Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:38, курсовая работа
Межбанковские расчеты в официальной денежной единице Республики Беларусь осуществляются через автоматизированную систему межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь. Оператором АС МБР является Национальный банк Республики Беларусь, функции которого выполняет Расчетный центр Национального банка Республики Беларусь. Обязательным условием для осуществления расчетов через АС МБР является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.
Введение …………………………………………………………………………...4
1 Внедрение банковских пластиковых карточек ………………………………..5
1.2 История развития пластиковых карт в Беларуси…………………………….5
1.2 Порядок совершения операций с банковскими пластиковыми карточками………………………………………………………………………….7
2 Все о пластиковых карточках «Беларусбанка»………………………………..13
2.1 Есть 4 миллиона - и это не придел!..................................................................13
2.2 Депозит в кармане…………………………………………………………......15
2.3 Услуги дистанционного обслуживания………………………………….......17
3 Банковская пластиковая карточка: выгодно и удобно …….............................22
3.1 Развитие в РБ рынка банковских пластиковых карточек…………… .…...20
3.2 Объем безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек в Брестской области…………………………………………………………… .…22
3.3 Тренинг – новая форма обучения специалистов служб по работе спластиковыми карточками……………………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………… …27
Список использованных источников……………………………………… …...29
Платежная система Республики Беларусь
В течение 2007 г. была проведена
реорганизация системы «
В соответствии с государственными региональными программами в ряде регионов Беларуси внедрены механизмы удаленного банковского обслуживания населения по карточкам «БелКарт»: занесение на карточку денежных средств, получение денежных средств в кредит в виде овердрафта или кредитной линии, погашение долга по кредиту, оплата коммунальных и других видов услуг. В настоящее время держатель карточки «БелКарт» имеет возможность производить более 50 видов безналичных платежей (оплата квартиры, услуг связи, тепло- и электроэнергии, газо- и водоснабжения, мобильной связи, техобслуживания, охраны жилья и т. п.). Наиболее удобным средством комплексного удаленного обслуживания населения по карточкам «БелКарт» являются банкоматы.
Опыт внедрения системы «БелКарт» в регионах показывает, что для эффективного развития безналичных расчетов необходимо более интенсивно расширять масштабы инфраструктуры, внедрять программы поощрения покупок и постоянно проводить информационно-рекламную поддержку через средства массовой информации. При создании инфраструктуры безналичных расчетов за товары и услуги с помощью карточек важным является внедрение терминалов и банкоматов универсального применения, обеспечивающих прием карточек системы «БелКарт» и международных систем на одном оборудовании.
Возможность использования карточек «БелКарт» в качестве инструмента безналичных расчетов создает условия для повышения «оседаемости» средств населения на счетах в банках, что дает основание считать технологию, используемую в системе «БелКарт», сберегающей.
В ближайшей перспективе системой «БелКарт» планируются:
1. Дальнейшее развитие
масштабов системы, расширение
инфраструктуры двойного
2. Расширение перечня предоставляемых с помощью карточек услуг: развитие схем зарплатного обслуживания предприятий и схем кредитования; расширение форм обслуживания корпоративных клиентов; удаленная инкассация наличных денег; перевод средств с текущего счета на сберегательные счета; выпуск в обращение EMV-совместимых карточек «Белкарт» нового поколения, с помощью которых можно будет совершать операции в сети банков-членов международных систем.
3. Продолжение работ по модернизации системы.
Из всего вышеска ...........
Анализируя табл. 2.2, можно сделать вывод, что по всем показателям произошел рост. В целом по республике на один банкомат приходиться 2583 карточки, на один ПВН - 1660 карточек, а на один ПТС - 761 карточка.
Показатель количества карточек на 1000 чел. за период с 01.01.2007 г. по 01.07.2008 г. увеличился с 220 банковских пластиковых карточек на 1000 чел. и на 01.01.2007 г. до 357 карточек на 1000 чел. по состоянию на 01.07.2008 г. Это объясняется тем, что в течение полутора лет количество карточек в обращении значительно увеличилось.
Показатели количества платежных терминалов, банкоматов и ПТС, оснащенных терминалами на 10 тыс. чел. по состоянию на 01.07.2008 г., характеризуются следующими цифрами: 11,6 платежных терминалов (4,3 - на 01.01.2007 г.), 1,4 банкомата (0,9 - на 01.01.2007 г.), 4,7 ПТС, оснащенных терминалами (2,9 - на 01.01.2007 г.) приходится на 10 тыс. чел. в целом по Беларуси.
В результате значительных инвестиций со стороны белорусских банков в развитие систем расчетов с использованием банковских карточек и при активной поддержке государства на отечественном рынке начала формироваться современная инфраструктура обслуживания банковских карточек различных систем расчетов, основанная на внедрении платежных терминалов и банкоматов. Так по состоянию на 01.07.2008 г. в 4568 предприятиях торговли и сервиса принимали карточки в уплату за товары и услуги (на 12 % больше, чем на 01.01.2008 г.), в 2094 пунктах выдавали наличные (на 10 % больше, чем на 01.01.2008 г.) и в 1345 банкоматах (на 25 % больше, чем на 01.01.2008 г.) держатель мог снять денежные средства со счета с использованием карточки. Наиболее активную работу по развитию элементов технической инфраструктуры обслуживания держателей карточек в 2008 г. проводил АСБ «Беларусбанк» - количество банкоматов составило по состоянию на 01.07.2008 г. - 600 шт. (45 %) (рис. 4) от общего объема; количество ПТС - 1602 шт. (35 %) (рис. 5), количество ПВН - 1164 шт. (56 %) (рис. 6).;
Рис. 4 Доля рынка по установленным банкоматам на 01.07.2008 г., %
Рис. 5 Доли рынка по количеству обслуживаемых ПТС на 01.07.2008 г., %
Рис. 6 Доли рынка по количеству обслуживаемых ПВН на 01.07.2008 г., %
В заключение анализа банкоматно-
- необходимостью крупных финансовых вложений, которыми на сегодняшний день банки не располагают. Денежные средства прежде всего необходимы для закупки и поддержания в работоспособном состоянии дорогостоящих аппаратно-програмных комплексов, организации каналов связи, закупки заготовок пластиковых карточек;
- выполнением банками не свойственных им функций (процессинг), что влечет за собой существенное увеличение штата сотрудников, работающих с пластиковыми карточками;
- дублированием затрат
на развитие параллельных
Решение банками данных проблем самостоятельно и обособленно приводит к дополнительным затратам каждого банка в отдельности на создание и обслуживание соответствующей инфраструктуры. В связи с этим, со стороны Национального банка РБ и коммерческих банков было высказано мнение о целесообразности и необходимости создания в республике отдельного предприятия. Таким образом, 14 июня 2004 г. был создан Банковский процессинговый центр, основная цель которого - координация усилий банков для развития инфраструктуры безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек.
Но, несмотря на все вышеперечисленные проблемы в формировании технической инфраструктуры, в ближайшее время следует ожидать активного развития банкоматно-терминальной сети. Данное развитие обусловлено как «давлением» со стороны держателей карточек, так и конкурентной борьбой между банками за рынок банковских карточек. Активное наращивание банками банкоматно-терминальной сети различных систем и технологий расчетов с использованием карточек является дополнительным стимулом для внедрения терминального оборудования, способного обслуживать карточки различных систем расчетов.
Немаловажным фактом является то, что почти все внедряемые в республике системы национального и локального масштаба - отечественные разработки. Помимо разработки информационных технологий и программного обеспечения в республике организовано производство технических средств для данной отрасли - некоторые виды платежных терминалов. Соответственно, это позволило создать дополнительные рабочие места, сократить отток квалифицированных кадров в другие отрасли и за рубеж, снизило потребность в импортном оборудовании.
В становлении и развитии рынка платежных карточек в Республике Беларусь можно выделить следующие этапы:
1-й этап. В создании
рынка услуг с помощью
2-й этап. Карточки становятся
обязательной услугой для
3-й этап (перспективный). В
будущем стоит ожидать, что
развитие расчетов с
Таким образом, учитывая вышеизложенный материал, можно сделать следующие выводы. Рынок банковских пластиковых карточек может и должен развиваться поэтапно. Не стоит ожидать глобальный социальный или экономический эффект на ранних стадиях. Региональный способ построения системы дает возможность в сжатые сроки создавать полнофункциональные сегменты обслуживания по заработной плате и безналичным расчетам в регионах и уже в среднесрочной перспективе получать положительный экономический эффект.
Что же касается состояния рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь, следует отметить, что среди 18 банков Республики Беларусь, осуществляющих эмиссию банковских пластиковых карточек, лидирующее место по-прежнему занимает АСБ «Беларусбанк». Однако, в последнее время и другие банки (ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк») существенно увеличили объем выпускаемых карточек и заняли существенную нишу на рынке банковских пластиковых карт.
Отечественная система безналичных расчетов на основе пластиковых карточек «БелКарт»
Проанализируем деятельность
отечественной системы
По состоянию на 01.07.2008 г. платежную систему «БелКарт» обслуживали 7 банков, 504 пунктов выдачи наличных, включая 261 банкомат, 1268 предприятий торговли и сервиса (оснащенных 3843 платежными терминалами).
С помощью карточек «БелКарт» по заработной плате на сегодняшний день обслуживаются работники предприятий во всех областях Республики Беларусь. Всего по состоянию на 01.07.2008 г. находится в обращении 354 171 карточка «БелКарт» (10 % от общего объема эмитированных карточек).
На сегодняшний день межбанковская платежная система безналичных расчетов в республике функционирует на основе микропроцессорных пластиковых карточек. Первые платежные карточки межбанковской платежной системы были выпущены 26 сентября 1995 г. ОАО «Белпромстройбанк». Уже тогда, некоторые технические параметры карточки «БелКарт» дали повод говорить о ее уникальности. Например, такой показатель как возможность настройки каждого из 4-х платежных приложений карточки более чем по 20 параметрам дает банку возможность реализовывать практически любую финансово-экономическую модель взаимоотношений с клиентом. В отличие от магнитной карточки, микропроцессорная карточка обеспечивает высокозащищенный способ хранения ПИН - кода на самой карточке, защиту данных на карточке от подделки и несанкционированного считывания, а также аудиторский след о сделках (запись результатов выполнения последних четырнадцати операций).
В настоящее время «БелКарт» -- это система межбанковских безналичных расчетов на основе банковских пластиковых карточек, имеющая государственную поддержку, а соответственно и высокую надежность. Эту систему обслуживает Национальный банк Республики Беларусь, АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», и ОАО «Белгазпромбанк».
В течение 2007 г. была проведена
реорганизация системы «
В соответствии с государственными региональными программами в ряде регионов Беларуси внедрены механизмы удаленного банковского обслуживания населения по карточкам «БелКарт»: занесение на карточку денежных средств, получение денежных средств в кредит в виде овердрафта или кредитной линии, погашение долга по кредиту, оплата коммунальных и других видов услуг. В настоящее время держатель карточки «БелКарт» имеет возможность производить более 50 видов безналичных платежей (оплата квартиры, услуг связи, тепло- и электроэнергии, газо- и водоснабжения, мобильной связи, техобслуживания, охраны жилья и т. п.). Наиболее удобным средством комплексного удаленного обслуживания населения по карточкам «БелКарт» являются банкоматы.
Опыт внедрения системы «БелКарт» в регионах показывает, что для эффективного развития безналичных расчетов необходимо более интенсивно расширять масштабы инфраструктуры, внедрять программы поощрения покупок и постоянно проводить информационно-рекламную поддержку через средства массовой информации. При создании инфраструктуры безналичных расчетов за товары и услуги с помощью карточек важным является внедрение терминалов и банкоматов универсального применения, обеспечивающих прием карточек системы «БелКарт» и международных систем на одном оборудовании.
Возможность использования карточек «БелКарт» в качестве инструмента безналичных расчетов создает условия для повышения «оседаемости» средств населения на счетах в банках, что дает основание считать технологию, используемую в системе «БелКарт», сберегающей.
В ближайшей перспективе системой «БелКарт» планируются:
1. Дальнейшее развитие
масштабов системы, расширение
инфраструктуры двойного