Совершенствования кредитной политики банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее исследование и осуществление анализа кредитования физических лиц в ОАО АСБ «Беларусбанк», разработка рекомендаций для повышения качества кредитования физических лиц и совершенствования кредитной политики банка.
Объектом данного исследования является ОАО АСБ «Беларусбанк» г.Бобруйск.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Файлы: 1 файл

потребительский кредит1.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять  функцию средств платежа и  обмен Товар–Деньги–Товар принимает  форму Товар–Обязательство–Деньги, т.е. с временным разрывом между  продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством, которое должно быть погашено через заранее установленный срок. В связи с этим появляются финансово-кредитные отношения, которые регулируют правовую сторону такой формы оплаты.

     Кредит  обеспечивает более быстрое оборачивание капитала, так как за купленный товар можно заплатить позже, а также увеличение капитала за счет привлечения средств других компаний и банков.

     Кредит  – это одна из важнейших на сегодняшний  день экономических категорий. Выбранная  мной тема актуальна, так как кредитные отношения в современных мировых условиях достигли наибольшего развития. На данный момент уже можно говорить не только о регулярном увеличении объемов денежных средств, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений и о росте многообразия этих операций.

     В современной экономике все большее  распространение получает продажа  товаров с рассрочкой или отсрочкой  платежа. Это вызвано тем, что  коммерческий кредит является достаточно эффективным способом стимулирования продаж. Во многих странах рост потребительского и жилищно-ипотечного кредитования населения в значительной мере расширил рынок для потребительских товаров длительного пользования и сыграл заметную роль в быстром развитии соответствующих отраслей промышленности и строительства.

     Потребительское кредитование позволяет населению  использовать значительные заемные  ресурсы на приобретение товаров  длительного пользования, ипотечные  ссуды, оплату неотложных нужд и т.п.

     Таким образом, потребительский кредит - это кредит, который предоставляется физическим лицам для приобретения предметов личного потребления. Главное удобство потребительского кредита заключается в том, что деньги, которые заемщик получает, не являются целевыми. То есть, тратить их он имеет право на любые нужды. Кроме того, оформление такого кредита обычно происходит довольно быстро и не требует залога, а некоторые банки могут выдать его даже без поручителей.

     Потребительское кредитование как фундаментальная  составляющая деятельности банка занимает основное место в объеме банковских операций, приносящих доход. Кредитование выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития, способствует техническому прогрессу.

       Целью курсовой работы является всестороннее исследование и осуществление анализа кредитования физических лиц в ОАО АСБ «Беларусбанк», разработка рекомендаций для повышения качества кредитования физических лиц и совершенствования кредитной политики банка.

     Объектом  данного исследования является ОАО АСБ «Беларусбанк» г.Бобруйск.

     Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

     По  результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение  к рассматриваемой теме, и сделаны  выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

       Исходя  из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты кредитования физических лиц;
  • изучить принципы кредитования;
  • показать классификацию и формы потребительского кредита;
  • провести анализ кредитования физических лиц в ОАО АСБ «Беларусбанк»;
  • выявить проблемы и перспективы кредитования физических лиц в ОАО АСБ «Беларусбанк».

     Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

     При написании работы широко использовались действующие законы и положения, регулирующие порядок кредитования физических лиц, периодические издания, внутренние положения и финансовая документация ОАО АСБ «Беларусбанк», а также информационные ресурсы сети Интернет.

 

     1 Теоретические аспекты кредитования физических лиц 
 

     1.1 Понятие потребительского кредитования и его роль в рыночной экономике 
 

       В рыночных условиях хозяйствования основной формой кредита является банковский кредит – это кредит, предоставляемый коммерческими банками или иными кредитными организациями разных типов и видов.

       Кредитные операции коммерческих банков являются одним из важнейших видов банковской деятельности. На финансовом рынке  кредитование сохраняет позицию наиболее доходной статьи активов кредитных организаций, хотя и наиболее рискованной.

       Стратегия и тактика банка в области  получения и предоставления кредитов составляет существо его кредитной  политики. Каждый банк формирует свою кредитную политику с учетом политических, экономических, организационных и прочих факторов. При формулировании кредитной политики банк в первую очередь исходит из того, что ссудные операции приносят основную часть его прибыли.

       Кредитование  коммерческими банками физических лиц позволяет не только рационально использовать временно свободные денежные средства вкладчиков, оно имеет большое социальное значение, так как способствует удовлетворению жизненно важных потребностей населения в жилье, предметах длительного пользования, различных товарах и услугах [9, С. 24].

       Потребительский кредит – вид кредита, назначение которого состоит в предоставлении населению денежных средств или  товаров для удовлетворения потребительских нужд. При этом потребительский характер кредитов определяется целью (объектом кредитования) предоставления кредита.

       К потребительским кредитам относят  любые виды кредитов, предоставляемых  населению, в том числе кредиты  на приобретение товаров длительного  пользования, ипотечные кредиты, кредиты на неотложные нужды и прочие.

       Объектом  потребительского кредита являются расходы, связанные с удовлетворением  потребностей населения. Принято разделять  эти расходы на две группы:

  • расходы на удовлетворение потребностей текущего характера (приобретение товаров в личную собственность);
  • расходы на удовлетворение потребностей капитального или инвестиционного характера (строительство жилья, содержание недвижимого имущества).

       Исторически первой формой потребительского кредита  была так называемая "тали трейд" - торговля в рассрочку, которая начала развиваться в Западной Европе еще в XVIII в. Странствующие торговцы периодически поставляли и продавали товары в определенные местности некоторым семьям, соглашаясь на частичную регулярную оплату, с отсрочкой конечного платежа на определенный срок (до следующего своего прибытия).

       В условиях низкой покупательной способности  большинства населения потребительский  кредит осуществлялся в интересах  кредиторов, приобретая эксплуататорский грабительский характер. Так было, к примеру, в XIX в. и в начале XX века, когда наемные работники были вынуждены покупать потребительские товары в заводских лавках по повышенным ценам в счет будущей заработной платы. Такой грабительский потребительский кредит был одним из источников усиления эксплуатации наемной рабочей силы.

       Цивилизованный  характер потребительский кредит приобретает  по мере роста заработной платы и  повышения уровня жизни населения. Как результат подъема жизненных  стандартов в потребительской сфере  сформировались равноправные взаимовыгодные отношения между заемщиками и кредиторами.

       Особое  развитие потребительский кредит получил  в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой  войны, 1939-1945г.г.) в связи с резким усилением несоответствия между  ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся.

       Потребительский кредит отражает экономические отношения  между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Кредит ускоряет получение населением определенных благ (товаров, услуг), которые оно могло бы иметь только в будущем, при условии накопления суммы денежных средств, необходимой для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг. Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, а с другой – ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует увеличению капитала производителей товаров.

       Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной  шанс: либо применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем.

       Рассрочка погашения кредита позволяет населению постепенно накапливать деньги для платежа. В процессе погашения потребительских кредитов у населения сокращается на соответствующую сумму платежеспособный спрос, что необходимо учитывать при определении объема и структуры товарооборота, платных услуг, динамики доходов и расходов населения, денежной массы в обращении. Таким образом, размер кредитов тесно взаимосвязан с формированием покупательного фонда населения и его соответствия объему и структуре товарного фонда и услуг.

       Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей.

       Посредством того, что потребительский кредит вынуждает людей, как можно крепче держаться за своё рабочее место, он уменьшает текучесть кадров. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны. В итоге потребительский кредит является очень сильным фактором подъёма народного благосостояния [8, С. 15].

       Следует также учесть, что потребительский кредит, временно форсируя рост производства, и создавая видимость высокой конъюнктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов.

       Главными  параметрами потребительского кредита  являются:

  • доступность кредита;
  • величина процентной ставки;
  • сроки предоставления и погашения;
  • способность заемщика вернуть кредит.

       Субъектами  потребительского кредита являются банки, торговые заведения (кредиторы) и население (заемщики). Традиционно  кредитование физических лиц осуществляется преимущественно банками.

       В схеме потребительского кредитования могут участвовать не только банк и кредитополучатель, но и поручители, а также торговые организации.

       Поручитель  – это достаточно платёжеспособный человек (или организация), который является дополнительным гарантом для банка, что кредитополучатель вернёт деньги, в противном случае выплата кредита ложится на поручителя.

       Торговые  организации довольно часто сотрудничают с банками в процедуре оформления кредита – они продают свои товары с отсрочкой платежа, привлекая в качестве кредитора – финансовую организацию, но человек, купивший товар «в кредит», становится должником не магазина, а банка, сотрудничающего с ним.

       В силу специфики сферы конечного  потребления возникает необходимость  вхождения в отношения потребительского кредитования такого субъекта как торговые организации, осуществляющие посредническую деятельность по купле-продаже товаров и предоставлению услуг. Потребительский кредит является формой помощи торговым заведениям в сбыте (продаже) товаров. При этом каждая торговая организация должна найти оптимальное сочетание прямых продаж товаров за деньги (наличными или по безналичному расчету) и продажи в рассрочку.

Информация о работе Совершенствования кредитной политики банка