Расчетно-кассовые операции банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Можно сказать, что процесс первичного становления рынка банковских услуг уже закончился, данная область экономики насыщена и представляет собой двухуровневую систему, состоящую из банков и небанковских кредитных организаций. С момента начала развития банков в постсоветской Казахстана до настоящего момента банковская система проделала огромный путь. И вполне обоснованно встает вопрос не о наличии банков как таковых, а о качестве услуг, ими предоставляемых, о наличии гарантий, что банк стабилен и работает успешно.

Оглавление

Введение……………………………………………………….……………....3

1 Организация расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка……………………………………………………………………………….….6
1.1 Сущность расчетно-кассовой работы в коммерческом банке...……….6
1.2 Организация, порядок и методика проведения расчетно-кассовых операций…………………………….…………….………………………….……..10
1.3 Организация, порядок и методика учета кассовых операций………...18
1.4 Особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности………………………………………………………………………..24
2 Состояние кассовой работы в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»………………………………………………………………………....26
2.1 Оценка финансового состояния АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………………………………………………………………………26
2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана (г.Атбасар)…………………………………………………………………………..31
3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)…………………………………………………………………..41
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций…………………..…..41
3.2 Совершенствование автоматизаций расчетно-кассового обслуживания в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………….…...…...…….45
3.3 Направления повышения эффективности проведения расчётно-кассовых операций ……………………………………….. ………………………52
Заключение………………...……………………………

Файлы: 1 файл

диплом исправленный.docx

— 201.95 Кб (Скачать)
 

     Банк  значительное внимание уделял проблемам  роста непроцентных доходов. Развитие системы финансовых услуг для  корпоративных и частных клиентов, повышение активности на валютном рынке, а также рационализация управления валютной позицией Банка способствовали увеличению непроцентных доходов. Комиссионные доходы выросли на 7,1% (2,7 млрд. тенге).

     Увеличение  уставного капитала было осуществлено за счет дополнительной четвертой эмиссии  акций в размере 6 031 666 акций с  номиналом по 100 тенге. Акции были размещены среди 1 038 акционеров Банка  по рыночной стоимости 141 тенге. Средства, полученные от эмиссии, были направлены на капитализацию Банка. Исполнение нормативов достаточности капитала представлены в таблице 3. 

     Таблица 3 – Исполнение нормативов достаточности капитала АО «Народного Сберегательного Банка Казахстана» за 2007-2008 годы 

Норматив  достаточности капитала 2007 2008
1 2 3
Капитал 1 уровня (тыс. тенге) 3 381 908 3 936 039
Продолжение таблицы 3
1 2 3
Капитал 2 уровня (тыс. тенге) 1 675 766 1 460 710
Собственный капитал (тыс. тенге) 4 914 920 5 199 153
Коэффициент достаточности капитала 1 уровня 0,069 0,065
Коэффициент достаточности финансового капитала 0,139 0,139
Инвестиции  в нефинансовые активы к капиталу 1 ,366 1,286
Источник: Годовой отчет АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»
 

     Анализ  исполнения пруденциальных нормативов банка говорит о том, что банк исполняет пруденциальные нормативы  достаточности собственного капитала. Регулятивный капитал первого уровня составил на конец года 3,9 млрд. тенге. Размеры регулятивного собственного капитала - 5,2 млрд. тенге (рост 9,2 %). Увеличение размеров капитала позволило улучшить соотношение инвестиций в нефинансовые активы и капитала.

     Увеличение  размеров капитала позволяет Банку  расширять размеры привлечения  ресурсов и увеличить объемы кредитования экономики.

     Банк  увеличил привлечение средств населения на 9,6%. Остатки средств на счетах частных лиц составили 29,0 млрд. тенге (рост на 9,2%). Количество счетов частных вкладчиков выросло с 15,7 до 16,6 млн. единиц. На конец года на долю, Банка приходилось 52,8% общей суммы депозитов населения и 14,3% депозитов юридических лиц, размещенных в банках второго уровня.

     Это создало возможности для увеличения кредитного портфеля. Благодаря реализации специальных кредитных программ, включая программы по финансированию малого и среднего бизнеса, банк расширил объемы кредитования реального сектора. Размер ссудного портфеля (ссуды, лизинги) увеличился на 15,1%, составив 20,6 млрд. тенге. На долю Народного Банка приходится около 16% рынка кредитов

     На  конец года Банком исполняются все  пруденциальные нормативы.

     Достаточный запас имеется по показателям  текущей ликвидности К4 (1,11 при  нормативном значении 0,3) и краткосрочной  ликвидности К5 (1,09 при нормативном  значении 0,5)

     Проведя, финансовый анализ финансового состояния  по главным показателям АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» можно сделать выводы, что Активы Народного Банка выросли по сравнению с 2007 годом на 3,5% и составили 1651349 млн. Тенге. ОбязательстваБанка достигли 1460294 млн. тенге (рост 1,7%), за счет увеличения депозитной базы – средств и депозитов клиентов до 473,1 млн. Собственный капитал на начало 2008 года составил 1 412 290 млн. тенге, увеличившись на 2,7%. Уставной капитал банка был увеличен на 603,2 млн. тенге. На конец года он составил 3 615,1 млн. тенге.

     Оценивая  текущее положение банка на финансовом рынке Казахстана, и определяя  перспективные планы, можно с  уверенностью говорить об оптимистичном  прогнозе дальнейшего развития АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» как одного из крупнейших банков страны. 

     2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного банка (г.Атбасар) 

     Филиал  Народного банка в г.Атбасардействует на основании Устава акционерного коммерческого банка от 21.06.1996 г., Лицензии выданной Национальным банком, на право совершения банковских операций и сделок в Республике Казахстан и за ее пределами.

     Народному банку предоставляется право на совершение следующих кредитно-расчетных операций в тенге и иностранной валюте:

     - привлекать и размещать денежные вклады, депозиты, и кредиты по соглашению с заемщиком;

     - осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;

     - открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов;

     - выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;

     - привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов.

     Усиление  конкуренции между банками за привлечение клиентов требует от всех кредитных учреждений особого  внимания к проблеме организации  отношений с клиентами, расширения круга банковских услуг, повышения  их качества, установления партнерских  отношений между банком и его  клиентами.

     Специфика организации работы с клиентурой банка в каждом конкретном случае риском учете по балансовым и внебалансовым  счетам. Таким образом, все документы, которые поступили в операционное время, подлежат оформлению и отражению  по счетам в этот же день. Документы, которые поступили по истечении  операционного времени, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после  операционного времени оговаривается  в договорах по обслуживанию клиентов.

     Прием платежных документов от клиентов в  течение операционного дня производится непосредственно операционным работником. Если документы по какой-либо причине  не могут быть приняты к исполнению, то клиенты об этом извещаются либо в устной форме, либо по телефонной связи. Не исполненные документы  подкладываются к выписке с отметкой «без исполнения».

     Комплекс  услуг по обслуживанию счета предполагает:

     - выполнение распоряжения клиента о перечислении соответствующих сумм со счета;

     - совершение расчетов в формах, установленных законом и банковскими правилами через сети РКЦ или счета своих банков-корреспондентов.

     - зачисление поступивших денежных средств на счёт клиента;

     - приём документов на отложенное исполнение;

     - выдача выписки из лицевого счёта;

     - консультирование по вопросам оформления платежных документов.

     Расчётные операцииосуществляется в течение  одного часа. Более 99% переводов средств  по поручению клиентов осуществляется посредством электронных платежей через собственную корреспондентскую сеть Народного банка и систему расчётов Национального Банка.

     Группировка клиентов по размеру среднедневного остатка средств на бюджетных  счетах филиала Народного банкав 2008 году представлена в таблице 4. 

     Таблица 4 – Группировка клиентов по размеру среднедневного остатка средств филиала АО «Народного Сберегательного Банка Казахстана» за 2008 год 

Среднедневной остаток средств на счетах клиентов Всего в т.ч. по бюджетным счетам
Количество  клиентов, ед. Объем среднедневных остатков средств на счетах. Кредитовый оборот по счетам клиентов Количество  клиентов, ед. Объем среднедневных  остатков средств на счетах. Кредитовый оборот по счетам клиентов
1 2 3 4 5 6 7
Тенговые расчетные, текущие счета:            
Неработающие  счета 3 2778 265680 - - -
Менее 50 тыс. тг. 769 8674 2819113 - - -
От 50 до 100 тыс.тг. 100 13907 3863963 13 277 455
От 100 до 500 тыс.тг. 284 18735 5281139 18 214 400
От 500 тыс. до 1 млн.тг. 181 30049,3 13927224 11 251,3 290
От 1 млн. до 5 млн.тг. 37 19146 8804227 7 178 345
От 5 млн. до10млн.тг. 4 4825 3849757,9 3 360 900,9
Продолжение таблицы4
1 2 3 4 5 6 7
От 10 млн. до30 млн.тг - - - - - -
От30млн.до100млн.тг - - - - - -
Итого 1378 98114,3 38811103,9 52 1280,3 2390,9
Источник: Отчет филиала АО «Народного Сберегательного Банка Казахстана» г.Атбасар
 

     Как показано в таблице 4количество клиентов по размеру среднедневного остатка средств в 2008 г. составляет 1378 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 98114,3 тыс. тенге, кредитовый оборот по счетам клиентов -38811103,9 тыс.тенге.

     В настоящее время среди клиентов Атбасарского филиала Народного банкаесть представители всех групп: крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса.

     Крупный бизнес представлен, в первую очередь  заводами, крупными предприятиями (производство труб, выплавка стали, производство тракторов и т.д.). Группировка крупных клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах Филиала Народного банка в 2008 году приведена в таблице 5 средних клиентов - в таблице 6, клиентов сферы малого бизнеса (без индивидуальных предпринимателей) - в таблице 7, а ИП - в таблице 8. 

     Таблица 5 - Группировка крупных клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах Филиала Народного банка в 2008 год 

Среднедневной остаток средств на счетах клиентов Всего
количество  клиентов, ед. объем среднедневных  остатков средств на счетах, тыс. тг. кредитовый  оборот по счетам клиентов тыс. тг.
1 2 3 4
Менее 50 тыс. тг. - - -
От 50 до 100 тыс. тг. - - -
От 100 до 500 тыс. тг. - - -
От 500 тыс. до 1 млн.

тг.

1 6698 5773285
От 1 млн. до 5 млн. тг. 1 8931 7697714
От 5 млн. до 10 млн.

тг.

1 4465 3848857
Продолжение таблицы 5
1 2 3 4
От 10 млн. до 30

млн. тг.

- - -
От 30 млн.

до 100 млн. тг.

- - -
Свыше 100 млн. тг. - - -
Итого 3 20094 17319856
Источник: Отчет филиала АО «Народного Сберегательного Банка Казахстана» г.Атбасар

Информация о работе Расчетно-кассовые операции банков