Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать такие вопросы как становление, развитие и организация системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...1
Глава I
Российская система страхования вкладов…………...………………………3
Общая характеристика системы страхования вкладов физических лиц......6
Глава II
2.1 Правовой статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов……………………………………………………………11
2.2 Организационные и финансовые основы системы страхования вкладов..12
2.3 Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам…………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список источников и литературы………………………………………………31
1)
защита прав и законных
2)
укрепление доверия к
3)
стимулирование привлечения
При
этом следует учитывать тесную взаимосвязь
указанных целей, ни одна из них не
может быть достигнута в ущерб
другой. Как только банковская система
выходит из равновесия (что мы можем
наблюдать в кризисные периоды)
Основой
для достижения указанных в Законе
целей является наличие стабильной
и развивающейся банковской системы.
Непременное условие этого –
надлежащая законодательная база и
сильный орган банковского
Страхование банковских вкладов базируется на следующих принципах, закрепленных в ст. 3 Закона о страховании вкладов:
1. Обязательность участия банков в системе страхования вкладов.
2. Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств.
3.
Прозрачность деятельности
4.
Накопительный характер
Участниками системы страхования вкладов являются:
1)
вкладчики, признаваемые
2)
банки, внесенные в
3)
Агентство, признаваемое
4)
Банк России при осуществлении
им функций, вытекающих из
Или
другими словами: участниками отношений
по обязательному страхованию
Однако в рамках системы страхования вкладов отношения между банком и Агентством носят публично-правовой характер и основываются на нормах закона, а не договора страхования. Согласно ч. 3 ст. 5 Закона страхование вкладов осуществляется в силу указанного Закона и не требует заключения договора страхования. Следует отметить, что это допускается ст. 970 ГК РФ, согласно которой правила, предусмотренные гл. 48 ГК РФ, применяются к отношениям по страхованию банковских вкладов постольку, поскольку законом об этом виде страхования не установлено иное.
Соответственно, в целях недопущения смешения понятий "страхователь", "страховщик" и "выгодоприобретатель", правовое содержание которых определено Гражданским кодексом РФ, в статье 4 Закона о страховании вкладов установлено, что банки признаются страхователями, Агентство - страховщиком и вкладчики - выгодоприобретателями только для целей Закона о страховании вкладов.
Порядок выплаты возмещения по вкладам определен в ст. 12 Закона о страховании вкладов.
Статус, цель деятельности и полномочия Агентства установлены в гл. 3 Закона о страховании вкладов.
Частью 2 ст. 27 Закона установлено, что Агентство и Банк России координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.
В соответствии со ст. 5 Закона о страховании вкладов страхованию подлежат все вклады физических лиц, внесенные в банки РФ, за исключением следующих групп денежных средств:
1)
размещенные на банковских
2) размещенные физическими лицами банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
3)
переданные физическими лицами
банкам в доверительное
4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации.
Страхование вкладов осуществляется в силу Закона о страховании вкладов и не требует заключения договора страхования.
Глава II
2.1 Правовой статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов
Ключевую
роль в организации и
Агентство по страхованию вкладов является некоммерческой организацией. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Часть 5 ст. 14 Закона о страховании вкладов определяет местонахождение центральных органов Агентства - город Москва.
Агентство
осуществляет выплату вкладчикам возмещений
по вкладам при наступлении
Объем фонда Агентства по страхованию вкладов — 109,1 млрд руб. (данные на 1 июня 2010 г.). Эти деньги агентство может инвестировать в государственные облигации и в надежные небанковские корпоративные бумаги.
Показатели деятельности Агентства по данным «Ведомости» 08.04.2009:
На 1 апреля 2009 года объём средств фонда составлял 76,6 млрд руб. Из них 43 % было инвестировано в государственные облигации, 36 % — в корпоративные облигации, 5 % — в наиболее ликвидные акции.
В
2008 году выплаты вкладчикам разорившихся
банков составили 10,6 млрд руб.; чистый убыток
АСВ составил 11,5 млрд руб., он стал, в основном,
результатом переоценки ценных бумаг
на сумму 16 млрд руб.
2.2 Организационные и финансовые основы системы страхования вкладов
В
рамках организационных основ системы
страхования вкладов
Взаимодействие
федеральных органов
Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.
С указанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию, в частности:
В свою очередь Агентство:
1) информирует Банк России:
2) обращается в Банк России с предложениями:
Взаимоотношения Агентства и банков осуществляются по следующим направлениям:
1) Агентство ставит банк на учет в системе страхования вкладов путем внесения его в реестр банков на основании уведомления Банка России. Порядок ведения реестра банков установлен решением правления Агентства по страхованию вкладов от 19 февраля 2004 г.
Банк вносится в реестр на основании уведомления Банка России о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Внесение банка в реестр осуществляется в день получения указанного уведомления Банка России.
Банк исключается из реестра в случаях:
а) отзыва (аннулирования) лицензии Банка России и завершения Агентством процедуры выплаты возмещения по вкладам, установленной настоящим Федеральным законом;
б) прекращения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в связи с заменой лицензии Банка России и исполнения банком своих обязательств перед вкладчиками. Одновременно с принятием такого решения банк обязан уведомить всех вкладчиков о своем выходе из системы страхования вкладов;
в) прекращения деятельности банка в связи с его реорганизацией.
Решение о включении банка в реестр и об исключении банка из него принимается правлением Агентства по страхованию вкладов.
2)
получение Агентством от
3)
осуществление Агентством
4)
получение Агентством от банка
информации, составляющей служебную,
коммерческую и банковскую
5)
принятие Агентством участия
в проверках банков по
Одной из главных проблем при создании системы страхования вкладов является ограничение принимаемых ею финансовых рисков. Именно для ее решения и была разработана специальная процедура, в соответствии с которой осуществляется допуск в систему страхования вкладов только финансово устойчивых, стабильно развивающихся и адекватно управляемых банков.
Оценка работы Банка России по отбору банков Турбановым А., генеральным директором Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов": «Требования к банкам, желающим участвовать в системе страхования вкладов, можно условно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели Центрального Банка оценивает путем выставления банку баллов за достаточность капитала, состояние активов, доходность и ликвидность. А качественные показатели банка оцениваются по структуре его управления, прозрачности и отслеживанию рисков. Такой комплексный подход к проверке банков позволяет считать, что вошедшие в систему страхования вкладов банки имеют достоверный учет и отчетность, выполняют обязательные экономические нормативы Банка России и являются финансово устойчивыми. А это, в свою очередь, дает определенные гарантии того, что банки, работающие с депозитами граждан, будут нормально развиваться, работать прибыльно и отвечать по всем своим обязательствам. Проводимая сейчас Банком России работа, действительно является беспрецедентной по своим масштабам».