Агентство не отвечает по обязательствам
Российской Федерации. Российская Федерация
не отвечает по обязательствам Агентства,
если иное не установлено федеральным
законом.
АСВ обладает следующими полномочиями:
- Организует учет банков (ведет реестр банков);
- Осуществляет сбор страховых
взносов и контроль над их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
- Осуществляет мероприятия по
учету требований вкладчиков к банку и
выплате им возмещения по вкладам;
- Имеет право обращаться в Банк
России с предложением о применении к
банкам мер ответственности, предусмотренных
ст. 74 Законна о Банке России и нормативными
актами Банка России;
- Размещает и (или) инвестирует
временно свободные денежные средства
фонда обязательного страхования вкладов;
- Имеет право требовать банков
размещения информации о системе страхования
вкладов и об участии в ней банка в доступных
для вкладчиков помещениях банка, в которых
обслуживаются вкладчики;
- Определяет порядок расчета
страховых взносов в соответствии со ст. 36 Закона о страховании вкладов;
- Осуществляет иные полномочия,
направленные на достижение поставленных
перед Агентством целей.
Органами управления
АСВ являются совет директоров
Агентства, правление Агентства и генеральный
директор Агентства.
Высшим органом управления
АСВ является совет директоров,
в который входят 13 членов – 7 представителей
Правительства РФ, 5 представителей Банка
России и генеральный директор Агентства.
Председатель совета директоров избирается
советом директоров Агентства по представлению
Правительства РФ.
Совет директоров Агентства
реализует следующие полномочия:
- Утверждает предложения правления
Агентства о прогнозируемом размере расходов
из федерального бюджета для покрытия
дефицита фонда обязательного страхования
вкладов в очередном году и направляет
их в правительство РФ, для включения в проект федерального законна, о федеральном бюджете на очередной год;
- Устанавливает ставку страховых
взносов;
- Определяет направления, условия
и порядок размещения и (или) инвестирования
временно свободных денежных средств
АСВ, а также предельный размер размещаемых
и (или) инвестируемых денежных средств;
- Принимает решение о наличии
дефицита фонда обязательного страхования
вкладов и направляет предложения о порядке
его покрытия при наступлении страхового
случая в Правительство РФ не позднее
5 дней со дня получения уведомления от
правления Агентства;
- Принимает решение о перечислении
в федеральный бюджет полученных средств
федерального бюджета после восстановления
финансовой устойчивости фонда обязательно
страхования вкладов;
- Утверждает порядок расчета
страховых взносов;
- Утверждает годовой отчет Агентства;
- Утверждает смену расходов
Агентства;
- Утверждает организационную
структуру Агентства;
- Принимает решение о создании
филиалов и об открытии представительств
Агентства;
- Назначает на должность и освобождает
от должности членов правления Агентства;
- Назначает аудитора Агентства;
- Утверждает регламент работы
правления Агентства;
- Принимает решение о выпуске
Агентством облигаций и иных эмиссионных
ценных бумаг;
- А также осуществляет иные полномочия,
предусмотренные Законом о страховании
вкладов.
Количественный состав правления АСВ определяется
советом директоров Агентства. Генеральный
директор Агентства входит в состав правления
Агентства по должности и руководит работой
правления Агентства.
Члены правления работают на
постоянной основе.
Члены правления АСВ могут быть
освобождены от должности:
По истечении срока полномочий
– генеральным директором Агентства;
До истечения срока полномочий
– советом директоров по представлению
генерального директора Агентства.
Правление Агентства:
- Принимает решение о выплате
вкладчикам возмещения по вкладам;
- Принимает решение о включении
банка в реестр банков и об исключении
из реестра;
- Обращается в Банк России с
предложением о применении к банку, мер ответственности в соответствии со ст.74 Закона о Банке России;
- Вносит на утверждение в совет
директоров Агентства предложения о развитии
системы страхования вкладов, направлениях,
об условиях и о порядке размещения и (или)
инвестирования временно свободных денежных
средств фонда обязательного страхования
вкладов;
- Осуществляет иные полномочия
предусмотренные Законом о страховании
вкладов, если они не находятся в компетенции
совета директоров Агентства.
Генеральный директор
АСВ назначается на должность советом
директоров Агентства по представлению
председателя совета директоров АСВ сроком
на 5 лет.
Генеральный директор может
быть освобожден от должности советом
директоров Агентства по представлению
председателя совета директоров Агентства
в различных случаях, например при истечении
срока своих полномочий, при подачи личного
заявления об отставке и т.д.
Генеральный директор Агентств
обладает следующими полномочиями:
- Действует от имени Агентства
и представляет без доверенности его интересы
в отношениях с органами государственной
власти, организациями иностранных государств
и международными организациями, другими
учреждениями и организациями;
- Возглавляет правление АСВ
и организует реализацию его решений;
- Издает приказы и распоряжения
по вопросам деятельности Агентства;
- Распределяет обязанности между
своими заместителями;
- Назначает на должность и освобождает
от должности служащих Агентства;
- Принимает решение по иным вопросам,
отнесенным к компетенции Агентства, за
исключением вопросов, отнесенных к компетенции
совета директоров и правления Агентства.
Поскольку государственная
корпорация создается на основании, федерального
законна (для АСВ таковым является Закон
о страховании вкладов), то реорганизована
и ликвидирована, она также может быть
только на основании Закона.
1.3. Полномочия агентства
по управлению фондом обязательного страхования
вкладов
В рамках организационных основ
системы страхования вкладов действующее
законодательство устанавливает порядок
взаимодействия АСВ, органов государственной
власти, Банка России кредитных организаций.
Отношения Банка России и Агентства
основаны в первую очередь на взаимном
информировании друг друга по вопросам
осуществления мероприятий по страхованию
вкладов.
С указанной целью Банк России
направляет в Агентство отчетность банков
и иную необходимую информацию, в частности:
- О выдаче банку разрешения (лицензии)
Банка России;
- О принятии решения о проведении
проверки банка по предложению Агентства;
- О применении Банком России
к банку мер ответственности в виде наложения
запрета (ограничений) на привлечение
вкладов граждан.
- О реорганизации банка;
- О введении моратория на удовлетворение
требований кредиторов банка.
В свою очередь Агентство:
1.Информирует Банк России:
а) о внесении банков в реестр
банков и об исключении банка из указанного
реестра;
б) об изменении ставки страховых
взносов;
2. Обращается в Банк
России с предложениями:
а) о проведении проверки банка
Банком России;
б) о применении Банком России
к банку мер ответственности, предусмотренных
федеральным законами, с приложением документов,
обосновывающих необходимость применения
указанных мер.
Финансовую основу системы
страхования вкладов составляет Фонд обязательного
страхования вкладов, принадлежащий
Агентству на праве собственности и предназначенный
для финансирования выплаты возмещения
по вкладам.
Фонд представляет собой совокупность
денежных средств и иного имущества, которые
формируются и используются в целях страхования
вкладов. К числу характерных особенностей
относятся следующее:
- Фонд обособляется от иного
имущества Агентства; соответственно,
по фонду ведется обособленный учет;
- Денежные средства фонда учитываются
на специально открываемом счете Агентства
в Банке России;
- На фонд не может быть обращено
взыскание по обязательствам Российской
Федерации, муниципальных образований,
банков, иных третьих лиц, а также Агентства,
за исключением случаев, когда обязательства
Агентства возникли в связи с неисполнением
им обязанностей по выплате возмещения
по вкладам.
Фонд обязательного страхования
вкладов формируется за счет:
- Страховых взносов, являющихся
едиными для всех банков и подлежащих
уплате ими со дня внесения банка в реестр
банков и до дня отзыва (аннулирования)
лицензии Банка России или до дня исключения
банка из реестра банков.
- Пеней за несвоевременную и
(или) неполную уплату страховых взносов.
- Денежных средств и иного имущества,
которые получены от удовлетворения прав
требования Агентства, приобретенных
в результате выплаты им возмещения по
вкладам.
- Средств федерального бюджета.
- Доходов от размещения и (или)
инвестирования временно свободных денежных
средств фонда.
- Первоначального имущественного
взноса Российской Федерации в имущество
Агентства.
- Других доходов, не запрещенных
законодательством.
Временно свободные денежные
средства фонда обязательного страхования
вкладов могут быть размещены и (или) инвестированы
на принципах возвратности, прибыльности
и ликвидности приобретаемых Агентством
финансовых инструментов:
- В государственные ценные бумаги
РФ, а также в государственные ценные бумаги
субъектов Федерации.
- В облигации российских эмитентов.
- В акции российских эмитентов,
созданных в форме открытых акционерных
обществ.
- В паи (акции, доли) индексных
инвестиционных фондов.
- В ипотечные ценные бумаги.
- В ценные бумаги государств,
являющихся членами Организации экономического
сотрудничества и развития.
- В депозиты и ценные бумаги
Банка России.
Размещение временно свободных
денежных средств фонда обязательного
страхования вкладов в ценные бумаги разрешается:
- они обращаются на рынке ценных
бумаг или специально выпущены Правительством
РФ для размещения денежных средств инвестиционных
инвесторов – для государственных ценных
бумаг РФ.
- они обращаются на организованном
рынке ценных бумаг, и отвечают критериям, установленным Министерство финансов РФ. Для государственных ценных
бумаг, субъектов РФ, облигаций российских эмитентов, созданных в форме акционерных обществ; ипотечных ценных бумаг.
Финансовые инструменты, приобретаемые
за счет денежных средств фонда обязательного
страхования вкладов, является его неотъемлемой
частью и отражается на балансе, на котором
учитывается этот фонд.
Финансовая устойчивость системы
страхования вкладов обеспечивается также
имуществом Агентства и средствами федерального
бюджета. В этих целях федеральный закон
о федеральном бюджете на соответствующий
год устанавливаются право Правительства
РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять
заимствования, предельный объем указанных
заимствований, а также предельный объем
соответствующих расходов федерального
бюджета. В случаях подтверждения советом
директоров АСВ решения правления АСВ
о невозможности возмещения по вкладам
в установленные сроки, без пополнения
фонда обязательного страхования вкладов
за счет дополнительных денежных средств
совет директоров Агентства в срок, не
превышающий 7 календарных дней после
наступления страхового случая, принимает
одно из следующих решений:
Обратиться в Правительство
РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих
денежных средств виде бюджетного кредита,
если рассчитанный правлением АСВ дефицит
фонда обязательного страхования вкладов
составляет не более 1 млрд. руб. Правительство
РФ принимает соответствующие решение
в срок, не превышающий 7 календарных дней.
Обратиться в Правительство
РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных
денежных средств из федерального бюджета,
если рассчитанный правлением АСВ дефицит
фонда обязательного страхования вкладов
превышает 1 млрд.руб. При невозможности
выделения указанных средств Правительство
РФ в рамках своих полномочий вносит в
Государственную Думу проект федерального
закона внесении соответствующих изменений
в федеральный закон о федеральном бюджете
на соответствующий год в срок, не превышающий
7 календарных дней со дня получения обращения
совета директоров АСВ.
В целях восстановления фонда
обязательного страхования вкладов совет
директоров Агентства вправе также устанавливать
повышенную ставку страховых взносов.
Основными принципами российской
системы страхования вкладов являются:
- обязательность участия банков
в системе страхования вкладов;
- сокращение рисков наступления
неблагоприятных последствий для вкладчиков
в случае неисполнения банками своих обязательств;
- прозрачность деятельности
системы страхования вкладов;
- накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.