические факторы.

3) Финансово-экономические факторы.

К организационным факторам, оказывающим влияние на устойчивость кредитных организаций, относятся: стратегия банка, уровень управления (менеджмента), квалификация кадров, взаимоотношения с учредителями, внутренняя политика банка. Наибольшее значение при этом имеет стратегия банка, то есть концептуальная основа его деятельности.

Стратегия – это система долгосрочных целей и способов их достижения, которые характеризуют общее направление развития коммерческого банка. Разработка стратегии банка – это поиск баланса между силами самого банка и окружающей его обстановкой. Баланс может быть достигнут путем подборки вариантов. Оценка обстановки исходит из анализа требований рынка, технических возможностей банковского бизнеса, наличия инфраструктуры. Анализ существующих ресурсов должен включать анализ собственного капитала и определение основных источников его роста, учет уровня квалификации кадров и качества менеджмента. На основе сопоставления окружающей обстановки и возможностей банка формируются финансовые цели и цели развития банка, вытекающие из оценки будущей обстановки. В целом, если разработана стратегия коммерческого банка, сформировано обоснованное представление о банковской деятельности, то это является решающим фактором успеха банковской деятельности.

Возможными вариантами стратегии банка являются следующие:

1) Традиционная – поступать, как все банки, довольствуясь достигнутым.

2) Оппортунистическая – поиск новых сегментов рынка. Основана на знании рыночной ситуации (на товарном, валютном, фондовом, денежном рынках), но связана с высокой степенью риска.

3) Оборонительная – заключается в усилиях не отстать от других.

4) Зависимая – ее обычно проводят мелкие банки.

5) Наступательная – банк стремиться занять ведущие позиции на рынке банковских услуг. Для осуществления этой стратегии необходимо нестандартно мыслящее руководство, хорошо знающее рынок, а также проведение хорошо организованных маркетинговых исследований.

Все перечисленные виды стратегии могут быть сгруппированы по признаку агрессивности и консервативности в планировании и управлении банком. Каждый вид стратегии имеет свои положительные и отрицательные моменты, но необходимо отметить, что в условиях недостаточной стабильности финансового рынка России наиболее перспективна агрессивная политика банка. Агрессивная политика российских банков должна проявляться в расширении присутствия на финансовом рынке через создание сети филиалов и отделений, а также в расширении спектра банковских услуг. Важным организационным фактором, оказывающим влияние на устойчивость российских банков, является качество управления. Данному фактору банки должны уделять значительное внимание. Проведенное исследование в этом направлении показало, что низкое качество менеджмента стало одной из основных причин банковского кризиса в 1998 году. Многие стратегические и тактические просчеты кредитных организаций были связаны именно с недостаточно квалифицированным банковским менеджментом.

О неэффективности управления в коммерческих банках можно судить по следующим результатам их работы:

1) массовый отзыв лицензий Центральным банком РФ, нарастание числа их банкротств, обострение проблем убыточности или нерентабельности;

2) допущение многочисленных нарушений действующего законодательства и требований нормативных актов, устанавливаемых органами банковского надзора;

В настоящее время выявлено, что доминирующая модель банковского управления в российском банковском сообществе обладает следующими недостатками:

1) Почти все банки игнорируют необходимость иметь собственную обоснованную концепцию развития и соответствующую ей концепцию управления (политику банка применительно к разным направлениям его деятельности на определенный период и совокупность соответствующих практических мер).

2) В большинстве банков отсутствуют продуманные и полноценные системы информационного обеспечения процессами управления.

3). Банки уделяют недостаточное внимание системному анализу, диагностике и прогнозированию своей деятельности.

4) Между подразделениями банков (как и между банками) очень слабо развиты горизонтальные структурные связи, что, в конечном итоге, приводит к принятию несогласованных и потому часто неэффективных решений.

5) Отсутствует целостный, содержательно согласованный и качественный комплект внутрибанковской документации, регламентирующий все стороны работы, процедуры подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

В силу названных причин многие отечественные банки до сих пор ориентируются в своем менеджменте на два источника – на опыт управления банками в советские годы и на иностранный опыт. Первый источник помог новым банкам унаследовать ряд методов управления, отвечавших другим историческим условиям, но сегодня ставших неактуальными. Второй источник также не выручает российские банки, поскольку иностранный опыт нуждается в очень непростой адаптации к отечественным условиям, а иногда просто не годится для России.

Поэтому российские коммерческие банки должны уделять серьезное внимание разработке собственных моделей управления для соответствия принимаемых ими управленческих решений условиям окружающей банк обстановки.

Особое значение для устойчивости банков имеет внутренняя политика, осуществляемая ими. Она должна быть направлена на предотвращение основных причин банкротств: потери активов за счет просроченных ссуд или падения рыночной стоимости ценных бумаг; неликвидность; убытки от основной деятельности; рост издержек; предупреждение преступлений со стороны высококвалифицированных специалистов, коррупции. Кроме того, внутренняя политика банка должна быть направлена на привлечение наиболее квалифицированных специалистов, поскольку качественное управление – главное условие прибыльной и надежной работы банка, особенно в период экономических кризисов.

Кризис российской банковской системы в 1998 году и современные экономические условия заставляют российские коммерческие банки обращать пристальное внимание на профессиональный уровень своего персонала. В банковской системе России сейчас работает более 400 тыс. специалистов и менеджеров, часть которых не имеет соответствующего образования или требует переподготовки.

Успех или неудача многих коммерческих банков изначально предопределяется их организационной структурой. В российских банках, как правило, не уделяется достаточного внимания работе аналитического отдела, стратегическому планированию и управлению, внутреннему контролю. В связи с этим, не могут быть успешными многие операции на финансовом рынке, причем именно те операции, которые в силу неопределенности будущего могут дать большой доход, поскольку только высококвалифицированные эксперты-аналитики могут прогнозировать неопределенное будущее с тем, чтобы смягчить или устранить риск.

Ко второй группе внутренних факторов, оказывающих влияние на устойчивость банка, как уже отмечалось ранее, относятся технологические факторы, включающие в себя ориентацию банка на развитие банковских технологий, потребности рынка в новых банковских продуктах и услугах.

Современное банковское дело выдвигает перед банками такие проблемы, которые просто невозможно решить без широкого и комплексного использования новейших информационных технологий. Автоматизация широко затронула традиционные виды банковского обслуживания.

Сегодня невозможно представить успешную работу банка без использования компьютерных сетей. Применение ЭВМ и средств автоматизации значительно продвинули скорость и качество банковских услуг, открыли возможность банкам выполнять аналитические обзоры и давать прогнозы по различным финансовым и общеэкономическим вопросам, предоставлять консультационные услуги. Пластиковые карточки, банкоматы, терминалы в торговых точках, системы «Клиент-Банк», аутсорсинг, и, наконец, Интернет позволили сделать значительный шаг в модернизации банковских операций.

Внедрение новых продуктов – это не только установка программных продуктов, но и движение на создание клиентоориентированного сервиса. Таким образом, банковская компьютерная и телекоммуникационная технология становится заметным фактором ускорения адаптации банковского сектора к требованиям международного банковского сообщества и, соответственно, способствует более устойчивому функционированию коммерческих банков.

При всей важности организационных и технологических факторов, оказывающих влияние на устойчивость коммерческих банков, решающая роль все-таки принадлежит группе финансово-экономических факторов.

Общепризнанными финансово-экономическими факторами устойчивости банка, являются: объем и структура собственных средств, уровень доходов, расходов и прибыли, структура, источники поступления средств и их эффективное размещение. Данные факторы имеют силу только во взаимодействии друг с другом, то есть должны учитываться коммерческими банками в комплексе.  Рассмотренный перечень внешних и внутренних факторов, способных оказать воздействие на устойчивость коммерческого банка, очень индивидуален и зависит от особенностей организации и содержания работы каждого отдельно взятого банка.

Между тем, нельзя отрицать, что в современных экономических условиях наибольшее влияние на устойчивость банков оказывают именно внешние факторы, задавая определенные, не зависящие от самих банков параметры их деятельности. При этом коммерческие банки не должны игнорировать влияние внутрибанковских факторов, постоянно повышая их качество и тем самым со своей стороны воздействуя на устойчивость банка.

Кроме этого, нельзя забывать о том, что наряду с негативными внешними и внутренними факторами на устойчивость коммерческих банков могут оказывать влияние и некоторые позитивные тенденции, например, ускоренный рост собственного капитала банков, улучшение структуры активов, расширение круга банковских услуг – трастовых, лизинговых, факторинговых и др.

Таким образом, устойчивость коммерческого банка представляет собой сложную общеэкономическую категорию, работающую только в условиях соблюдения всех ее правил и требующую постоянного наблюдения со стороны банков. Поэтому важным условием существования любого банка является необходимость оценки его финансовой устойчивости с учетом всех вышеперечисленных факторов.

 

 

 

2 Анализ финансовой устойчивости АКБ «МБРР» (ОАО)

2.1 Экономическая характеристика АКБ «МБРР» (ОАО)

Акционерный Коммерческий Банк «Московский Банк Реконструкции и Развития» (открытое акционерное общество) был создан 29 января 1993 года (Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №2268).

Основываясь на 17-летнем опыте, Московский Банк Реконструкции и Развития интенсивно развивается и укрепляет свои позиции крупного российского универсального коммерческого Банка с современными банковскими технологиями, диверсифицированной клиентской базой и гармоничным развитием трех основных направлений бизнеса: корпоративного, инвестиционного и розничного.

Все эти годы главными составляющими деятельности Банка были надежность механизма проведения операций, уверенность в результате при принятии решений, строгое выполнение взятых на себя обязательств, а также разумный консерватизм и верность корпоративным ценностям. Именно благодаря таким принципам работы росли авторитет Банка, его финансовая и интеллектуальная составляющие, на которых сегодня основывается преуспевание самого Банка.

Сегодня АКБ «МБРР» (ОАО) — это надежный финансовый институт, экономические показатели которого свидетельствуют о стабильности и значительном              потенциале.

В январе 2008 года Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service подтвердило рейтинги Московского Банка Реконструкции и Развития:

1) долгосрочный депозитный рейтинг в иностранной валюте - В1;

2) краткосрочный депозитный рейтинг в иностранной валюте - Not Prime;

3) рейтинг финансовой стабильности E+ (FSR);

4) рейтинг старших необеспеченных долговых обязательств на уровне B1;

5) рейтинг субординированных долговых обязательств на уровне B2.

6) прогноз указанных рейтингов определен как «стабильный».

В феврале 2008 года Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги Московского Банка Реконструкции и Развития:

1) долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) на уровне «B+»;

2) краткосрочный - «B»;

3) индивидуальный – «D/E»;

4) рейтинг поддержки – «4»;

5) долгосрочный рейтинг по национальной шкале «A-(rus)»;

6) прогноз долгосрочных рейтингов - «стабильный».

Московский Банк Реконструкции и Развития — Уполномоченный Банк Правительства              Москвы. В январе 2009 г. Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» было принято решение об аккредитации при АСВ Московского банка реконструкции и развития. Московский Банк Реконструкции и Развития получил право участвовать в конкурсах по отбору банков-агентов, через которые АСВ будет осуществлять выплаты страхового возмещения и расчеты с кредиторами.

Аккредитация Банка свидетельствует о его финансовой стабильности и надежности, которые подтверждены не только международными рейтингами, но и доверием со стороны ЦБ. Банк активно работает на региональных финансовых рынках, постоянно развивая филиальную сеть. Филиалы банка открыты в 17 городах: Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Краснодаре, Томске, Саратове, Красногорске, Уфе, Ставрополе, Нижнем Новгороде, Волгограде, Кемерово, Челябинске, Тюмени и Новосибирске. Розничная программа является приоритетным направлением развития Банка. В продуктовом ряде банка представлены продукты и услуги, ориентированные на самые различные категории потребителей банковских услуг.
         Банк включен Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в Реестр банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами. Московский Банк Реконструкции и Развитии в первом полугодии 2009г. занял 30 место по размеру собственного капитала в рейтинге 200 крупнейших российских банков, составленном журналом «Профиль» (№11 от 30.03.09) на основе показателей кредитных организаций.
Согласно проведенному исследованию МБРР занял 28 позицию в рейтинге Банков, привлекших больше всего депозитов физических лиц. Общая сумма денежных средств, привлеченных Банком, составила 22 489 657 тыс. рублей.
Кроме того МБРР признан одним из самых прибыльных Банков и занял 27 место в рейтинге, согласно данному критерию

Информация о работе Совершенствование кредитной политики банка