Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:00, шпаргалка
от и до:
1.Необходимость и предпосылки возникновения денег
60. Международные денежно-кредитные институты, их место и роль в регулировании валютных отношений.
По организационно - правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые и акционерные.
Акционерные делятся на акционерные банки закрытого типа и акционерные банки открытого типа. Преимуществом открытой формой является широкая возможность привлечения капитала и свободы действия, но, в то же время она меньше защищена от окружающей среды (в том числе от структур контролирующих банки).
В последние годы российские банки выходят на мировую арену и начинают составлять реальную конкуренцию признанным лидерам.
В то
же время суммарный объем капитала
российских банков относительно невелик.
Ограничен по сравнению с мировой
практикой набор
Между
тем практически все они
В 1993 г - 1995гг в структуре банков России происходили заметные изменения, связанные с увеличением, как числа новых банков, так и уставного фонда. Последнее происходило, прежде всего, по инициативе Банка Росси. В результате количество действующих банков к концу 1996 г составляло лишь 2095,что на 600 банков меньше , чем в середине 1995.
Наибольшее количество банков - около 45% сосредоточенно в Центральном районе, главным образом в Москве. Наименьшая концентрация банков приходиться на Центрально-черноземный регион - менее 1,5% . Москва сохраняет лидерство среди крупных центров и по общему количеству филиалов тех банков, которые расположены в не территории данного региона(около25%)
Процесс создания новых банков сопровождается укрупнением наиболее динамичных, проводящих агрессивную политику банковских структур. За короткий период 250 банков были преобразованы в филиалы более мощных банковских структур.
Наблюдается дальнейшая интернационализация банковской системы России за счет появления на российском рынке банков с участием иностранного капитала. Банк России установи лимит (12% ) на долю капитала иностранных банков в сумме капиталов всех коммерческих банков страны. Это связанно, с тем, что в переходный период необходимо создание определенных преференциальных условий для отечественного капитала по сравнению с иностранным в банковском секторе экономики. В то же время очевидно , что присутствие в стране банков с международно признанной репутацией является одним из условий создания благо приятного инвестиционного климата, необходимого для того, чтобы иностранные инвестиции пошли в производительные сферы экономики.
В целях
регулирования притока
Во время первого периода (до 1 января 1996 ) все банки стран ЕС ,за исключением тех банков, которые получили лицензию от ЦБ РФ и приступили к обслуживанию российских резидентов до 15 ноября 1993 г, не могли проводить операции с российскими резидентами. При этом была достигнута договоренность, не закрепленная юридически, о том, что банки государств ЕС, получившим лицензии до 15 ноября 1993г,эти лицензии подтверждаются, и они могут выполнять все виды операций , в том числе с российскими резидентами.
Параллельно
с расширением сети коммерческих
банков принимаются меры по укреплению
их надежности. В этом направлении
активную работу проводит ЦБ РФ, осуществляя
надзор и регулирование деятельности
коммерческих банков. Быстрый рост
числа банков породил проблему распыленности
банкового капитала. Изначально не
достаточность капитала влечет за собой
цепочку дальнейших негативных последствий:
невозможность предоставлять
Минимальный размер собственных средств капитала, кредитная организация, определяемых как сумма уставного капитала фондов кредитной организации и не распределенной прибыли был установлен в сумме 5 миллионов Экю (начиная с 1 января 199 года).
В результате принятых решений БР активизировал процесс создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющем новым стандартам
Таким образом, можно выделить следующие особенности построения банковской системы России.
Первый этап реформирования банковской системы.
Отличался
быстрым ростом численности кредитных
учреждений. В 1980 годах многие считали,
что найдены правильные пути быстрой
реорганизации банковского
ЦБ РФ ввел в банковскую практику два вида базовых лицензий : первая дает право на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств населения), вторая на привлечение во вклады средств физических лиц.
Общая численность банков России
в расчете
на 100.000 человек еще не достаточно.
Практически нет
Законодательные основы
были созданы в России в 1990 году, с принятия законов "О ЦБ РФ" и "О банках и банковской деятельности".
В настоящее время на рассмотрении думы находятся проекты дальнейшего развития банковской практики законов.
Вместе с тем практика свидетельствует
о проблемах банковской сфере. Кризис платежеспособности клиентов банков, плохое качество кредитных портфелей, рисковая политика, приводят к резкому снижению банковской деятельности. Нужно создание научной концепции, стратегии, развития банковской системы.
39. Реструктуризация банковской
системы
Для преодоления последствий финансовых
трудностей банков, проявившихся в период
кризиса 1998 года, Банк России намерен осуществить
комплексную программу реструктуризации
банковской системы. Основная задача в
процессе реструктуризации банковской
системы заключается в том, чтобы максимально
быстро пройти переходный период сепарации
банков на те, которые могут и должны работать,
и те, которые должны быть ликвидированы.
Все кредитные организации, действующие
на территории РФ, в результате анализа
их финансового состояния будут отнесены
к одной из следующих групп:
Банки, имеющие достаточную капитальную
базу и не испытывающие значительные затруднения
в управлении текущей ликвидностью.
Стабильно работающие региональные банки,
которые должны стать опорными в будущей
региональной банковской системе России.
Отдельные крупные банки, потерявшие
капитал и не имеющие возможности самостоятельно
продолжать банковские операции, но которые
не могут быть ликвидированы по причине
высоких социальных и экономических издержек.
Неплатежеспособные банки, утратившие
капитал, не способные поддерживать собственную
ликвидность и не имеющие перспектив для
продолжения деятельности.
В первую группу войдут все банки с положительным
капиталом, стабильным финансовым состоянием,
выполняющие пруденциальные нормы и имеющие
перспективы продолжения нормальной банковской
деятельности. К этой группе могут быть
отнесены и банки, которые испытывают
некритические трудности с недостатком
капитала и ликвидности, но приняли комплексные
планы самостоятельного финансового оздоровления.
Таким банкам могут быть предписаны временные
ограничения на проведение отдельных
видов банковских операций. Те банки, которые
не смогут своевременно осуществлять
принятые ими планы финансового оздоровления,
будут переводиться в четвертую группу.
Банки второй группы составят основу будущей
региональной банковской системы России.
К этой группе будут отнесены банки, параметры
деятельности которых соответствуют банкам
первой группы, но с учетом наличия нормально
функционирующей филиальной сети на территории
региона и за его пределами; широкого спектра
платежно-расчетных услуг; социальной
значимости банка и т.д. Банки данной категории
будут определяться Банком России по итогам
жесткого отбора, анализа всех сторон
их деятельности и проведения консультаций
с региональными органами власти, а также
при согласии самих банков.
Для каждого банка из третьей группы намечено
выбрать индивидуальную стратегию реформирования.
Одна из стратегий предполагает разделение
баланса банка, создание рядом со старым
банком нового здорового банка с участием
кредиторов и, возможно, государства, постепенное
решение проблем старого банка и развитие
деятельности нового.
Банки четвертой группы будут лишаться
банковских лицензий и ликвидироваться.
Вкладчикам и кредиторам таких банков
предполагается оказать помощь в решении
их проблем, в том числе путем перевода
средств частных вкладчиков в другие банки.
В этих целях Банк России реализует схему
гарантирования вкладов.
Для реализации механизма государственной
поддержки реструктуризации банков, банкротство
которых может угрожать стабильности
банковской системы, Правительством и
Банком России создается специальный
орган - Агентство по реструктуризации
кредитных организаций (АРКО). В функции
Агентства будет входить осуществление
необходимых для проведения реструктуризации
банковской системы мер, не свойственных
Банку России, в частности:
- приобретение контрольных пакетов акций
банков, утративших капитал, и управление
этими банками;
- принятие в залог и в управление пакетов
акций банков, управление этими пакетами;
- приобретение, реализация и посредничество
при реализации активов реструктурируемых
банков;
- организация привлечения необходимых
инвестиций (в том числе иностранных) для
реализации мероприятий по реструктуризации
банков;
- инициирование и участие в процедурах
банкротства и ликвидации банков, назначение
конкурсных управляющих в ликвидируемых
банках, назначение менеджеров в принадлежащих
ему банках.
Деятельность по реализации программы
реструктуризации на местах намечено
возложить на территориальные учреждения,
важная роль при этом отводится территориальным
учреждениям Банка России.
Необходимость
реструктуризации банковской системы
Необходимость структурной перестройки
встала перед банками еще до кризиса. Многие
банки унаследовали свою структуру от
бывших специализированных государственных
банков, из которых они развились в самостоятельные
кредитные учреждения. Унаследованная
структура постепенно пришла в несоответствие
с объективными условиями и потребностями
рынка.
Структура, существующая сегодня в большинстве
банков, зачастую не соответствует и структуре
производимых банком операций, происходит
смешение между операциями, ряд операций
производится на стыке между отделами,
что приводит к технологическим сложностям
и усложнению процедур внутреннего контроля.
Необходимость реструктурировать банковскую
деятельность не зависит от финансового
кризиса. Кризис лишь ускоряет процесс
и усложняет условия реструктуризации
деятельности кредитной организации,
что, в конечном счете, неизбежно приведет
от реструктуризации отдельных банков
к реструктуризации всей кредитно-финансовой
системы России.
Два сопутствующих фактора определяют
в настоящий момент характерные черты
этого перехода. Во-первых, чрезвычайно
слабость кредитно-финансовой системы
России в целом, существующей в ее нынешнем
виде срок исторически ничтожный сравнительно
с системами других стран. Во-вторых, процесс
реструктуризации банковских систем шел
в других развитых странах естественным
путем "снизу", на базе постепенно
возникавших низовых банковских учреждений,
сумма которых и создавала, в конце концов,
банковскую систему нового качества. В
России этот процесс идет одновременно
на двух уровнях: на локальном - на уровне
отдельных банков, и на уровне общегосударственном
- при активнейшем влиянии государственных
органов, прежде всего ЦБ РФ. Если первый
фактор носит объективный характер и его
бессмысленно оценивать с точки зрения,
хорошо это или плохо, то второй носит
субъективный характер и имеет свое как
положительное, так и отрицательное влияние.
В конечном счете, под воздействием этих
факторов и условий процессы, потребовавшие
десятилетий в других развитых странах,
в России займут несколько лет. В этом
опять-таки есть свои как положительные,
так и отрицательные стороны. Вопрос в
том, насколько быстро участники российской
банковской системы осознают всю совокупность
сложившихся факторов и насколько адекватны
сложившимся обстоятельствам будут их
действия.
40. Нормативы регулирования
Деятельность
коммерческих банков регулируется действующим
законодательством и
Риски в банковской деятельности делят на внешние и внутренние.
К внешним рискам относятся:
ликвидность
— неспособность банка
валютные риски — убытки от неблагоприятного изменения валютного курса в условиях наличия открытой валютной позиции;
риски учетной ставки — убытки от изменения процентной ставки, установленной по кредитам НБУ, в условиях фиксированной процентной ставки за предоставленные кредиты;
риски ценных бумаг — убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка.
В процессе
аудита необходимо тщательно исследовать
снижение риска ликвидности, так
как валютный риск незначителен в
связи с ограниченными
К внутренним
рискам относятся коммерческие риски
банка, связанные с человеческим
фактором — квалификацией персонала
и деловыми качествами руководителя,
исполнительной дисциплиной/качеством
аудиторской службы и др. Сюда относят
также операционно-технические
На снижение внутренних рисков направлены процедуры регистрации банков, лицензирования, аудиторских проверок, инспектирования деятельности коммерческих банков сотрудниками НБУ.
Функцию
контроля осуществляет Департамент
по банковскому надзору за деятельностью
коммерческих банков НБУ. В составе
Департамента имеются Управление методологии
и координации банковского
За деятельностью коммерческих банков НБУ осуществляет общий, интенсивный, высокой степени надзор.
Общий надзор применяется по отношению к банкам, стабильно работающим, финансово стойким, придерживающимся экономических нормативов, законодательства нормативных актов НБУ, имеющим хорошую деловую репутацию.
Интенсивный надзор распространяется на банки, которые периодические нарушают экономические нормативы, а также допускают в своей деятельности незначительные нарушения и не характеризуются финансовой стабильностью.