Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:38, курсовая работа
Межбанковские расчеты в официальной денежной единице Республики Беларусь осуществляются через автоматизированную систему межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь. Оператором АС МБР является Национальный банк Республики Беларусь, функции которого выполняет Расчетный центр Национального банка Республики Беларусь. Обязательным условием для осуществления расчетов через АС МБР является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.
Введение …………………………………………………………………………...4
1 Внедрение банковских пластиковых карточек ………………………………..5
1.2 История развития пластиковых карт в Беларуси…………………………….5
1.2 Порядок совершения операций с банковскими пластиковыми карточками………………………………………………………………………….7
2 Все о пластиковых карточках «Беларусбанка»………………………………..13
2.1 Есть 4 миллиона - и это не придел!..................................................................13
2.2 Депозит в кармане…………………………………………………………......15
2.3 Услуги дистанционного обслуживания………………………………….......17
3 Банковская пластиковая карточка: выгодно и удобно …….............................22
3.1 Развитие в РБ рынка банковских пластиковых карточек…………… .…...20
3.2 Объем безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек в Брестской области…………………………………………………………… .…22
3.3 Тренинг – новая форма обучения специалистов служб по работе спластиковыми карточками……………………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………… …27
Список использованных источников……………………………………… …...29
Платежная система Республики Беларусь
Основные функции банка-
- организация работы
с торговыми предприятиями (
- процессинг – обработка
электронных и бумажных
- расчеты с торговыми
предприятиями – оплата счетов
торгового предприятия по
- отказ от оплаты торговых счетов, если нарушены какие-либо условия договора с торговым предприятием.
Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Кроме того, банк-эквайер может осуществлять выдачу наличных по карточкам как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы.
Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам.
3. Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и протоколов операций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. В противном случае, процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов операций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.
4. Расчетный банк –
уполномоченный платежной
5. Предприятие торговли
или сферы услуг – предприятие,
Основные обязанности торгового предприятия, участвующего в системе карточных расчетов:
- принятие карточек
к оплате за товары и услуги
в качестве равноценного
- проведение авторизации в предусмотренных случаях;
- принятие мер для
задержания карточки, если предъявитель
не является ее законным
- предоставление в банк электронных и бумажных документов по операциям с карточками;
- предъявление банку для оплаты торговые счета для немедленного получения по ним денег;
- хранение конфиденциальной информации о клиенте.
6. Держатель карточки – физическое лицо, которому банк-эмитент выдал карточку и которое имеет право ее использовать в соответствии с заключенным с банком договором.
Держатель карточки:
- может использовать
карточку для оплаты товаров
и услуг в торговых
- может получать наличные деньги по карточке;
- обязан принимать меры к предотвращению утраты карточки, не передавать карточку другому лицу.
- должен сообщить в банк об утере или хищении карточки;
- может получить по карточке кредит, при условии надежной кредитоспособности.
Пластиковые карточки предоставляют их держателям уникальную по функциональным возможностям замену наличных денег, поскольку обеспечивают:
- удобство пользования карточкой – владельцу карты не нужно иметь при себе крупных денежных сумм при посещении магазинов и предприятий сервиса;
- гарантию отсутствия
ошибок в расчетах и, как
следствие, сокращение
- получение пользователем
информации от банка в такой
форме, что он может проверить
каждую операцию и предъявить
претензии в случае
- сокращение (по сравнению
с традиционными формами
- возможность осуществления денежных переводов с помощью карточки, возможность проводить коммунальные платежи;
- потенциальную возможность получения процентов не только на средства, депонированные на обычных сберегательных счетах и, следовательно, выбывшие на время из оборота клиента, но и на те суммы, которые необходимы вкладчику для повседневной оплаты товаров и услуг, так как банк начисляет проценты на остаток счета карточки;
- конфиденциальность
информации о состоянии
- возможность получения широкого спектра услуг во всех географических точках, охваченных платежной системой.
Платежная система - это совокупность
методов и реализующих их субъектов,
обеспечивающих в рамках системы
условия для использования
Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
Перед каждым банком, находящимся на этапе выбора системы обслуживания клиентов на основе пластиковых карточек, возникает комплекс технических и технологических проблем. Одной из наиболее важных в контексте разработки проекта является проблема выбора технологии обмена информацией как внутри банковской системы, так и между банком и процессинговым центром. Правила информационного обмена влияют на выбор аппаратно-программных средств, средств связи и коммуникаций, на систему обеспечения безопасности.
Проанализируем процедуры
обработки магнитных и
Если клиент при оплате покупки использует магнитную карту, на которой не хранится информация о состоянии счета клиента. Поэтому прежде чем принять ее в уплату за товары, продавец проводит авторизацию, делает запрос в банк и проверяет состояние счета клиента. Авторизация может быть голосовая (звонок по телефону) или проводится с помощью специального терминала. Банк-эмитент, соответствующим кодом одобряет или отклоняет сделку. Этот процесс происходит в режиме реального времени (on-line). Терминал печатает чеки, в которых расписывается клиент. В конце каждого дня торговец собирает чеки и передает их в свой банк. Общая сумма выручки за вычетом комиссионных переводится на его текущий счет, как правило, немедленно. Затем осуществляются межбанковские операции. Банк-эквайер рассчитывается с банком-эмитентом. А затем банк-эмитент рассчитывается со своим клиентом.
К недостаткам этой схемы можно отнести следующее:
- авторизация в режиме on-line (происходит долго и повышается себестоимость операций);
- сохранение
промежуточного бумажного
- реальное списание средств происходит позже оформления сделки (существует возможность неправомерного использования карточек).
Однако режим on-line имеет и свои преимущества как для держателя карточки, так и для банка-эмитента. Банк-эмитент, обрабатывая транзакции в реальном масштабе времени, имеет возможность управлять счетами держателей карточек; оперативно блокировать карточки и счета. Для держателя карточки сокращается промежуток времени между внесением средств на счет и поступлением их в базу данных банка; появляется возможность оперативной блокировки карточки при ее утери или хищении; существует возможность оплачивать покупки с конвертацией по курсу сети.
Микропроцессоные карточки обрабатываются несколько иначе. На карточке присутствует информация о состоянии счета клиента, т.е. в месте покупки известна та сумма денег, которой располагает клиент. Электронная карточка обрабатывается в режиме off-line (без связи с банковским компьютером). Карточка вставляется в специальное устройство (POS-терминал), клиент вводит свой ПИН-код, а продавец - сумму покупки. Терминал в считанные секунды проверяет подлинность и покупательную силу карточки. Если средств достаточно, то выполняются операции по списанию средств со счета клиента на счет продавца. Средства на счет продавца перечисляются во время сеанса связи с банком (возможно в конце рабочего дня). Но в этой схеме заложена возможность сбора информации с терминалов не только с помощью сеансов обмена по линиям связи, но и с помощью специальных технологических электронных карт или других носителей информации. В принципе эту информацию можно передать и с курьером. Узким местом в такой схеме является обновление информации о стоп-листах, в которых фиксируются карточки, утерянные или запрещенные к приему по другим причинам. Таким образом, электронные карточки значительно упрощают и ускоряют процесс прохождения платежей, не требуют постоянного использования телекоммуникационных линий связи. Расчеты по карточкам не будут остановлены при неисправности центрального компьютера или других неполадках.
Недостатки подобной схемы заключаются в следующем:
- увеличение срока между внесением средств на счет и поступлением их в базу данных;
- держатель не имеет
доступа ко всей сумме,
- невозможно оперативно заблокировать карточку.
Исторически так сложилось,
что на сегодняшний день подавляющее
большинство пластиковых
При выборе технологии всегда следует учитывать специфику конкретных условий и тот факт, что обе технологии имеют свои области применения.
Банки выступают инициаторами внедрения пластиковых карт, так как эта деятельность приносит им следующие преимущества:
- расширение депозитной
базы за счет привлечения
- возможность иметь
стабильные денежные ресурсы
на карточных счетах, обширную
клиентуру и развитую
- потенциальный захват рынка мелких платежей;
- получение банком комиссионных, взимаемых с платежных операций, совершенных в торговых точках; кроме того, клиент платит за получение карточки;
- получение дополнительного дохода в форме комиссионного вознаграждения и процентных поступлений за обслуживание торговых предприятий;
- простота совершения основной массы операций, сокращение объема наличности, и как следствие, сокращение затрат на обработку наличных денег, их транспортировку и инкассацию; организация более быстрых и удобных для клиента расчетов;
- привлечение новых
клиентов за счет
- повышение общей
- престиж и реклама
банка на пластиковых
Для представителей торговой сферы карточные расчеты имеют следующие преимущества:
- экономия на инкассации выручки;
- возможность предоставления
кредита без использования
- снижение риска благодаря
замещению банковских чеков
- повышается безопасность работы;
- повышается престиж, рейтинг торгового предприятия.
Безусловный интерес представляет пластиковая карточка для крупных предприятий при выдаче зарплаты своим сотрудникам. При реализации зарплатных проектов на основе банковских пластиковых карт, предприятия получают следующие выгоды: