Расчетно-кассовые операции банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Можно сказать, что процесс первичного становления рынка банковских услуг уже закончился, данная область экономики насыщена и представляет собой двухуровневую систему, состоящую из банков и небанковских кредитных организаций. С момента начала развития банков в постсоветской Казахстана до настоящего момента банковская система проделала огромный путь. И вполне обоснованно встает вопрос не о наличии банков как таковых, а о качестве услуг, ими предоставляемых, о наличии гарантий, что банк стабилен и работает успешно.

Оглавление

Введение……………………………………………………….……………....3

1 Организация расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка……………………………………………………………………………….….6
1.1 Сущность расчетно-кассовой работы в коммерческом банке...……….6
1.2 Организация, порядок и методика проведения расчетно-кассовых операций…………………………….…………….………………………….……..10
1.3 Организация, порядок и методика учета кассовых операций………...18
1.4 Особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности………………………………………………………………………..24
2 Состояние кассовой работы в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»………………………………………………………………………....26
2.1 Оценка финансового состояния АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………………………………………………………………………26
2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана (г.Атбасар)…………………………………………………………………………..31
3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)…………………………………………………………………..41
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций…………………..…..41
3.2 Совершенствование автоматизаций расчетно-кассового обслуживания в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………….…...…...…….45
3.3 Направления повышения эффективности проведения расчётно-кассовых операций ……………………………………….. ………………………52
Заключение………………...……………………………

Файлы: 1 файл

диплом исправленный.docx

— 201.95 Кб (Скачать)

                 Содержание

     Введение……………………………………………………….……………....3

 

     1 Организация расчетно-кассовой деятельности  коммерческого банка……………………………………………………………………………….….6

     1.1 Сущность расчетно-кассовой работы  в коммерческом банке...……….6

     1.2 Организация, порядок и методика  проведения расчетно-кассовых операций…………………………….…………….………………………….……..10

     1.3 Организация, порядок и методика  учета кассовых операций………...18

     1.4 Особенности автоматизаций кассовой  работы в банковской деятельности………………………………………………………………………..24 

     2 Состояние кассовой работы в  АО «Народный Сберегательный  Банк Казахстана»………………………………………………………………………....26

     2.1 Оценка финансового состояния  АО «Народный Сберегательный  Банк Казахстана»…………………………………………………………………………26

     2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана (г.Атбасар)…………………………………………………………………………..31

     3 Совершенствование расчетно-кассовых  операций в филиале Народного  Банка (г. Атбасар)…………………………………………………………………..41

     3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций…………………..…..41

     3.2 Совершенствование автоматизаций расчетно-кассового обслуживания в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………….…...…...…….45

     3.3 Направления повышения эффективности проведения расчётно-кассовых операций ……………………………………….. ………………………52

     Заключение………………...………………………………….……………...55

 

     Список  используемой литературы…………..………….…………………..58 

     Приложения……………………………………………………………….…60

                 Введение

 

     В последние годы банковская система  Казахстана переживает бурное развитие. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих  сотрудников и новые технологии.

     Можно сказать, что процесс первичного становления рынка банковских услуг  уже закончился, данная область экономики  насыщена и представляет собой двухуровневую  систему, состоящую из банков и небанковских кредитных организаций. С момента  начала развития банков в постсоветской  Казахстана до настоящего момента банковская система проделала огромный путь. И вполне обоснованно встает вопрос не о наличии банков как таковых, а о качестве услуг, ими предоставляемых, о наличии гарантий, что банк стабилен и работает успешно.

     Коммерческий  банк - это высокоорганизованная кредитная  организация, создаваемая для привлечения  и размещения денежных средств, драгоценных  металлов, ценных бумаг юридических  и физических лиц и прочих операций на условиях возвратности и платности, обеспечивающая потребности общества, возмещающая расходы и приносящая прибыль.

     Функционирование  банка возможно с момента регистрации  его Устава в НБ РК и получения  им статуса юридического лица.

     Банк  является субъектом, удовлетворяющим  общественные потребности и получающим прибыль в результате уставной деятельности. Он оказывает и продает услуги юридическим и физическим лицам, называемым клиентами банка.

     Коммерческий  банк может рисковать только своим  капиталом, своей прибылью, но не капиталом  клиента, его прибылью. Во взаимоотношениях с клиентом он должен выступать как  партнер, деятельность которого основывается на обоюдной добровольности и заинтересованности. Коммерческий банк не может выполнять  функции государства по финансированию и безвозмездной поддержке предприятий  различных отраслей хозяйств или  решать только благотворительные функции  и задачи. Длительные партнерские  отношения банка с клиентами  и обоюдное доверие позволяют  рационально использовать ресурсы  обеим сторонам, способствуют целесообразному  вложению средств и увеличению прибыли.

     Развиваясь  параллельно с товарным производством  и тесно переплетаясь с ним, банковская система практически обеспечивает его функционирование через выполнение денежных платежей и расчетов, кредитование, посредничество и перераспределение капитала.

     В этом контексте важной частью деятельности НБ РК являются контрольные функции. И хотя по закону НБ РК не имеет права  вмешиваться в оперативную деятельность банков, он может следить за их деятельностью  путем установления нормативов, разработки нормативных актов, проведения проверок, анализа отчетности и применения штрафных санкций, причем отслеживание деятельности банков осуществляется все  более системно, и детально.

     Актуальность  темы обоснована тем, что в современных  условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные  с поставками материальных ценностей  и оказанием услуг, завершаются  денежными расчетами. Основным назначением  расчетов является обслуживание денежного  оборота (платежного оборота). Расчеты  могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Наличные и безналичные формы решают интенсивное развитие различных форм безналичных расчетов.

     На  данный момент коммерческие банки стремятся  усовершенствовать методы и инструменты  в области расчетно-кассового  обслуживания юридических и физических лиц и систему примерно на одном  уровне. Перечень предоставляемых услуг  отличается не многим, только в период острой конкурентной борьбы за каждого  клиента, разработке стратегии совершенствования  расчетно-кассового обслуживания клиентов.

     Предметом дипломной работы являются организация кассовой работы в учреждениях банков (на примере «АО Народный Сберегательный Банк Казахстана» г.Атбасар)

     Объектом дипломной работы является Атбасарский филиал Народного Сберегательного Банка Казахстана.

     Целью данной работы является изучение кассовой работы в учреждении АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» филиал г. Атбасар, понятие сущности расчетно-кассовой работы в коммерческом банке, организация, порядок и методика учета кассовых операций, особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности.

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить ряд задач:

     - изучить теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;

     - рассмотреть сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций;

     -рассмотреть организацию расчетно-кассовой работы в банке;

     - изучить методы оценки расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;

     - проанализировать и дать оценку расчетно-кассовых операций в Атбасарском филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана;

     -  рассмотреть организационную характеристику Атбасарского филиала Народного Сберегательного Банка Казахстана;

      - проанализировать структуру привлеченных средств Атбасарского филиала Народного Сберегательного Банка Казахстана;

     - проанализировать тенденции показателей эффективности расчетно-кассовых операций в Атбасарском филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана;

     - рассмотреть концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчетно-кассовых операций;

     - дать рекомендации по повышению экономической эффективности проведения расчетно-кассовых операций.

     Теоретической и методологической основой при  написании дипломной работы послужили  работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов таких как Жукова Е.Ф., Лаврушина О.И., Коробовой Г.Г., Колесникова В.И., Белоглазовой Г.Н.и др.

     В процессе анализа и обобщения  информации применялись различные  методы: анализ теоретических источников, системный и структурный анализ, анализ документов.

     Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

     В первой главе рассмотрены теоретические и методологические аспекты расчётно-кассовых операций, раскрывается сущность, формы и принципы расчётно-кассовых операций, выделяются их особенности.

     Во  второй главе проводится расчёт показателей, характеризующих эффективность  расчётно-кассовых операций и анализируется  их динамика.

     Третья  глава посвящена разработке стратегии  повышения экономической эффективности  проведения расчётно-кассовых операций, рассмотрены направления повышения  экономической эффективности проведения данных операций.

 

      1 Организация расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка 

     1.1 Сущность расчетно-кассовой  работы в коммерческом  банке 

     По  определению Лаврушина О.И. расчетно-кассовые операции – ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению [9, c. 125]. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении в стране за определенный период времени в наличной и безналичной формах средств. Это характеризуется понятием «денежный оборот».

     Белоглазова Г.Н. и Семенюта О.Г. под денежным оборотом предлагают понимать совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, которые выступают в функции средства обращения и средства платежа. Исходя изМРОТ все безналичные и часть налично-денежных платежей, связанны главным образом с оплатой труда [12, c. 140].

     Все специалисты в области банковского  дела осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих  банков традиционно и вполне обоснованно  относят к основным и даже важнейшим  базовым банковским операциям, т.е. таким, которые констатируют само понятие  банка. Между тем такие ключевые понятия, как «расчёты» и «платежи»  до сих пор не имеют в нашей  литературе однозначных и убедительных трактовок. Характерными в этом смысле можно считать следующие тезисы, принадлежащие Белову В.А [14, c. 17].

     1. Безналичные расчеты как вид расчетно-кассовых операций представляют собой процесс погашения (прекращения) денежных обязательств без использования денег не исполнением обязательств в форме передачи денег, а иным способом – без передачи какого-либо имущества вообще, в том числе денег без применения наличных денег, а именно путем зачета сторонами сделки взаимных требований, отказа от реализации встречных однородных требований. Безналичные расчеты лучше называть «безденежными расчетами», т.е. расчетами без денег.

     2. Расчеты во-первых, как особый экономический (финансовый) феномен остаются вне анализа и толкования.

     Во-вторых, использовать деньги или как средство обращения, или как средство платежа, или как средство предоплаты.

     В-третьих, нельзя согласиться с трактовкой безналичных платежей как процесса перевода плательщиком своего денежного долга потенциальному получателю денег на банк, обслуживающий этого получателя [8, c. 148]. Если даже на время забыть, что для такого перевода требуется как минимум согласие самого банка трактовок, даваемых авторами, можно сформулировать несколько правил в отношении расчетных и платежных операций [17, c. 215]:

Информация о работе Расчетно-кассовые операции банков