Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать такие вопросы как становление, развитие и организация системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...1
Глава I
Российская система страхования вкладов…………...………………………3
Общая характеристика системы страхования вкладов физических лиц......6
Глава II
2.1 Правовой статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов……………………………………………………………11
2.2 Организационные и финансовые основы системы страхования вкладов..12
2.3 Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам…………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список источников и литературы………………………………………………31
5)
При выплате возмещения по
вкладам Агентство
6)
При невыплате по вине
7)
В случае несогласия вкладчика
с размером возмещения по
8)
После согласования с банком
и вкладчиком суммы
9)
В случае восстановления срока
для обращения с требованием
о выплате возмещения по
10)
При несогласии с размером
подлежащего выплате
11)
Выплата возмещения по вкладам
может осуществляться по
12) Прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплата возмещения по вкладам могут осуществляться Агентством через банки-агенты, действующие от его имени и за его счет. Порядок взаимодействия банков-агентов с Агентством, включая нормы компенсации затрат банков-агентов, устанавливается советом директоров Агентства. Порядок конкурсного отбора банков-агентов устанавливается советом директоров Агентства по согласованию с федеральным антимонопольным органом.
13) Выплата возмещения по вкладам производится в валюте Российской Федерации.2
Заключение
Вопрос о сохранности банковских вкладов – один из ключевых для развития российской экономики. Давно известно: население зачастую не вкладывает деньги в банки, опасаясь не получить их обратно. И вот теперь все же принят долгожданный закон о системе обязательного страхования банковских вкладов физических лиц, который создает гарантии для вкладчиков.
Закон
о страховании вкладов
Для страхования вкладов создано Агентство по страхованию вкладов. Порядок формирования его руководящих органов и функции установлены Федеральным законом. В Федеральном законе предусматривается, что Агентству по страхованию вкладов должны быть перечислены три миллиарда рублей Агентством по реструктуризации кредитных организаций в качестве взноса Российской Федерации. Остальные денежные средства отчисляются банками по ставкам. Предусмотрены и иные источники фонда, указанные в этом же Законе.
Агентству предоставлено право проводить активные операции, что, безусловно, будет способствовать укреплению системы страхования вкладов.
Страхование является обязательным для тех банков, которые принимают вклады. Более того, те банки, которые принимают вклады, должны включаться в систему обязательного страхования.
Порядок выплаты возмещения по вкладам регулируется нормами, закрепленными в ст. 12 Федерального закона. Но этот порядок, на мой взгляд, может создавать волокиту. Например, в ч. 1 указанной статьи говорится: «Агентство в течении 7 дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств банка перед вкладчиками направляет в этот банк, а также для опубликования в «Вестник Банка России» и печатный орган по месторасположению этого банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течении месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиком Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.» А если он не получит реестр?
На мой взгляд, полномочия Агентства должны быть такими, чтобы вкладчики могли без проволочек и максимально быстро получать свои вклады при наступлении страховых случаев.
Агентство должно иметь доступ ко всей информации о вкладчиках. Пока же доступ ограничен, он возможен только после того, как наступает страховой случай. И здесь тоже есть противоречие. С одной стороны, в ч. 1 ст. 31 «Служебная, коммерческая и банковская тайна» сказано: «Агентство вправе получать информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил страховой случай, необходимую для осуществления им функций, установленных настоящим Федеральным законом», а с другой – в ст. 32 «Участие служащих Агентства в проверках банков» говорится: «Банк России привлекает служащих Агентства к участию в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, а также исполнения банками иных обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом». Но если служащие Агентства будут участвовать в проверках, то и само Агентство получит доступ к банковской тайне раньше, чем наступит страховой случай. Все равно Агентство узнает все, что захочет узнать. Поэтому уж лучше было бы сразу закрепить право Агентства получать необходимую ему банковскую информацию, не дожидаясь, когда наступит страховой случай. Обладая всей необходимой информацией, Агентство смогло бы беспрепятственно выплачивать страховые возмещения. А так получится, что в банк, который не возвращает вклады, не будет доступа или информация пропадет, и вкладчики не смогут получить возмещение.
Возникнут проблемы с получением и сохранностью банковской информации, которые надо как-то решать. Собственник информации по вкладу – вкладчик. Его права должны быть надежно защищены. Нужно внести соответствующие дополнения и в банковское, и в гражданское законодательство.
«Подводя итоги первых страховых случаев, можно констатировать, что система страхования вкладов показала свою работоспособность, а выстроенная четкая технология выплат сработала без сбоев, - отмечал генеральный директор Агентства А.В. Турбанов. – Один из основных полученных результатов заключается в том, что в процессе выплат не было зафиксировано никакой паники, никакого беспокойства среди вкладчиков».
Российская банковская система только начинает сталкиваться с негативными последствиями введения системы страхования вкладов, связанными с тем, что основным критерием выбора банка для вкладчиков теперь становится уровень процентной ставки, а не надежность банка. Исследование банковских кризисов во многих странах показали, что наличие системы страхования вкладов действительно способно повысить системные риски за счет перераспределения средств граждан в менее надежные банки.
В такой ситуации на первое место выходит проблема обеспечения эффективного банковского надзора и своевременного вмешательства в деятельность рискованных банков, принятых в систему страхования вкладов. Без полноценного решения данной задачи отечественная банковская система может столкнуться с ростом системных рисков, а задача выживания для средних банков усложнится.
При надлежащем функционировании системы страхования вкладов Агентство становится государственным органом, заинтересованным в развитии и укреплении банковской системы России.
Для дальнейшего совершенствования действующей системы страхования вкладов, возможно, потребуется внесение изменений в действующее законодательство и нормативные акты Центрального Банка Российской Федерации в части:
Таким
образом, необходима комплексная проработка
концепции развития системы страхования
вкладов, а также определение законодательных
актов Российской Федерации, в том числе
нормативных актов Банка России, которые
потребуют внесения изменений, согласований
и разработки. При этом нововведения, в
том числе внесение изменений в законодательство
России, потребуют согласования не только
с заинтересованными государственными
органами, но и с банковским сообществом.
Список источников
и литературы