Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа
Можно сказать, что процесс первичного становления рынка банковских услуг уже закончился, данная область экономики насыщена и представляет собой двухуровневую систему, состоящую из банков и небанковских кредитных организаций. С момента начала развития банков в постсоветской Казахстана до настоящего момента банковская система проделала огромный путь. И вполне обоснованно встает вопрос не о наличии банков как таковых, а о качестве услуг, ими предоставляемых, о наличии гарантий, что банк стабилен и работает успешно.
Введение……………………………………………………….……………....3
1 Организация расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка……………………………………………………………………………….….6
1.1 Сущность расчетно-кассовой работы в коммерческом банке...……….6
1.2 Организация, порядок и методика проведения расчетно-кассовых операций…………………………….…………….………………………….……..10
1.3 Организация, порядок и методика учета кассовых операций………...18
1.4 Особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности………………………………………………………………………..24
2 Состояние кассовой работы в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»………………………………………………………………………....26
2.1 Оценка финансового состояния АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………………………………………………………………………26
2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана (г.Атбасар)…………………………………………………………………………..31
3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)…………………………………………………………………..41
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций…………………..…..41
3.2 Совершенствование автоматизаций расчетно-кассового обслуживания в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………….…...…...…….45
3.3 Направления повышения эффективности проведения расчётно-кассовых операций ……………………………………….. ………………………52
Заключение………………...……………………………
- автоматизация всех ежедневных внутрибанковских операций, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов;
- система коммуникаций с филиалами;
- система автоматизированного взаимодействия с клиентами - система Банк-клиент;
- аналитическая система. Анализ всей деятельности банка и системы выбора, оптимальных в данной ситуации решений;
- автоматизация розничных операций - применение банкоматов и кредитных карточек;
- система межбанковских расчетов;
- система автоматизации работы банка на рынке ценных бумаг;
- информационные системы. Возможность мгновенного получения необходимой информации, влияющей на финансовую ситуацию.
Таким образом, мы видим, что любая банковская система представляет, сложный комплекс, объединяющий сотни отдельных компьютеров и ЛВС (локально-вычислительная сеть).
Поэтому
самой главной задачей
Требования к сложной банковской системе существенно зависят от объема операций, проводимых банком. Целью является создание БС, которая обеспечивала бы персонал и клиентов банка необходимыми видами услуг, при условии, что расходы на создание и эксплуатацию не превышают доходов от внедрения БС.
Итак, для выбора наиболее удачного решения необходимо учитывать:
-
стоимость БС - здесь следует обратить
внимание на выбор
- возможность масштабирования в случае роста банка стоимость модернизации при неудачном выборе резко возрастает. Необходимо, чтобы выбранная вычислительная платформа допускала бы постепенное наращивание ресурсов в тех частях системы, где это требуется.
- наличие системы защиты информации,безопасность данных является одним из главных требований к БС. Должна быть предусмотрена как устойчивость работы при неправильных действиях персонала, так и специализированные системы защиты от преднамеренного взлома БС с корыстными или иными целями.
- надежность системы отказы отдельных элементов БС не должны приводить к ее полному выходу из строя. Кроме того, необходимо обеспечить высокую устойчивость работы БС в условиях дестабилизирующих факторов (например, помех в линиях связи или ошибочных действий персонала банка).
Наличие средств восстановления при сбоях. В БС должны быть предусмотрены средства прогноза, фиксации различных нештатных ситуаций и отказов оборудования.
Возможность
работы в режиме реального времени.
В настоящее время системы
питаOLTP (On-LineTransactionProcessing) становятся все
более распространенными при создании
БС. Внедрение систем OLTP требует от банка
весьма больших инвестиций, но преимущества
таких систем с лихвой оправдывают все
затраты
2
Состояние кассовой
работы в АО «Народный
Сберегательный Банк
Казахстана»
2.1
Оценка финансового
состояния АО «Народный
Сберегательный Банк
Казахстана»
Под финансовым состоянием понимается способность банка финансировать свою деятельность. Финансовое состояние - комплексное понятие. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования банка, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью
Доходы
и расходы учитываются с
Анализ доходности за рассматриваемый период показал, что в 2008 году получено доходов от всех видов вознаграждений и интересов в сумме 920553 тыс. тенге, что превысит сумму предусмотренную в бюджете на 423406 тыс.тенге и без учета перераспределяемых доходов планируется получить 670923 тысяч тенге, в том числе:
1.Процентные
доходы. В результате роста объемов
кредитования и увеличения
2.Непроцентные
доходы. Доходы от оплаты услуг,
предоставляемых филиалом его
клиентам определены в сумме
86168 тыс. тенге, использование
бюджета по данной статье
Анализ
расходов банка отражает уменьшение
экономической выгоды в течение
отчетного периода в финансовом
оттоке или использования активов,
либо возникновения задолженностей,
которые ведут к уменьшению капитала,
отличных от тех, которые представляют
собой распределение между
1.Процентные расходы. Затраты на выплату процентов по депозитам физических лиц по вкладам тенге и в валюте составят 192660 тыс. тенге, что превышает запланированные расходы на 24934 тыс.тенге , к установленному уровню бюджета, в результате увеличения объема среднесрочных и долгосрочных депозитов.
2.Непроцентные
расходы. Потери по купле-
Процентный доход (расход) - доход (расход), связанный с предоставлением денежных средств (привлечением ресурсов), по кредитам, депозитам и т.д., за которые Банк получает %.Непроцентный доход (расход)- доход (расход), не связанный с предоставлением денежных средств (привлечением ресурсов) и получаемый в виде комиссионных доходов и расходов за реализуемые и получаемые услуги, или выручки от реализации материальных и нематериальных активов, МБП и др.Начисление процентов по привлеченным ресурсам и предоставленным средствам производятся банками в конце месяца (процентный доход, расход).Начисление непроцентных доходов и расходов за услуги, оплата которых произойдет на следующий год, производится в конце текущего года.Результатом финансово-хозяйственной деятельности Банка за отчетный период признается разница между доходом и расходом Банка за этот период. Анализ отчета о доходах и расходах банка включает доходы и расходы за оказание услуг, предоставленных юридическим лицам (корпоративные операции) и населению (розничные операции) отражаются в отчете отдельными строками с подведением итогов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе этих операций. Несмотря на рост активов, кредитного портфеля и депозитной базы по сравнению с 2007г., темпы роста основных показателей Банка значительно уступали банкам-конкурентам. В результате по итогам года Банк уступил позиции по ряду показателей, и доля Банка на основных финансовых рынках снизились. Так на декабрь 2008г. совокупные активы банковской системы выросли по сравнению с 2007 годом на 3,5%, а доля Народного Банка в совокупных активах БВУ снизились с 19,6% до 15,9%(таблица 1).
Таблица
1 – Показатели активов, обязательств
и собственного капитала АО «Народного
Сберегательного Банка Казахстана» за
2007-2008 годы в млн. тенге
Показатели | 2007г | 2008г |
1 | 2 | 3 |
Активы | 1595075 | 1651349 |
Обязательства | 1434050 | 1460294 |
Собственный капитал | 161025 | 191055 |
Темп прироста уставного капитала с начала года | 2,19% | 5,2% |
Темп прироста активов с начала года | 29,04% | 5,4% |
Темп прироста обязательств с начала года | 29,09% | 5,2% |
Темп прироста собственного капитала с начала года | 28,49% | 6,1% |
Нераспределенный чистый доход | 7 015 241 | 8 431 264 |
Возврат на средние активы ROA (>1,5%) | 2,95% | 2,57% |
Продолжение таблицы 1 | ||
1 | 2 | 3 |
Возврат
на средний собственный капитал
ROE (>15%) 26,20% |
29,80% | 25,68% |
Источник: Годовой отчет АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» |
Анализ Активов Народного Банка за 01.01.2008 год показали, что они выросли по сравнению с 2007 годом на 3,5% и составили 1 6513 49 млн. тенге. Рост активов происходил главным образом за счет роста объема кредитного портфеля клиентам. К концу года объем кредитного портфеля нетто вырос до 319,1 млрд. тенге, что на 10,1 млрд. тенге, больше показателя 2007 года. При этом последовательно росла доля кредитного портфеля в активах Банка с 50% до 53%. Однако по итогам года Банк несколько уступил позиции на рынке банковского кредитования, за январь-декабрь его доля снизилась с 18,6% до 17,2% от общего объема выданных кредитов клиентам банков на конец года.
Одновременно наблюдалась обратная тенденция снижения вложений в ценные бумаги (на 14,9 млрд. тенге или 49%), что было характерно для банковской системы в целом и связано с общей тенденцией снижения уровней доходности по государственным ценным бумагам. Их доля в активах Банка снизилась с 29 до 12%
Анализ динамики изменения обязательств банка показал, что они достигли 142,5 млрд. тенге (рост 38,8%), за счет увеличения депозитной базы – средств и депозитов клиентов до 473,1 млрд. тенге и займов банков и финансовых организаций.
В структуре обязательств наблюдается увеличение доли депозитов банков ( с 0,6% до 2,3%) и межбанковских займов (с 2,4% до 6,2%).
Изменение величины собственного капитала на начало 2008 года составил 1 412 895 83 млн. тенге, увеличившись на 2,7%. Низкие темпы роста капитала Банка в течение всего года являлись ограничительным фактором роста активов Банка и объемов привлечения ресурсов. Собственный капитал банков второго уровня за январь-декабрь вырос на 2,4%, в итоге доля Народного Банка в совокупном капитале банковской системы снизились с 8,3% до 6,6% на конец года.
Наращивание объемов и повышение доходности проводимых операций - одна из основополагающих задач менеджмента банка.
Прибыль банка (доход нетто) выросла на 14,1% и составила 630,4 млн. тенге. Расширение числа предлагаемых кредитных продуктов, реализация специальных программ кредитования по селективным секторам рынка позволили увеличить размеры получаемого вознаграждения (интереса) по кредитам клиентуре до 3,8 млрд. тенге - на 17,4% больше по сравнению с 2007 годом. Объем чистого вознаграждения (интереса) увеличился на 3,9% (3,1млрд. тенге). Структура доходов представлена в таблице 2.
Таблица
2 – Структура доходов АО «Народного Сберегательного
Банка Казахстана» за 2007-2008 годы
Показатели | 2007 | 2008 |
Вознаграждение (интерес) полное | 4235241 | 5092993 |
По средствам и ссудам банкам | 295 336 | 276 436 |
По ссудам клиентам | 3 216 242 | 3 775 075 |
По ценным бумагам | 723 663 | 1041 482 |
Вознаграждение (интерес) уплаченное | 1 215 369 | 1955 524 |
Вознаграждение (интерес) чистое | 3 019 872 | 3137 469 |
Непроцентный доход | 5 197 740 | 8649 289 |
Плата за обслуживание, перевод платежей и комиссионные сборы | 2 526 385 | 270 4687 |
Доход от финансовых операций | 1 771 491 | 642 193 |
Чистый доход от переоценки | 326152 | 563 057 |
Прочие доходы | 899 864 | 4739 352 |
Источник: Годовой отчет АО «Народного Сберегательного Банка Казахстана» |