Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать такие вопросы как становление, развитие и организация системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...1
Глава I
Российская система страхования вкладов…………...………………………3
Общая характеристика системы страхования вкладов физических лиц......6
Глава II
2.1 Правовой статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов……………………………………………………………11
2.2 Организационные и финансовые основы системы страхования вкладов..12
2.3 Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам…………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список источников и литературы………………………………………………31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I
Глава II
2.1 Правовой
статус, цель деятельности и
2.2 Организационные и финансовые основы системы страхования вкладов..12
2.3 Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам…………………….18
Заключение……………………………………………………
Список
источников и литературы………………………………………………
Введение
27
декабря 2003 года вступил в силу
Федеральный закон "О
Одной из наиболее важных задач, решаемых Законом о страховании вкладов, является определение порядка "входа" банков в систему страхования. При обсуждении законопроекта этот вопрос вызывал ожесточенные дискуссии. Высказывались опасения, что на переходном этапе к банкам будут предъявлены чрезмерно жесткие требования, которые не позволят многим из них стать участниками системы страхования, а также что процедуры перехода неоправданно затянут "переходный процесс". Противники введения системы страхования вкладов указывали на то, что российская банковская система не готова к системе страхования вкладов, так как скрытые внутри банковской системы проблемы (низкая и во многом фиктивная капитализация, непрозрачность структуры собственности и т.д.) могут в течение короткого времени привести систему страхования к банкротству.
Результатом обсуждения стала выработка специальной процедуры перехода, которая призвана сочетать, во-первых, известную строгость требований к банкам и, во-вторых, ясность, исключающую или сводящую к минимуму дискреционные полномочия органа банковского надзора. Последнее замечание отчасти объясняет, почему заключительная часть Закона о страховании вкладов, регулирующая вопросы вступления банков в систему страхования вкладов, настолько подробно отражает весь этот процесс. Причем нередко описываются и процедуры, происходящие внутри субъекта правоотношений - Банка России, который принимает решение о соответствии банка условиям, предъявляемым к участникам вышеназванной системы.
Новый
Закон предусматривает
Обязательное страхование вкладов является для российского права новым институтом; в советском гражданском праве необходимость в подобном институте отсутствовала, т.к. все банки являлись государственными, и государством как их собственником обеспечивались гарантии сохранности вкладов, поэтому считаю актуальным рассмотрение темы «Система страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации» на сегодняшний день.
Системы страхования (гарантирования) вкладов населения, действующие почти во всех экономически развитых странах, показали свою эффективность, способствуя вовлечению в реальный сектор экономики самого большого и долгосрочного кредитного ресурса - накоплений граждан.
Создание российской системы обязательного страхования вкладов населения является специальной программой, реализуемой государством и банковским сообществом в целях укрепления доверия граждан к банковской системе, стимулирования привлечения сбережений населения в экономику, поддержания внутренней устойчивости банковского сектора.
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать такие вопросы как становление, развитие и организация системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации.
В написании данной курсовой работы мною были использованы научные труды таких авторов как Тосуняна Г.А., Викулина А.Ю., Сокола П., Гузнова А.Г., Галагоц В.Д., Братко А.Г., Барисова А.Н., Востриковой Л.Г. и др.
Глава I
1.1. Российская система страхования вкладов
Становление и развитие российской системы страхования вкладов происходило поэтапно. До системного банковского кризиса 1998 г. были попытки организации государственной системы страхования вкладов, характеризующиеся нормативным закреплением положений о создании и использовании различных страховых фондов.
Первая попытка введения института страхования вкладов была связана с вступлением в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. «О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков т банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках», определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды перечислялись банками в 1991 – 1993 гг., за все время их существования расходы из фондов не производились.
В начале 1994 г. было прекращено формирование фонда страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные в эти фонды средства подлежали возврату банкам на основании их письменных заявлений. Это объяснялось тем, что в соответствии с законодательством страхование банковских депозитов и банков не является функцией Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ).
Дальнейшее развитие института страхования вкладов связано с принятием Указа Президента России от 28 марта 1993 г. № 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации», которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих вклады (депозиты) граждан. Центробанку в соответствии с указом было рекомендовано перечисленные банками в 1992 – 1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования депозитов в коммерческих банках.
К 1994 г. политики и банкиры осознали необходимость отдельного законодательного акта о защите мелких вкладчиков, и под комитетом Государственной Думы по банковскому законодательству была инициирована работа над проектом закона о страховании вкладов, в которой активное участие приняла Ассоциация российских банков.
Результатом работы стал законопроект «О гарантировании вкладов граждан в банках», в соответствии с которым предполагалось создать некоммерческую организацию, гарантирующую каждому вкладчику выплату возмещения по его вкладам (Федеральную резервную корпорацию гарантирования вкладов). В июле 1996 г. законопроект был одобрен в первом чтении, три года находился в согласовании в Госдуме, в сентябре 1999 г. был принят во втором и третьем чтении. Однако Совет Федерации отклонил законопроект.
Для
преодоления последствий
Совершенствование концепции системы страхования вкладов повлекло, по сути, перестройку в банковском секторе, результатом которой явилось принятие закона о страховании вкладов и создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Этот шаг был продиктован сложившейся ситуацией в российской банковской системе. Несмотря на решение поставленных перед АРКО проблем и повышение деловой активности в российском банковском секторе, отказываться от института страхования вкладов было нецелесообразно. Но отсутствие четких критериев по отбору проблемных банков для оказания им финансовой поддержки требовало перехода на качественно новый уровень организации системы страхования вкладов.
До принятия закона о страховании вкладов правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств граждан составляли, главным образом, четыре нормы банковского законодательства. Это – ст. 13 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 28 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 840 Гражданского кодекса РФ и ст. 38 закона о банках предусматривающие, во-первых, обязанность банков обеспечить возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, во-вторых, создание федерального фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном соответствующим (так и не принятым) федеральным законом, в-третьих, субсидиарную ответственность Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований как гарантию возврата вкладов граждан в банках, ст. 39 закона о банках, в соответствии с которой банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов. Реально действующей была лишь система лицензирования и обязательных резервов, однако и она не смогла предотвратить банкротство значительного количества банков в результате системного кризиса в 1998 г. Обязательных резервов, депонируемых банками в ЦБ РФ, оказалось не достаточно для удовлетворения предъявляемых вкладчиками требований. Федеральный фонд обязательного страхования вкладов так и не был создан, поскольку не был принят соответствующий федеральный закон, а фонды добровольного страхования не получили дальнейшего распространения.
Следующим
этапом становления российской системы
страхования вкладов стала
По
результатам рассмотрения первичных
и повторных ходатайств банков, а
также их заявлений об обжаловании
отрицательных заключений в систему
вошел 931 банк, из них 18 банков получили
лицензию на привлечение средств физических
лиц впервые, 274 банка лишились права привлекать
средства физических лиц. По данным ЦБ
РФ, в банках, включенных в систему страхования
вкладов, было сосредоточено более 99% всех
вкладов физических лиц, размещенных в
кредитных организациях России, и около
94% всех активов банковского сектора страны.
физических лиц
Необходимость формирования системы страхования вкладов граждан в Российской Федерации впервые была предусмотрена Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", который предусмотрел одновременное создание системы обязательного и добровольного страхования вкладов. Организация первой должна была осуществляться посредством федерального фонда обязательного страхования вкладов, который создавался для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери доходов по вложенным средствам (ст. 38). Вторая представляла собой некоммерческие организации фондов добровольного страхования вкладов и выплаты доходов по ним (ст. 39) и была призвана обеспечить недостаточность страхования ответственности банка по обязательной системе, а при отсутствии системы обязательного страхования фактически восполняла этот пробел.
Центральным банком РФ были установлены требования к порядку организации системы добровольного страхования вкладов: фонд добровольного страхования вкладов может быть учрежден минимум пятью банками с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала для банков на дату создания фонда.
Согласно указанию ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. N 1346-У минимальный размер уставного капитала создаваемого банка равен 5 млн евро. Исходя из этого, совокупный минимальный уставный капитал таких организаций должен быть равен 100 млн евро. Особенности создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяются уставами этих организаций.
Таким образом, если отношения по добровольному страхованию вкладов имели свое правовое регулирование, то отношения по обязательному страхованию - не имели, и принятый Закон о страховании вкладов устранил этот правовой пробел.
Данный вид страхования относится к обязательной форме страхования, что означает его появление в силу прямого указания закона. Участие в системе обязательного страхования вкладов обязательно для всех банков. Последствия отказа банков от участия в данной системе установлены в ст. 46 Закона о страховании вкладов, главное из которых заключается в том, что если банки в течение 21 месяца не примут участия в системе, то деятельность таких банков по привлечению вкладов граждан будет прекращена.
В качестве целей системы страхования вкладов физических лиц в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» названы: