Система страхования банковских вкладов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организации и функционирования системы страхования вкладов, основных направлений ее развития в России.
Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
– рассмотреть общее понятие об участниках системы страхования вкладов
– изучить условия и порядок выплаты страхового возмещения по вкладам
– рассмотреть. Российскую систему страхования вкладов с точки зрения положений ключевых принципов IADI
– проанализировать участие Агентства по страхованию вкладов в предупреждении банкротства кредитных организаций

Оглавление

Глава 1. Понятие и экономические предпосылки создания системы страхования вкладов 5
1.1 Понятие и виды систем страхования вкладов 5
1.2. Сущность и деятельность агентства по страхованию вкладов 9
1.3. Полномочия агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов 13
Глава 2. Анализ развития системы страхования вкладов в России 21
2.1. Центральный банк – как орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций 21
2.2. Общая характеристика банков по увеличению страховки по вкладам в России 35
Глава 3. Программы правительства для усовершенствования системы страхования вкладов в России 43
Заключение 53
Список использованной литературы: 55

Файлы: 1 файл

Система страхования банковских вкладов в России.docx

— 116.17 Кб (Скачать)

Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.

АСВ обладает следующими полномочиями:

  • Организует учет банков (ведет реестр банков);
  • Осуществляет сбор страховых взносов и контроль над их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
  • Осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;
  • Имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Законна о Банке России и нормативными актами Банка России;
  • Размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов;
  • Имеет право требовать банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых обслуживаются вкладчики;
  • Определяет порядок расчета страховых взносов в соответствии со ст. 36 Закона о страховании вкладов;
  • Осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством целей.

Органами управления АСВ являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства.

Высшим органом управления АСВ является совет директоров, в который входят 13 членов – 7 представителей Правительства РФ, 5 представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Председатель совета директоров избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства РФ.

Совет директоров Агентства реализует следующие полномочия:

  • Утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в правительство РФ, для включения в проект федерального законна, о федеральном бюджете на очередной год;
  • Устанавливает ставку страховых взносов;
  • Определяет направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств АСВ, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых денежных средств;
  • Принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство РФ не позднее 5 дней со дня получения уведомления от правления Агентства;
  • Принимает решение о перечислении в федеральный бюджет полученных средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательно страхования вкладов;
  • Утверждает порядок расчета страховых взносов;
  • Утверждает годовой отчет Агентства;
  • Утверждает смену расходов Агентства;
  • Утверждает организационную структуру Агентства;
  • Принимает решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;
  • Назначает на должность и освобождает от должности членов правления Агентства;
  • Назначает аудитора Агентства;
  • Утверждает регламент работы правления Агентства;
  • Принимает решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
  • А также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов.

Количественный состав правления АСВ определяется советом директоров Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства.

Члены правления работают на постоянной основе.

Члены правления АСВ могут быть освобождены от должности:

По истечении срока полномочий – генеральным директором Агентства;

До истечения срока полномочий – советом директоров по представлению генерального директора Агентства.

Правление Агентства:

  • Принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;
  • Принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении из реестра;
  • Обращается в Банк России с предложением о применении к банку, мер ответственности в соответствии со ст.74 Закона о Банке России;
  • Вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;
  • Осуществляет иные полномочия предусмотренные Законом о страховании вкладов, если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства.

Генеральный директор АСВ назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров АСВ сроком на 5 лет.

Генеральный директор может быть освобожден от должности советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства в различных случаях, например при истечении срока своих полномочий, при подачи личного заявления об отставке и т.д.

Генеральный директор Агентств обладает следующими полномочиями:

  • Действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  • Возглавляет правление АСВ и организует реализацию его решений;
  • Издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;
  • Распределяет обязанности между своими заместителями;
  • Назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства;
  • Принимает решение по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров и правления Агентства.

Поскольку государственная корпорация создается на основании, федерального законна (для АСВ таковым является Закон о страховании вкладов), то реорганизована и ликвидирована, она также может быть только на основании Закона.

 

1.3. Полномочия агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов

 

В рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия АСВ, органов государственной власти, Банка России кредитных организаций.

Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.

С указанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию, в частности:

  • О выдаче банку разрешения (лицензии) Банка России;
  • О принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства;
  • О применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета (ограничений) на привлечение вкладов граждан.
  • О реорганизации банка;
  • О введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

В свою очередь Агентство:

1.Информирует Банк России:

а) о внесении банков в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра;

б) об изменении ставки страховых взносов;

2. Обращается в Банк  России с предложениями:

а) о проведении проверки банка Банком России;

б) о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральным законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер.

Финансовую основу системы страхования вкладов составляет Фонд обязательного страхования вкладов, принадлежащий Агентству на праве собственности и предназначенный для финансирования выплаты возмещения по вкладам.

Фонд представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в целях страхования вкладов. К числу характерных особенностей относятся следующее:

  • Фонд обособляется от иного имущества Агентства; соответственно, по фонду ведется обособленный учет;
  • Денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России;
  • На фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:

  • Страховых взносов, являющихся едиными для всех банков и подлежащих уплате ими со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.
  • Пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов.
  • Денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам.
  • Средств федерального бюджета.
  • Доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда.
  • Первоначального имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства.
  • Других доходов, не запрещенных законодательством.

Временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут быть размещены и (или) инвестированы на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов:

  1. В государственные ценные бумаги РФ, а также в государственные ценные бумаги субъектов Федерации.
  2. В облигации российских эмитентов.
  3. В акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ.
  4. В паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов.
  5. В ипотечные ценные бумаги.
  6. В ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития.
  7. В депозиты и ценные бумаги Банка России.

Размещение временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в ценные бумаги разрешается:

  1. они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ для размещения денежных средств инвестиционных инвесторов – для государственных ценных бумаг РФ.
  2. они обращаются на организованном рынке ценных бумаг, и отвечают критериям, установленным Министерство финансов РФ. Для государственных ценных бумаг, субъектов РФ, облигаций российских эмитентов, созданных в форме акционерных обществ; ипотечных ценных бумаг.

Финансовые инструменты, приобретаемые за счет денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, является его неотъемлемой частью и отражается на балансе, на котором учитывается этот фонд.

Финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается также имуществом Агентства и средствами федерального бюджета. В этих целях федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливаются право Правительства РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета. В случаях подтверждения советом директоров АСВ решения правления АСВ о невозможности возмещения по вкладам в установленные сроки, без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств совет директоров Агентства в срок, не превышающий 7 календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

Обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением АСВ дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд. руб. Правительство РФ принимает соответствующие решение в срок, не превышающий 7 календарных дней.

Обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением АСВ дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд.руб. При невозможности выделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год в срок, не превышающий 7 календарных дней со дня получения обращения совета директоров АСВ.

В целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров Агентства вправе также устанавливать повышенную ставку страховых взносов.

Основными принципами российской системы страхования вкладов являются:

  • обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
  • сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
  • прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
  • накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

Информация о работе Система страхования банковских вкладов в России