Рынок банковских пластиковых карточек: российский и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:47, реферат

Краткое описание

Западные и российские банки, работающие с пластиковыми картами, идут по пути диверсификации, т. е. выпускают и обслуживают карты международных, национальных и локальных систем. Карты международных систем появились в СССР еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства

Файлы: 1 файл

Отчет по теме 3..docx

— 45.14 Кб (Скачать)
  1. История развития расчетов пластиковыми картами в России.

     Западные  и российские банки, работающие с  пластиковыми картами, идут по пути диверсификации, т. е. выпускают и обслуживают  карты международных, национальных и локальных систем. Карты международных  систем появились в СССР еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные  зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе начала создаваться  сеть предприятий, принимающих эти  карты в качестве платежного средства. В 1969 г. Diners Club и American Express подписали с Госкоминтуристом СССР первое агентское соглашение на обслуживание в СССР карточек этих платежных систем. В 1974 г. аналогичное соглашение было заключено с Visa International (тогда еще BankAmericard), в 1975 г. - с EuroCard/MasterCard, в 1976 г. - с японской СВ International. С советской стороны все соглашения подписывались специально созданным при Госкоминтуристе подразделением - Всесоюзным акционерным обществом (ВАО) "Интурист", которое организовывало расчеты по пластиковым карточкам иностранных туристов и бизнесменов в валютных магазинах "Березка" и гостиницах. Необходимые торговые расчеты от имени "Интуриста" осуществлялись через Внешторгбанк СССР.

     В нашей стране первые шаги по внедрению  системы пластиковых карточек были сделаны в марте 1988 г., когда в  Лондоне было подписано соглашение между советским бюро путешествий  ВАО "Интурист" и международной  организацией Visa International для стран Европы, Среднего Востока и Африки. В соответствии с соглашением "Интурист" стал членом этой международной организации (несмотря на то, что ВАО не являлось банковским учреждением), обладающим основными (в том числе и эмиссионными) правами, а советские граждане получили возможность пользоваться кредитными карточками. Ответным шагом EuroCard (позднееEuropay International) стало избрание своим членом Внешэкономбанка СССР.

     Известно, что с конца 1960-х гг. в нашей  стране кредитные карточки использовали только иностранные туристы в  качестве средства платежа. В 1988-1989 гг. Сбербанком СССР совместно с заинтересованными  ведомствами была разработана концепция  безналичных расчетов населения  за товары и услуги на основе пластиковых  карт.1

     Одним из крупнейших операторов, работающих с коммерческой сетью международных  платежных систем (кроме American Express), является Компания объединенных кредитных карточек (КОКК), для которой чаще используется английская аббревиатура UCS (United Card Service). Это прямой наследник "Интуриста", а затем "Интур-кредиткард".

     Сотрудничество  с международными расчетными системами  предполагает членство или партнерство  российских банков с соответствующими расчетными системами.

     Первым  советским эмитентом международных  карточек был Внешторгбанк, выпустивший  в 1989 г. "золотые" карточки EuroCard. Их было выдано очень ограниченное число, и предназначались они для узкого круга лиц. С коммерческой точки зрения это можно считать не более чем относительно удачным экспериментом в области карточного бизнеса.

     Заметным  событием на рынке карточек стало  создание компании Diners Club - Россия, российским учредителем, а впоследствии и расчетным банком которой стал банк "Империал".

     С целью расширения спектра услуг, предоставляемых своим клиентам, и в условиях препятствий со стороны  соответствующих ассоциаций некоторые  банки пошли по пути подписания агентских  соглашений с зарубежными финансовыми  институтами, т. е. начали предлагать своим  клиентам карточки, эмитируемые иностранными банками. До сих пор остаются сомнения в правомерности такой деятельности, прежде всего с точки зрения внутренних правил самих Visa и Europay.2

     Международные карточки, выпускаемые и обслуживаемые  российскими банками, имеют достаточно ярко выраженную российскую специфику. Об этом говорят фактическое отсутствие карточек кредитного типа, практика применения страховых депозитов и др.

     К началу 1995 г. около 20 российских банков являлись членами Visa International. Банков - членов Europay больше - их 42. При этом число банков, реально приступивших к выпуску карт той или иной системы, не превышало 7.

     Наряду  с рынком международных карточек появился рынок чисто российских межбанковских платежных систем, основанных на пластиковых картах. Межбанковские системы объединяют несколько банков (иногда более сотни), самостоятельно ведут процессинг операций. Они более крупные по числу  держателей карточек и развитию приемной сети, условия вступления в них  проработаны прежде всего с учетом интересов банков-участников. Крупные банки могут участвовать в создании межбанковских платежных систем. Средним и мелким банкам, желающим начать бизнес на рынке пластиковых карт без существенных первоначальных затрат, рекомендуется заняться эмиссией или обслуживанием уже существующих карточек. Были созданы российские межбанковские платежные системы, такие как STB-CardUnion Card"Золотая корона".

     Главная, цель АО "STB-Card", основанного в 1992 г., - совершенствование денежного обращения в России на основе единой системы электронных безналичных расчетов по банковским карточкам, которая дает возможность пользоваться этим средством платежа не только на всей территории нашей страны, но и за ее пределами. Ее основная особенность - полное соответствие международным стандартам.

     В 1994-1995 гг. стали также популярными  совместные карточные программы  как в системе Union Card, так и STB-Card. Первые проекты были осуществлены вместе со страховыми компаниями и зарекомендовали себя довольно эффективными, поскольку оказались выгодными для всех участников. Разрабатывались совместные карточные программы с коммерческими торговыми компаниями, имеющими разветвленную сеть магазинов и группу относительно постоянных клиентов. Совместные карточные программы не являются чисто российским изобретением, они давно уже реализуются на Западе и считаются одним из наиболее перспективных направлений бизнеса. Последний факт, как и многие другие, свидетельствует о том, что российский рынок является "испытательным полигоном", на котором будут "обкатываться" наряду со старыми и наиболее передовые идеи и технологии.

     В 1996 г. российские банки выпустили  всего 301 тыс. карт международной платежной  системы Visa International, около 292 тыс. карт Europay International и всего 666 карт Diners Club International. Число банков, выпускающих карты Europay, в 1996 г. составило 54. Карты Visa в том же 1996 г. выпускали 12 российских банков, а карты Diners Club - 3 банка.

     Резкий  рост выпуска пластиковых карточек пришелся на предкризисное время - 1997 и первую половину 1998 г. Так, с 1996 по 1998 г. объем выпуска карточек Visa вырос в 3 раза - до 1,199 млн шт., карт Europay в 5 раз - до 1,576 млн, карт Diners Club International почти в 2 раза - до 1035 шт.

     Августовский  кризис 1998 г. коренным образом изменил  ситуацию на рынке розничных банковских услуг России. Основные игроки из числа  коммерческих банков - Инкомбанк, СБС-Агро, "Российский кредит" и ряд других банков - были вынуждены уйти с рынка  пластиковых карт, оставив его  на попечительство Сбербанка, Альфа-банка, Автобанка. Получилась ситуация, когда карточки существуют, официально срок их действия не закончился, деньги на спецкарт-счете присутствуют, а расплачиваться ими за товары и услуги нельзя. Держатели банковых карт могли быть обслужены только в банке-эмитенте. Пластиковая карта не предоставляла никакого удобства пользования, фактически стала куском бесполезного пластика. Интенсивное развитие рынка банковских карт на некоторое время было приостановлено. В 1999 г. объем средств, проходивших по картам ведущих международных платежных систем, снизился по сравнению с предыдущим годом вдвое и составил чуть более $ 1 млрд.

На конец 2001 года общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2002 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2003 - до 21 млн. По состоянию на начало 2004 года, в России эмитировано почти 24 млн. карт. Интересный факт, что соотношение международных и российских систем составляют соответственно 48% и 52%. Наибольшее количество выпущенных карт и объем операций с их использованием приходится на международные платежные системы Visa и Europay/MasterCard, что объясняется, прежде всего, развитой инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием карт этих платежных систем как на территории России, так и за ее пределами. Наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: Золотая Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем.3

Лидерами российского рынка платежных карт остаются MasterCard и Visa, на долю которых приходится до 85% всех эмитированных карт в стране.4 
 

  1. Пластиковая карта как современный  инструмент безналичных  расчетов.

     Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).  
Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.  
При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно авторизация проводится "вручную", когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS - Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры - секретный ПИН-код (ПИН - Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством - банкоматом, который и проводит авторизацию. 5 
Держатель дебетовой карточки должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных средств. При осуществлении расчетов с использованием карточки синхронно уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой карточки является обязательной всегда. Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карточки необходимо вновь внести средства на свой счет.  
Для обеспечения платежей держатель карточки может не вносить предварительно средства, а получить в банке-эмитенте кредит. Подобная схема реализуется при оплате посредством кредитной карточки. В этом случае лимит связан с величиной предоставленного кредита, в рамках которого держатель карточки может расходовать средства. Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым. Возобновление кредита в зависимости от договора с держателем карточки происходит после погашения либо всей суммы задолженности, либо некоторой ее части.  
Как кредитная, так и дебетовая карточки могут быть также корпоративными. Корпоративные карточки предоставляются компанией своим сотрудникам для оплаты командировочных или других служебных расходов. Корпоративные карточки компании связаны с каким-либо одним ее счетом. Карточки могут иметь разделенный и неразделенный лимиты. В первом случае каждому из держателей корпоративных карт устанавливается индивидуальный лимит. Второй вариант больше подходит небольшим компаниям и не предполагает разграничение лимита. Корпоративные карточки позволяют компании детально отслеживать служебные расходы сотрудников. 6 

3.Классификация и виды банковских пластиковых карт.

Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты:

  1. По материалу, из которого они изготовлены:

-  бумажные; 
-  пластиковые; 
-  металлические. 
В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные в прозрачную пленку. Это ламинированные карты. Ламинирование является довольно дешевой и легкодоступной процедурой, и поэтому, если карта используется для расчетов, с целью повышения защищенности от подделок применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В то же время в отличие от металла пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту. 
2. По общему назначению: 
-  идентификационные; 
-  информационные; 
-  для финансовых операций. 
Система с использованием многофункциональных карточек реально существует за рубежом, и очевидно, что объединение многих функций в одной пластиковой карточке является перспективным, поскольку такая многофункциональная карта удобна для эмитента и для держателя. 
3. На основании механизма расчетов: 
·                     двусторонние системы. Возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.); 
·                     многосторонние системы. Предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например American Express). 
4. По виду проводимых расчетов:7 
-  кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты, а также разовый лимит на сумму одной покупки. В пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации; 
-  дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете. 
5. По характеру использования: 
·                     индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть "стандартной" или "золотой"; 
·                     семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету; 
·                     корпоративная карта выдается юридическому лицу. На основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избранным лицам (руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, привязанные к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а неиндивидуальные владельцы корпоративных карт. 
                    
6. По принадлежности к учреждению-эмитенту: 
·                     банковские карты, эмитент которых - банк или консорциум банков; 
·                     коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм; 
·                     карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно является эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.8 
 

Информация о работе Рынок банковских пластиковых карточек: российский и зарубежный опыт