Расчетно-кассовые операции банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Можно сказать, что процесс первичного становления рынка банковских услуг уже закончился, данная область экономики насыщена и представляет собой двухуровневую систему, состоящую из банков и небанковских кредитных организаций. С момента начала развития банков в постсоветской Казахстана до настоящего момента банковская система проделала огромный путь. И вполне обоснованно встает вопрос не о наличии банков как таковых, а о качестве услуг, ими предоставляемых, о наличии гарантий, что банк стабилен и работает успешно.

Оглавление

Введение……………………………………………………….……………....3

1 Организация расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка……………………………………………………………………………….….6
1.1 Сущность расчетно-кассовой работы в коммерческом банке...……….6
1.2 Организация, порядок и методика проведения расчетно-кассовых операций…………………………….…………….………………………….……..10
1.3 Организация, порядок и методика учета кассовых операций………...18
1.4 Особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности………………………………………………………………………..24
2 Состояние кассовой работы в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»………………………………………………………………………....26
2.1 Оценка финансового состояния АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………………………………………………………………………26
2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана (г.Атбасар)…………………………………………………………………………..31
3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)…………………………………………………………………..41
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций…………………..…..41
3.2 Совершенствование автоматизаций расчетно-кассового обслуживания в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………….…...…...…….45
3.3 Направления повышения эффективности проведения расчётно-кассовых операций ……………………………………….. ………………………52
Заключение………………...……………………………

Файлы: 1 файл

диплом исправленный.docx

— 201.95 Кб (Скачать)
 

     Как показано в таблице 11 количество платежных документов всего в 2006 г. составило 2068, в 2007 г. - 3400, в 2008 г. - 3865, из них количество необработанных документов составило в 2006 г. - 660 документов, в 2007 г. - 567, в 2008 г. - 665 документов.

     Доля  необработанных документов в течение  анализируемого периода варьировалась  незначительно и находилась в пределах 4-5% от общего числа документов. 

     Таблица 12 - Динамика количества необработанных документов филиала АО «Народного Сберегательного Банка Казахстана» г.Атбасар за 2007 -2008 годы 

Наименование  показателя Год
2007 2008
Темп  роста количества необработанных документов, всего 99,39 113,43
в том числе    
– из-за ошибок в оформлении 98,21 114,55
– из-за отсутствия средств на счете клиента 100,27 112,60
Источник: Отчет филиала АО «Народного Сберегательного Банка Казахстана» г.Атбасар
 

     Из  таблицы 12 следует темп роста количества необработанных документов Филиал Народного банка в 2007 году составил 99,39%, а в 2008 году 113,43%. Темп роста количества необработанных документов из-за ошибок в оформлении в 2007 году составил 98,21%, а в 2008 году 114,55%. Темп роста количества необработанных документов из-за отсутствия средств на счете клиента в 2007 году составил 100,27%, а в 2008 году 112,60%.

     Наиболее  быстрыми темпами растут остатки  средств на счетах торгово-посреднических организаций и организаций, относящихся  к прочим секторам экономики. Причины  заключаются в большом количестве данных предприятий, находящихся на обслуживании в банке. К тому же происходит увеличение объемов производства по данным отраслям экономики.

     На  сегодняшний день расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц Филиал Народного банканаходится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему расчетно-кассового обслуживания преодолевать возникающие проблемы.

     К одной из таких проблем можно  отнести медленное внедрение  новых технологий, технологическое  отставание от банков конкурентов. Банку  приходится ежедневно обрабатывать тысячи, а иногда и десятки тысяч  платежных поручений. От оперативности  этого процесса зависит репутация  банка, а в конечном итоге, и его  положение на рынке.

     Таким образом, Филиал Народного банкаимеет право на совершение следующих кредитно-расчетных операций в тенге и иностранной валюте: привлекать и размещать денежные вклады, депозиты, и кредиты по соглашению с заемщиком; осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание; открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов; выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме; привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов.

     Стратегической  задачей Филиала Народного банкапо депозитам прежде всего связано с неконкурентоспособными ставками по депозитам.

     Количество  клиентов по размеру среднедневного остатка средств в 2008 г. в Атбасарском филиале Народного банка составляет 1378 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 98114,3 тыс. тг., кредитовый оборот по счетам клиентов – 38811103,9 тыс. тг.

     В настоящее время среди клиентов Филиала Народного банкаесть представители всех групп: крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса.

     Количество крупных клиентов в 2008 г. составила 3 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 20094 тыс. тг., кредитовый оборот по счетам клиентов – 17319856 тыс. тг.

     Средний бизнес представлен предприятиями  различных секторов экономики (торговля, промышленность, образование, прочих отраслей). Суммарные обороты за 2008 год по счетам данной группы составили 6033865,5 тыс. тенге. Годовые среднедневные остатки 30 665 тыс. тенге.

     В филиале Народного банкадокументооборотв основном осуществляются двумя путями: через кассовый центр НБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений).

     Кассовые операции в банке осуществляются по  процедурам разработанным в соответствии с «Законом о платежах и переводах денег в РК», «Правилами использования и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории РК» № 179 от 25 апреля 2000 года, «Правилами ведения кассовых операций в банках второго уровня и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций РК» № 58 от 3 марта 2001 года.

     Расчеты между клиентами в основном производятся через платежные поручения или  платежные требования-поручения.На первом экземпляре принятого к исполнению платежного поручения менеджер проставляет  время приема платежа (в верхнем  углу), дату оплаты и подпись (в нижнем правом углу), на остальных экземплярах  в нижнем правом углу проставляет  дату, подпись и штамп.Первый экземпляр передается в отдел платежных систем для дальнейшей обработки документа.

     3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)

     3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций

 

     Функционирование  надежной системы расчетов является одной из главных задач современного крупного кредитно-финансового института. В сложившихся условиях жесткой  борьбы банков за клиентов, побеждает  тот банк, который может обеспечивать высокоскоростное («день в день») проведение платежей по всей стране.

     Внедрение электронного документооборота позволило  значительно сократить время  прохождения платежей (до нескольких часов: с момента списания со счета  до момента зачисления на счет в  другом банке). Это стало возможным  благодаря использованию современных  средств связи, специального шифровального  программного обеспечения и признанию  законодательно ЭЦП (электронно-цифровой подписи) и ЭПД (электронных платежных  документов, и, в зависимости от направлений, отправляется дальше. Преимущество данной технологии заключается в том, что  отправка файлов на ТРЦ может происходить  в течение всего дня, т.е. списали  определенное количество платежных  поручений – отправили в расчетный  центр и так несколько раз  в день. Таким образом, чем раньше мы отправим платежный документ, тем  выше вероятность, что он дойдет до конечного получателя «день в  день» [37, c. 5]

     В плане получения зачисления на счета  клиентов все происходит аналогично:

     - получение файла из ТРЦ

     - проверка на целостность ЭЦП и расшифровка

     - формирование единого файла входящих платежных документов.

     - обработка файла бухгалтерией.

     - передача файлов в структурные подразделения отделения для зачисления.

     - зачисление на расчетные (лицевые) счета (автоматически или вручную).

     К файлам с ЭПД прилагается выписка, которую ТРЦ формирует для  филиала два раза в день:

     - промежуточная выписка (в 14 часов 00 минут)

     - окончательная выписка (в 07 часов 00 минут)

     Сейчас  можно смело утверждать, что платежное  поручение клиента принесенное  до 11 часов через 3–5 часов окажется.

     Однако, существуют внутренние банковские технологии, позволяющие проводить платежи внутри одного банка практически ежесекундно.

     При такой технологии (она носит название «mainframe») есть главный компьютер (основной сервер). Все операции по обработке  данных происходят на нем, а центральные  компьютеры в отделениях банка служат для систематизации исходящих и со всеми прикладными программами («Операционный день», «Баланс», «Кредиты» и т.п.) [32, c. 32].

     - отсутствие ручной обработки информации.

     Единственным  недостатком данной системы является стационарное программное обеспечение (т.е. невозможность быстрой его  адаптации к изменяющимся условиям). Однако в современных условиях для  того, чтобы выжить, банкам придется внедрять у себя онлайновые технологии, позволяющие минимизировать время  прохождения платежа до конечного  получателя.

     Кроме внедрения описанной системы  для ускорения расчетов следует  использовать систему «Клиент + Банк».

     При помощи системы «Клиент + Банк» клиент сможет не выходя из своего офиса [20, c. 15]:

     1) Подготавливать платежные документы  и отправлять в банк при  помощи модема, подключенного к  своему компьютеру;

     2) файлы.

     Пакет документов банка может содержать:

     - извещения о прохождении платежных документов;

     - заказанные выписки по счетам;

     - курсы валют, установленные НБ;

     - любые текстовые и прочие файлы.

     Система «Клиент + Банк» это [26, c. 40]:

     - программные средства для набора и хранения платежных документов;

     - различные типы документов, от простых текстовых сообщений в произвольной форме до сложных форматов платежных и других документов.

     Система построена по принципу наращиваемости, – то есть базовая система обработки электронных документов «умеет» обрабатывать всего несколько простейших типов документов, а все остальные, – платежные поручения, требования, ордера, выписки и т.д. – реализованы подключаемыми к системе обработки электронных документов модулями. Соответственно, если изменился порядок работы с каким-либо типом документов, обновлять необходимо только соответствующую компоненту, а не всю систему обработки документов [36, c. 280]. Криптосистема используется для электронной подписи документов (что гарантирует защиту электронных документов от подделки) и зашифрования-расшифрования (что гарантирует защиту информации от просмотра, даже если она передается по открытым каналам связи).

     До  начала установки программного обеспечения  клиент должен убедиться в отсутствии вирусов на своем компьютере, ввести пароль для доступа к дистрибутиву, после этого загружает дистрибутив  из раздела «Загрузка»;

     а) самостоятельно (с получением дистрибутива по e-mail): диктует специалисту службы сопровождения свой адрес e-mail, и  после этого он присылает дистрибутив;

     б) самостоятельно (на дискетах): в этом случае клиенту придётся приехать к  специалисту лично, обратится в  ОПЕРО или филиал, в котором  он обслуживается. С собой необходимо иметь 3 дискеты 1.44.

     в) с выездом специалиста: клиент должен договориться со специалистом о времени  установки. В этом случае необходимо предоставить транспорт туда и обратно. Плата за установку взимается  банком согласно утверждённым тарифам.

     Для установки и работы системы «Клиент + Банк» необходима следующая минимальная  конфигурация оборудования и программного обеспечения (табл. 13): 

     Таблица 13 - Необходимое оборудование и программное обеспечение для организации расчетно-кассовой работы 

Оборудование: Требования
Процессор Intel Celeron M
Оперативная память, не менее 2048 Мб
Свободного  места на жестком диске (при установке) 20 Гб
Свободного  места на жестком диске (при текущей  работе) 300 Гб
Программное обеспечение: «CognitiveForms»: Ввод платежных поручений»
Операционная  система Microsoft Office, Windows Movie Maker
Источник: Компания Microsoft

Информация о работе Расчетно-кассовые операции банков