Система страхования банковских вкладов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организации и функционирования системы страхования вкладов, основных направлений ее развития в России.
Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
– рассмотреть общее понятие об участниках системы страхования вкладов
– изучить условия и порядок выплаты страхового возмещения по вкладам
– рассмотреть. Российскую систему страхования вкладов с точки зрения положений ключевых принципов IADI
– проанализировать участие Агентства по страхованию вкладов в предупреждении банкротства кредитных организаций

Оглавление

Глава 1. Понятие и экономические предпосылки создания системы страхования вкладов 5
1.1 Понятие и виды систем страхования вкладов 5
1.2. Сущность и деятельность агентства по страхованию вкладов 9
1.3. Полномочия агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов 13
Глава 2. Анализ развития системы страхования вкладов в России 21
2.1. Центральный банк – как орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций 21
2.2. Общая характеристика банков по увеличению страховки по вкладам в России 35
Глава 3. Программы правительства для усовершенствования системы страхования вкладов в России 43
Заключение 53
Список использованной литературы: 55

Файлы: 1 файл

Система страхования банковских вкладов в России.docx

— 116.17 Кб (Скачать)

В связи с международными рекомендациями по соблюдению принципов и стандартов СФС в сфере вознаграждений (материального стимулирования сотрудников) будет проводиться работа по реализации указанных рекомендаций с учетом специфики российского законодательства.

Банк России уделит особое внимание изучению подходов к осуществлению макро пруденциального надзора, ориентированного на обеспечение стабильности банковской системы. Будет продолжена работа по совершенствованию инструментов макро пруденциального анализа, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора и их публикации на сайте МВФ в сети Интернет, а также оценки системных рисков методами стресс - тестирования.

С учетом практики применения Банком России и АСВ мер по предупреждению банкротства целесообразно дальнейшее совершенствование указанного механизма с целью обеспечения применения наиболее эффективных инструментов и процедур предупреждения банкротства кредитных организаций. В качестве основных направлений совершенствования данного механизма наиболее актуальным является расширение стимулов участия в предупреждении банкротства банков. Частных инвесторов путем предоставления Банку России возможности устанавливать специальный режим применения мер воздействия к кредитным организациям, реализующим планы мер по финансовому оздоровлению частными инвесторами без привлечения средств государства, а также уточнение правовой базы механизмов передачи имущества и обязательств банков. Кроме того, будут разработаны предложения по установлению ответственности лиц, контролирующих банк, в отношении которого АСВ осуществляет меры по предупреждению банкротства, если необходимость применения таких мер возникла в результате виновных действий (бездействия) указанных лиц.

В рамках инициатив "Группы 20" Банк России в соответствии с Принципами межгосударственного сотрудничества по кризисному управлению СФС продолжит осуществлять мониторинг разработки системообразующими банками планов реструктуризации бизнеса и дополнительного финансирования в целях обеспечения непрерывности их деятельности на случай чрезвычайных обстоятельств.

Продолжится работа по совершенствованию законодательства в целях снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций и максимального сокращения для кредиторов и банковской системы в целом негативных последствий отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций. В этой связи предполагается продолжить работу по законодательному закреплению норм, предусматривающих упрощенный порядок перехода от процедуры принудительной ликвидации кредитной организации к процедуре ее банкротства (в том числе в части установления требований кредиторов), а также позволяющих при ликвидации кредитных организаций осуществлять оперативную передачу обязательств и имущества кредитной организации действующей кредитной организации.

Банк России примет участие в разработке проекта изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственность за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы. Отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных сведений. А равно представление неполных либо заведомо ложных сведений в целях сокрытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации.

Важной мерой поддержки финансового рынка и минимизации для его участников последствий отзыва у кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций станет принятие поправок в законодательство о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, предполагающих возможность заключения участниками срочного рынка соглашений о неттинге в отношении обязательств по финансовым сделкам.

В 2013 - 2015 годах инспекционная деятельность Банка России будет направлена на получение объективной информации о финансовом состоянии (экономическом положении) кредитных организаций, определение профиля рисков и основных направлений их концентрации, выявление операций, направленных на сокрытие реального качества активов. Особое внимание будет уделяться при этом проверкам структурообразующих кредитных организаций, имеющих федеральное или региональное значение и, как следствие, оказывающих существенное влияние на системную устойчивость банковского сектора.

В целях выявления рисков на консолидированной основе и установления возможного наличия операций по сокрытию реального качества активов у кредитных организаций, входящих в банковские группы, а также подконтрольных одной группе собственников, проверки будут осуществляться одновременно и координированно.

Для получения более полной и достоверной информации о клиентах, заемщиках и владельцах банков, в том числе по вопросам подтверждения достоверности отчетности заемщиков и учредителей (участников) кредитных организаций, будет совершенствоваться взаимодействие Банка России с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами.

Будет проводиться поэтапная централизация инспекционной деятельности Банка России, предполагающая совершенствование организационной структуры инспектирования и направленная на повышение результативности проверок, в том числе за счет повышения эффективности взаимодействия подразделений дистанционного и контактного надзора, конкретизации их сфер ответственности, обеспечения независимости деятельности инспекторов, более эффективного маневрирования инспекционными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На сегодняшнем рынке банковских депозитов четко просматривается несколько тенденций. Во-первых, наблюдается определенное замедление темпов роста вкладов, особенно заметное на фоне «скачка» 2009-2010 годов. Эксперты считают, что это реакция населения на низкие процентные ставки по депозитам в сравнении с уровнем инфляции. Во-вторых, несмотря на определенный спад, сберегательные способности населения по-прежнему достаточно высоки, поскольку люди рассматривают вклад как самый привлекательный инструмент сбережения, который не имеет в России достойной альтернативы. В-третьих, в условиях определенной стабилизации курса национальной валюты рублевые вклады являются самыми доходными, а значит, и самыми привлекательными для населения.

Надо отметить, что в этом году Закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», в соответствии с которым функционирует АСВ, исполняется десять лет. Следует признать: он был настолько продуманным, что за время его действия все изменения носили лишь косметический характер и сути не меняли. Первоначально АСВ занималось исключительно страхованием вкладов населения в банках - участниках системы страхования вкладов (ССВ). Сегодня мы обеспечиваем комплексную защиту прав кредиторов проблемных банков. Скоро появятся новые функции.

Если обратиться к статистике, то за почти десятилетний период существования Агентство прошло через 135 страховых случаев. При этом хочу заметить, система работала и работает без единого сбоя. За это время вкладчикам обанкротившихся банков было выплачено порядка 77 млрд рублей страхового возмещения. Ликвидационным процедурам подверглись 299 кредитных организаций, финансовому оздоровлению - 19 крупных и социально значимых для страны банков.

АСВ на этапе создания вобрало в себя лучшие практики деятельности международных страховщиков депозитов и накопило уже собственный огромный опыт. Таким образом, можно сказать, что российская ССВ во многих вопросах даже опережает развитые системы, например по срокам проведения страховых выплат. Возможно, наша система несколько проще устроена: у нас пока нет дифференцированной шкалы отчислений в фонд страхования, как в других странах.

В Госдуму уже внесен законопроект, предусматривающий повышение суммы страховых выплат по вкладам физических лиц до миллиона рублей, и в этом же законопроекте прописана дифференцированная шкала отчислений в фонд страхования вкладов. Надеюсь, что этот законопроект будет рассмотрен и принят в ходе осенней сессии Госдумы.

Если говорить о ставках по банковским вкладам, то в целом по рынку они снижаются, и с начала 2013 года их снижение составило 0,7%. Вы правы: есть игроки, которые предлагают своим клиентам слишком привлекательные условия по депозитам с точки зрения размера ставок. Однако это не системный вопрос, а проблема эффективности риск-менеджмента в отдельных банках. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной
литературы:

 

  1. Аверьянова М. В. Проблемы и перспективы развития страхового рынка региона / М. В. Аверьянова // Регионология. - 2011. - № 3. - С. 278-283. - Библиограф.: с. 283 (8 назв.).
  2. Адамчук Н.Г., Юлдашев Р.Т. Обзор страховых рынков ведущих стран мира. М.: Анкил, 2010.(«Мировые страховые рынки»)
  3. Архипов А.П., Гомелля В.Б. Основы страхового дела: учеб пособие. М.: Маркет-ДС,2012
  4. Аникин А.В «Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта», 2010 г.
  5. Балабанов Н.Т., Балабанов А.И. Страхование. Спб.:Питер, 2011
  6. Гвозденко А.А. Основы страхования: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика,2011
  7. Грачев Е. Ю., Толстопятенко Г. П. Финансовое право учебник для вузов; М-во образования и науки РФ, Моск. Гос. юрид. акад. - М.: Проспект, 2012 с.
  8. Галицкая С. В. Деньги. Кредит. Финансы МГИМО. - М.: Экзамен, 2012. - 224 с.
  9. Крутик А.Б., Никитина Т.В. страхование: учеб.пособие. Спб.: Изд-во Михайлова В.А.,2011
  10. Мурзина А «Система страхования вкладов глазами банкиров», 2010г
  11. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 268 с.
  12. Министерство финансов Российской Федерации: итоги и новые задачи // Финансы. - 2012. - №11. с. 3-9
  13. Нешитой А. С. Финансы учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2010. - 509 с.
  14. Повышение устойчивости финансовой системы страны - важное направление деятельности Минфина России // Финансы. - 2006. - №5. с. 3-14
  15. Романовский М. В. Финансы учебник для вузов СПб. гос. ун-т экономики и финансов. - М.: Юрайт, 2012. - 503 с.
  16. Современная финансовая система Российской Федерации // Государство и право. - 2012. - № 6. - с. 95-98
  17. Сергеев В.В., Барчуков В.П., «Что нужно знать о страховании банковских вкладов», 2010г.
  18. Эриашвили Н.Д «Банковское право», 2011г.
  19. www.asv.org.ru //Официальный сайт государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»
  20. www.asv.org.ru - Официальный сайт агентства по страхованию вкладов.

 

 


Информация о работе Система страхования банковских вкладов в России